по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 07, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 27-07-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2018
Сценические искусства
Карпеченко В.В. - О социальном назначении самодеятельных театральных коллективов (на примере г. Владивостока) c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.7.26835

Аннотация: В статье, на примере некоторых театральных самодеятельных коллективов г. Владивостока анализируется их социальное назначение. Рассматривается роль и польза современного самодеятельного театра. Следуя выбранным критериям, автор даёт подробное описание деятельности каждого коллектива (руководитель, репертуар, количество и возраст участников, гастрольная, коммерческая и благотворительная деятельность). Из чего определяются положительные стороны самодеятельности и основные трудности функционирования театральных коллективов: 1. Отсутствие материально-технической базы. 2. Отсутствие собственного помещения. 3. Отсутствие гастрольной деятельности. Методом исследования в данной статье является наблюдение, описание и сравнение современных театральных самодеятельных коллективов г. Владивостока. Автор обнаруживает в г. Владивостоке около 40 самодеятельных театральных коллективов и около 10 самодеятельных театров. Особое внимание уделяется деятельности самодеятельного коллектива, которая направлена на всестороннюю социализацию человека в обществе. В результате анализа выявляется потребность содействия и поддержки со стороны городских и муниципальных властей.
Актуальный вопрос
Юренева Т.Ю. - Музеи России в контексте европейских статистических измерений c. 8-20

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.7.26899

Аннотация: В статье анализируется обеспеченность музеями населения России и европейских стран, а также посещаемость российских и европейских музеев. В рамках изучаемой проблемы объектом исследования являются музеи России и Европы, а предметом исследования — их количественные измерения: число музеев и число музейных посещений. Объективная информация о развитии российской музейной сферы не только на национальном уровне, но и в сравнении с другими странами региона необходима для целей стратегического планирования и осуществления конструктивной культурной политики. Эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Европейской группы по музейной статистике. Статистическая информация анализировалась с помощью табличного метода и графического метода. Новизна исследования состоит в том, что данные о российских музеях впервые представлены в контексте европейских статистических показателей. Статистические сведения России и большинства европейских стран собраны на основе разных дефиниций, разных методов и разных классификаций, поэтому данные таблиц и диаграмм имеют исключительно ориентировочный характер. Для разработки стратегии дальнейшего развития музейной деятельности в России необходим полномасштабный учет всех действующих музеев независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и наличия статуса юридического лица.
Культура и культуры
Изотова Н.Н. - Борьба сумо как способ сохранения и трансляции культурных ценностей c. 21-29

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.7.26752

Аннотация: Предметом исследования является традиционная японская борьба сумо, обладающая статусом «национального вида спорта». Актуальность темы детерминирована как малой изученностью материала, так и возрастающим интересом к культуре Японии, которая, сформировав своеобразные национальные традиции, оберегает их с особой настойчивостью. Цель исследования – определить характерные особенности, место и роль сумо в социокультурной жизни японского общества. Автор характеризует основные этапы развития борьбы, определяет факторы, повлиявшие на ее становление. Особое внимание уделяется выявлению этнокультурных особенностей ритуалов и церемоний единоборства. Методологической основой статьи послужил междисциплинарный и комплексный подход. При анализе и интерпретации собранных данных использовался структурно-описательный метод, что позволило в диахроническом аспекте проследить эволюцию борьбы. Проведенный анализ позволил установить, что, сумо, являясь неотъемлемой частью культуры, несет в себе особые культурные коды, вырабатывает собственную семиотическую систему ментальных смыслов, архетипов и отношений, отражающую характер ценностных установок японцев. Вехи становления и развития сумо тесно взаимосвязаны с общественными отношениями на разных этапах исторического развития. Зародившись как религиозный ритуал, сумо превратилось в профессиональный вид спорта, популярный не только в Японии, но и за ее пределами. Новизна исследования заключается в выявлении регулятивной функции сумо. Семантика поединков, сохранив мифопоэтическое содержание, не изменилась со времени эпохи Эдо. Строго регламентированные ритуалы и церемонии, уходящие корнями в синтоистские воззрения, передаются из поколения в поколение, стимулируют нравственное поведение современных японцев, способствуют сохранению и трансляции традиционных культурных ценностей.
Философия культуры
Герасимова И.А. - Мысль, связующая миры. Сакральные символы в творчестве Н. К. Рериха c. 30-50

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.7.26720

Аннотация: Предмет исследования – концепт «пространственной мысли» в философском, литературном и художественном творчестве Н. К. Рериха. Символы «пространственной мысли» в художественном творчестве Рериха исследуются сквозь призму его философских воззрений и Учения Живой Этики. Проводится сравнительный анализ текстов Живой Этики с философскими учениями Запада, Востока, отечественной мысли. Исследуются особенности «пространственной мысли» как общекультурной мировоззренческой универсалии. Особое внимание уделено уровням течения мысли в процессе творческого мышления. Обсуждается вопрос об актуальности идей Рериха о ценностях духовной культуры. В целях анализа творческого стиля Н. К. Рериха используется междисциплинарный подход. Содержание картин Рериха, в которых представлены символы «пространственной мысли», анализируется в контексте философских воззрений художника. Автор опирается на культурно-исторические исследования символизма и данные работ историков. Художественный стиль Н. К. Рериха можно охарактеризовать как космический реализм. Космический реализм направляет творчество человека на установление связи с духовной антропосферой. Связывая эпохи и культуры, синтез мысли Н. К. Рериха был устремлен в будущее, в воплощение идеала культуры как жизни духа на Земле. Художественное творчество Рериха неразделимо от его философских воззрений и Учения Живой Этики. Идея «пространственной мысли» в философии Рерихов созвучна духовным учениям Запада, Востока, отечественной мысли, представлена в символах неолитической эпохи и в фольклоре. Философские воззрения и художественное творчество Н. К. Рериха вносят вклад в понимание эволюции человека, природы сознания, будущего культуры и значения мирового сотрудничества. Эти идеи становятся актуальными в современном обществе глобальных коммуникаций.
Гендерные исследования
Ларионов Д.В. - Интерпретация жеста в повести Евгения Харитонова "Духовка" c. 51-59

