по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 06, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 04-07-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2018
Теоретическая культурология и теория культуры
Ушкарев А.А. - Статусная мотивация потребления искусства c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26694

Аннотация: Вопрос об истоках отношения человека к искусству всегда актуален. Однако сохраняющиеся попытки объяснять такие сложные явления, как отношение человека к искусству или художественный вкус, такими простыми причинами, как возраст, образование или другими легко измеримыми признаками аудитории, не дают объяснения потребительского поведения и приводят к пренебрежению его потенциально важными детерминантами, в том числе мотивациями. В статье представлена попытка ответить на вопрос о характере влияния различных типов мотивации на отношение человека к искусству, роли статусных мотивов. Исследование проведено с использованием эконометрических методов по результатам социологических опросов посетителей Государственной Третьяковской галереи, как части программы изучения аудитории искусства, на протяжении ряда лет реализуемой Государственным институтом искусствознания. В ходе исследования получены следующие оригинальные результаты. Выделены три основных типа мотивации, в той или иной мере актуальных для потребителей искусства: рекреационная, содержательная, статусная. Установлена и измерена далеко не очевидная связь культурной активности с мерой культурного капитала и с типом мотивации респондентов. Подтверждено существенное положительное влияние содержательной мотивации на потребление искусства, тогда как рекреационная мотивация оказывается существенным фактором, отрицательно влияющим на интенсивность культурного потребления. Вместе с тем мы не нашли убедительного доказательства существования статусного эффекта образования, отмеченного П.Бурдье: для московской культурной публики статусный эффект образования в культурном потреблении носит, скорее, чисто теоретический характер. Показано, что статусная мотивация, несмотря на обычно негативную коннотацию этого понятия, все же играет положительную роль в культурном потреблении.
Знак, слово, речь, язык
Завьялова Н.А. - Слово как центр смыслообразования в современной культуре России, США и Китая c. 13-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26468

Аннотация: Объектом исследования являются произведения декоративного искусства, картины, инсталляции, содержащие в себе как целые фразы, так и отдельные слова. На материале произведений уральской художницы Udmurt, американской художницы Барбары Крюгер, китайского каллиграфа Вэнда Гу автор автор описывает этапы эволюции роли слова в контексте произведений изобразительного искусства России, США и Китая. В качестве предмета исследования выступает роль слов в общей канве произведения изобразительного искусства в синхроническом и диахроническом аспектах. Гипотеза исследования заключается в том, что в контексте современного изобразительного искусства роль слова чрезвычайно высока, она не ограничивается сферой декоративной периферии, а представляет собой смыслообразующий центр. Методология исследования заключается в системном подходе к культуре, который понимает культуру как целое, составленное из отдельных механизмов, взаимодействующих друг с другом на основе общего принципа. В работе автор апеллирует к исследованиям российских и зарубежных искусствоведов, арт-критиков и культурологов: М. А. Ваймугиной, М. В. Давыденко, В. Н. Дьяконова, А. В. Зубаревой, Вл. А. Лукова, В. Х. Разакова, Т. Вулфа, Ю. Харари, Р. Зайонца. Результаты исследования применимы для кросс-культурного описания современного искусства. Значимым выводом автора представляется положение о том, что игра со словами, письменными знаками и фразами в контексте произведений изобразительного искусства носит по-настоящему глобальный характер. В ходе исследования удалось зафиксировать важнейшие стратегии постмодерна : цитатность, коллажирование, изображение собственного видения объектов в ущерб их реалистичности, двойная актуализация смыслов, таинственность, анонимность, преднамеренная игра с публикой.
Экранная культура и экранные искусства
Осипов С.В. - Меняющаяся Россия и меняющаяся бондиана: страна и люди в зеркале медийной франшизы (1962-2015 гг.) c. 25-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26463

Аннотация: Предметом исследования является меняющийся образ СССР/России в отражении популярной медийной франшизы о Джеймсе Бонде в период с 1962 по 2015 гг. Отслеживаются насыщенность, целесообразность и особенности использования советской/российской тематики на протяжении 50 с лишним лет в контексте динамики отношений СССР/России и Запада, включая политические, социальные, культурные и пр. компоненты. Выделяются разные периоды обращения бондианы к советской/российской тематике с разной степенью глубины и критичности отражения СССР/России. Междисциплинарное исследование, рассматривающее произведение массовой культуры в контексте политической истории второй половины 20 - начала 21 вв. Исследование отталкивается от инициатив российских властей по применению "мягкой силы", которые, как представляется, используют слишком узкий набор форматов. Автор обращает внимание на успешность формата мультимедийной франшизы, практикуемого западной массовой культурой. Бондиана берется как пример успешной франшизы с политическим подтекстом. Изучение обращений бондианы к образу СССР/России помогает понять механизмы успеха франшизы и что именно за образ она формирует; оценивает ее стереотипность/оригинальность. Автор заключает, что, вопреки мнению советской кинокритики, бондиана не несла в себе образа врага и тяготела к нейтрально-положительному образу СССР. Негативный образ России 90-ых гг. объективно обоснован, в дальнейшем российский компонент уходит из бондианы в связи со смещением фобий Запада в сторону мирового терроризма. Пиками интереса к советской/российской тематике были 2-я пол. 70 - сер. 80-ых гг. и сер. 90-ых гг., что имело четкую взаимосвязь с политическими процессами в реальном мире.
Кузина Н.В., Кузина Л.Б. - "Этюды о свободе" В.Мирзоева как триптих драмы абсурда и цикл киноновелл c. 55-65

