по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 03, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 18-04-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2018
Культура и власть
Амгаланова М.В. - Бурятская социалистическая культура в контексте идейно-политических установок конца 1920-начала 1930-х годов c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.25510

Аннотация: Статья посвящена месту и роли идеологии в национально-культурном строительстве в период конца 1920-х – начала 1930-х гг. Предметом исследования стали взгляды, а также общественно-политическая и культурная деятельность бурятской интеллигенции, которая стала пониматься как контрреволюционная и концептуализироваться в таких идеологемах как «буржуазный национализм», «панмонголизм». В качестве примера берутся статьи в периодической печати, которые носили директивный характер и требовали от деятелей культуры «самокритики». Методологической базой исследования является историко-культурологический подход, основными методами - историко-культурный, ретроспективный и нарративный методы. В создании национальной по форме и социалистической по содержанию бурятской культуры изымались те элементы культурного наследия, которые официальной идеологией понимались как «феодально-религиозные пережитки» эксплуататорского класса. Следовательно, устранению из социокультурного пространства подлежали и те, кто являлся их носителем и транслятором. Дореволюционная бурятская интеллигенция стала оцениваться властью как оппозиционная социальная группа, что трагически сказалось на ее положении.
Социология культуры, социокультура
Розин В.М. - Дорожная карта реконструкции становления античной культуры и социальности (период полисов, до образования империй) c. 8-20

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.25359

Аннотация: Исследование становления античной социальности выполнено в статье в жанре «дорожной карты», то есть делается акцент на методологической стороне изучения. Выделяются четыре этапа исследования и шага движения: реконструкция пускового механизма, анализ формирования самостоятельного поведения и обеспечивающих его социальных практик, реконструкция конституирования социальности, анализ влияния социальных теорий Платона и Аристотеля на практику. Центральной проблемой для автора выступает объяснение того, каким образом появляется такая реальность как социальность. Он старается показать, что «новая сборка коллектива», происходящая под влиянием становления античной личности и формирования в связи с этим политии, предполагала решение ряда проблем и выделения общих оснований, лежащих по ту сторону отдельных мнений. Платон и Аристотель создают схемы, позволившие решить эти проблемы и построить такие основания. В результате и складывается античная социальность. В статье была реализована следующая методология: постановка проблем, схематизация, построение понятий и концепции, анализ эмпирического материала. В результате проведенного исследования удалось наметить этапы исследования античной культуры и социальности периода полисов, т.е. до создания империй Александра Македонского и Рима. Объяснить, каким образом в результате философской рефлексии и построения схем, задающих основания, позволяющие разрешать споры по поводу общих дел полиса, складывается античная социальность.
Розин В.М. - Пролегомины к реконструкции социальности Средних веков c. 21-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.25842

Аннотация: В статье анализируется социальность средних веков. При этом автор опирается на глубокое исследование этого времени С.С.Неретиной, которая обращается внимание на личностный характер средневековых отношений, роль городов, формирование в них третьего сословия, сложные взаимоотношения короля с основными сословиями Франции. Предлагается анализ четырех средневековых коллективов (христиане, сообщества, связанные отношениями «сюзерен ‒ вассал», королевская власть и горожане ‒ ремесленники, купцы и пр.), а также отношений (христианская вера, полития, право и закон), связывающих их в большой коллектив. Дальше автор рассматривает процесс разложения этих средневековых коллективов и становление более крупного социального коллектива ‒ монархии и национального государства. В предлагаемом исследовании была реализована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, историческая реконструкция, конструирование идеального типа средневековой социальности. В результате исследования удалось показать, что в некотором отношении в средние века повторилась история, имевшая место в античности: социальность, основанная на политии и выборности, была вытеснена социальностью, имитирующей и то и другое. Как следствие сложились институции и бюрократический аппарат, подчинившие общество и личность. Автор высказывает предположение, что эта закономерность повторялась и в дальнейшем, и что так и не найдены способы изменить подобный ход событий.
Прикладная культурология
Корпан Л.М. - Концепция «языка» и «грамматики» символов в искусстве русского авангарда и ее влияние на символьные системы XX века c. 33-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.25790