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.7.23866

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению повести "Духовка" русского писателя Е.В.Харитонова (1941-1981). Харитонов был одним из первых писателей советского периода, сделавшим центральной темами своего творчества гомосексуальное влечение и основанное на нем аффективное восприятие телесности (главным образом, мужской) . Обращение к данной проблематики делало Харитонова непечатным автором и вводило в широкий контекст неподцензурной советской литературы, исследование которой является сегодня важной проблемой как для литературоведения, так и для философии,и культурологии. Предметом статьи является жест, который возникает в повести Харитонова не только в качестве тематизма, но и как специфическое выразительное средство (эллипсис), позволяющее удерживать в тексте вытесненное, "запрещенное" содержание. Подобное, "двумерное" восприятие повести позволяет заключить, что для ее восприятия нерелевантны привычные процедуры интерпретации текстов, основанных на мимесисе Подобное, "двумерное" восприятие повести позволяет заключить, что для ее восприятия нерелевантны привычные процедуры интерпретации текстов, основанных на мимесисе. Исследование основано на анализе синтаксических структур повести, а также интерпретации жеста при помощи методологии, разработанной Ж.Делезом на основе семиотики Ч.С.Пирса.
Эстетика и теория искусства
Третьякова М.С. - Региональный дизайн в условиях культуры потребления: японская эстетика «каваии» vs. западный «гламур» c. 60-70

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.7.26281

Аннотация: В статье впервые сопоставляются две похожих и одновременно различных эстетических категории, получивших распространение в культуре потребления: западная показная роскошь гламур и японская гротескная «милота» каваии. Цель исследования – определить те различия в этих категориях, которые обусловлены их региональной спецификой. Такой сравнительный анализ позволит в дальнейшем выявить национальную специфику российского дизайна в условиях культуры потребления. В эстетике и гламура, и каваии есть коммерческий компонент: гламур – симулякр красоты, связанной с очарованием роскоши, идеальной внешности, успешности, а современное каваии – симулякр «милоты», связанной с очарованием объектов любви и привязанности, с несовершенной или незрелой красотой. Обе эстетики имеют схожие функции в современной культуре потребления, являясь основой коммерческих мифов о привлекательности. Если для Запада более характерна «гламуризация», то для Японии – обращение к «кавайному». Обращение к разным эталонам привлекательности обусловлено межкультурными различиями. В ходе исследования мы опираемся на известное эссе «Похвала тени» (1934) японского писателя Танидзаки Дзюнъитиро (1886–1965), в котором он называет западную эстетику – «эстетикой света», а японскую – «эстетикой тени». Гламур, важнейшим средством выразительности которого является блеск, представляет западную «эстетику света». А современная эстетика каваии связана с традиционной японской «эстетикой тени», и, прежде всего, с категорией ики, которая соединяет в себе вызов и смирение, роскошь и умеренность. "Скромность" в эстетике каваии - детские пропорции, бледность и пр., действительно, может граничить с вызовом.
История искусств
Абрамкин И.А. - Современные исследования портрета XVIII столетия в контексте историографии русской культуры Нового времени c. 71-78

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.7.26847

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение современных тенденций в изучении портретной живописи XVIII века на фоне длительной истории отечественной науки о русской культуре указанного периода. В роли объекта выступают многочисленные монографии, относящиеся к различным направлениям гуманитарных наук: исследования по истории искусства, истории философии, семиотике, эстетике и антропологии, которые позволяют не только представить отдельные труды по изучению портретного искусства в широком междисциплинарном контексте, но и продемонстрировать разнообразие их методологических установок. Применение сравнительно-исторического метода и конкретного анализа историографии дает возможность как определить основные этапы отечественного искусствознания, так и выявить ключевые подходы и проблемы в трудах ученых разных поколений. Внимательное рассмотрение монографий позволяет сделать вывод о преемственности научной проблематики в искусствоведческой и философской традиции, которые отличаются особым интересом к исследованию роли и мироощущения человека в культуре. Научная новизна заключается в выявлении плодотворного взаимодействия истории философии и истории искусства в рассмотрении антропологической проблемы на современном этапе, что способствует расширению методологического аппарата в изучении портретной живописи XVIII столетия и становится перспективным направлением для будущих исследований.
Дискуссионный клуб
Розин В.М. - Наша жизнь как проблема современности c. 79-90

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.7.26506

Аннотация: В статье обсуждается вопрос, каким образом в современной культуре можно помыслить жизнь. Он инициирован статьей автора о возможности помыслить смерть и откликом на эту статью Л.Г.Голубковой. Анализ показывает, что подобное вопрошание характерно, прежде всего, для личности, а также, что уже в античной возможность помыслить смерть была связана с концепцией «правильной жизни». В свою очередь последняя была понята как жизнь сознательная и неэгоистическая. Дальше автор рассматривает современные условия и ситуацию, которые требуют по-новому поставить вопрос о жизни человека. И, опираясь на свой опыт жизни, он этот вопрос ставит. В работе реализована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, культурно-исторические сопоставления, построение понятий и схем, подкрепление общих положений историческими примерами. В результате исследования удалось определить смысловые и социокультурные условия, позволяющие в рамках современности помыслить жизнь (концепция правильной жизни, установки на сознательность и снижение эгоизма и др.). Другой результат ‒ развернутый автором дискурс, в рамках которого шло размышление о столь сложной теме.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.