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26582

Аннотация: Предметом исследования являются киноязык и художественные особенности кино-новелл В.Мирзоева "Наставники", "Опасный человек", "Рай" с точки зрения отражения стилистики абсурдистской драмы западноевропейской (С.Беккет и др.) и отечественной (В.Набоков, А. Вампилов и др.) традиции. Анализируются в традициях нарратологии структура повествования, модель художественного мира и вторичная семантизация (символическая деталь) отображенного в кадре, интертекстуальность (ссылки на образы социального бессознательного прежде всего) и архетипические конструкты. Используется традиционная методология семиотики и структурализма, а именно: проводится анализ художественной модели произведения как фрейма, состоящего из заполненных или не заполненных слотов, отсылающих к художественным традициям, архетипу, социальным традиционным конструктам. Новизна заключается в научном анализе современного киноязыка с использованием методологии русского структурализма и семиотики, реконструкция смыслов, наличие и попытки ревизии которых в произведении становятся главной темой центральной новеллы В.Мирзоева ("Опасный человек"). Уделено внимание художественному пространству, времени, новеллистическим приемам построения киноповествования, образам персонажей, символической детали (в том числе цвету, фактуре материала в кадре и др.), звуко-зрительному контрапункту, в том числе музыке и речи в кадре, разделению на "планы".
Паулюс П.Й. - Феномен скандинавского мифа в современной массовой культуре на примере сериала «Викинги» c. 66-75

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26540

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение проблемы использования мифологических сюжетов, имеющих философские коннотации в современной кинопродукции. Объектом исследования развитие современной киноиндустрии. Анализируется отображение и трансформация в массовом сознании феномена «скандинавского мифа». Акцент сделан на его фатализацию, прослеживающуюся в развитии современной массовой культуры. Автор демонстрирует специфику указанного процесса на примере кинопродукта — сериала «Викинги», демонстрируя активный синтез исторических и мифологических сюжетов, формирующих особый культурный ландшафт, имеющий богатейшие философские коннотации. Автор в своем исследовании опирается на сравнительно-исторический и хронологический методы исследования, позволяющие проследить активное применение деструктивного стереотипа восприятия скандинавской культуры, именуемого нами "скандинавским мифом" Научная новизна исследования заключается в обращении к практике включение мифологического концепта в реалии современной мультикультурной традиции как особом факторе становления нового историко-культурного пространства, порождающего феномен инструментализации предыдущих культурно-исторических практик, видоизменяющихся в глобальном дискурсе. На основании всего вышесказанного мы пришли к следующим выводам: 1. Неотъемлемой частью современной киноиндустрии является активное использование комплекса клише, формирующих как особую культурную реальность специфический скандинавский миф, базирующийся на фаталистической провиденциальности и демонстрирующий при этом цикличность существования всего сущего. 2. Подобного рода философская концепция уже превратилась в самостоятельный архетип массового сознания и в рамках современной массовой культуры вышла за пределы Скандинавского полуострова, превратившись в мультикультурный феномен.
Виртуальная реальность
Паулюс П.Й., Овчинников В.М. - Пространственно-временные аспекты развития игровых вселенных на примере РПГ проекта "Готика" c. 76-89

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26597

Аннотация: Объектом исследования выступает феномен вторичной реальности, авторами анализируются теоретические и практические аспекты восприятия природы вторичной реальности. Эти аспекты трактуются авторами как фактор видоизменения массового сознания, основанный на инструментализации предыдущего опыта, что связано с активным использованием в современной массовой культуре ряда базовых мифологем. Воплощением применения мифологем является феномен скандинавского мифа. Предметом исследования является рассмотрение мифологем и разнообразных архетипических конструкций представленных в игровой вселенной "Готика", трактуемой авторами в качестве своеобразного маркера развития соответствующей индустрии Автор в своем исследовании основывался на использовании хронологического и семиотического методов, а также метода историзма Новизна исследования заключается в рассмотрении игровых вселенных (на примере одной из них)в качестве механизма трансформации массового сознания в условиях развития современной массовой культуры Компьютерная индустрия на протяжении нескольких десятилетий активно использовала феномен скандинавского мифа, базирующегося на провинциальности с ощутимой фаталистической тенденцией, что стало одним из факторов популяризации в современном мультикультурном мировом сообществе нордического архетипа со всеми присущими ему атрибутами, связанными как с сознательной, так и с бессознательной эксплуатацией этого видоизмененного образа.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - Автор в обычной жизни & творчество автора в искусстве c. 90-96

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26343

Аннотация: В статье обсуждается проблема, возникшая в последние десятилетия в связи с обсуждениями в Интернете, публикациями воспоминаний, а также исследованиями жизни известных писателей и поэтов. На примере истолкования жизни и творчества Марины Цветаевой и Антона Павловича Чехова рассматриваются две гипотезы отношений между творчеством автора и его обычной жизнью. Вадим Розин старается показать, что если осуществить специальную реконструкцию и того и другого, то можно понять существенные особенности творчества автора. В исследовании была реализована определенная методология, включающая постановку проблем, сравнительный и ситуационный анализ, схематизацию и истолкование художественных текстов, обобщения. В результате проведенного исследования удалось сравнить между собой две противоположные трактовки отношений между творчеством автора и его обычной жизнью, а также показать, что исследование личности автора и его творчества проливает свет на особенности этого творчества, позволяя понять существенные его моменты.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.