Аннотация: Рассматриваются концепции «языка» изобразительного искусства В.В. Кандинского, сотрудников ГАХН (в частности, Н. Н. Волкова и А. Г. Габричевского) и Я. Г. Чернихова с точки зрения влияния этих концепций на развитие визуальных коммуникаций XX века. Основываясь на нефигуратином изобразительном искусстве русского авангарда, художники и философы пытались создать универсальные для всех видов искусств «язык» и теорию формообразования (В. В. Кандинский и сотрудники ГАХН), а также универсальный инструмент для всех видов визуальных коммуникаций (Я. Г. Чернихов). Проводится сравнительный анализ различных концепций "языка" искусства, выделяются общие элементы и принципы формообразования, оказавшие наиболее заметное влияние на развитие визуальных коммуникаций в XX веке. Новизна исследования заключается в рассмотрении теорий Кандинского, Н. Н. Волкова, А. Г. Габричевского и Я. Г. Чернихова как единой концепции, ставшей основой дальнейшего развития методов и техник визуальных коммуникаций, вплоть до создания графических пользовательских интерфейсов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке систем графических символов (в том числе графических человеко-компьютерных интерфейсов) а также в образовании в области графического дизайна.
Искусство и искусствознание
Зверев А.С. - Идея целостности произведения искусства в трудах Ханса Зедльмайра c. 41-47

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.25918

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические взгляды австрийского историка искусств Ханса Зедльмайра об интерпретации произведения искусства. Ключевую роль в его подходе играет идея целого. Произведение искусства, как целое, это не просто система внешних взаимосвязей, формальная структура, а органическое единство, которое можно созерцать как интеллектуально, так и чувственно. Важнейшим качеством целостности является наглядный характер произведения, который Х. Зедльмайр, следуя традициям немецкой классической философии, понимает как единство чувственного и духовного, абстрактного и конкретного, субъективного и объективного. Методом данного исследования является системный подход, позволяющий рассмотреть различные идеи Х. Зедльмайра в их взаимосвязи. Новизна исследования заключается в рассмотрении идей Х. Зедльмайра в контексте идей немецкой классической философии, а не только среди воззрений других представителей Венской школы искусствознания. Данный подход позволяет по новому понять смысл основных категорий, используемых Х. Зедльмайром при анализе произведений искусств, таких как середина и наглядность.
Сценические искусства
Сариева Е.А. - Влияние Пьера Левассора на исполнительское искусство отечественных артистов разговорных жанров эстрады c. 48-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.24979

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является сценическое искусство выдающегося французского артиста XIX в., певца, автора песен и куплетов Пьера Левассора (1808–1870). Пьер Левассор поражал современников виртуозной актерской техникой, основанной на использовании приема трансформации в водевилях, музыкальных имитациях, пародиях, куплетах, монологах «в образе». Несмотря на это, специальных исследований, посвященных Пьеру Левассору, не существует, а сведения о его жизни и творчестве довольно скупы. Объект исследования – влияние Пьера Левассора на отечественное сценическое искусство в период становления разговорных жанров российской эстрады (куплет, короткий рассказ, пародия). В рамках проведенного в статье исследования автор прибегал к контекстуальному, историко-культурному, сравнительному и театроведческому анализу. Впервые анализируется утверждение на концертной эстраде номеров разговорного жанра с использованием приема театральной трансформации в первой половине XIX в.. Проведенное исследование показало, что Пьер Левассор, как один из законодателей куплетного жанра, оказал влияние на исполнительские традиции куплета в России, привнеся стиль виртуозной интонационной музыкальной декламации. Искусство сценической трансформации Пьера Левассора позволило раскрыть возможности жанра «живописного сказывания» (короткий рассказ) на концертной эстраде наиболее значительно и разнообразно в творчестве отечественных актеров, в том числе основоположника жанра – И. Ф. Горбунова (1831–1896).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.