по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 19-03-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2018
Культурное наследие, традиции и инновации
Амгаланова М.В. - Традиции и развитие бурятской национальной литературы на переломе эпох c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25082

Аннотация: Статья посвящена анализу той особенной роли, которая в задаче культурного строительства в регионах отводилась формированию национальной литературы и писателям. Предметом исследования являются основные тенденции развития национальной бурятской литературы 1920-х гг., долгое время характеризовавшейся как младописьменная. Обращается внимание, что литература как одна из важнейших форм общественного сознания, всегда является отражением жизни людей, их мировоззренческой позиции в тот или иной исторический период. Автор подробно останавливается на особенностях становлении жанровой системы. Методологическую базу данной статьи составили историко-культурологический подход, основными методами стали аксиологический и нарративный методы. Научная новизна заключается в том, что бурятскими исследователями в большей степени осуществлялся описательный анализ произведений, без привлечения внимания к видениям, мыслям и чувствам писателей, акцентирующих социальные, политические, экономические и историко-культурные тенденции развития «новой» культуры Бурятии. Основным выводом становится то, что первое послереволюционное десятилетие в истории и культуре Бурятии характеризуется как один из динамичных периодов, когда были созданы условия для формирования и развития национальной литературы.
Культура и цивилизация
Белова Д.Н., Гуревич Т.М. - Аксиология возраста в русской и японской картинах мира c. 12-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25716

Аннотация: В статье на материале пословиц и поговорок анализируется сформированное разными социально-историческими условиями восприятие возраста человека в языковой картине мира русских и японцев. Мы попытались выявить национально-культурную специфику восприятия такого общечеловечески важного понятия как «возраст», рассмотреть понятийную составляющую и влияние традиционной религии и культов на его формирование. Сопоставляя фразеологизмы о возрастных этапах человеческой жизни и осмысляя их, подчеркнули национальные стереотипы и представления о духовно-этическом опыте и традициях обоих народов. Для этого были использованы сравнительно-сопоставительный, лингвокультурологический анализ, а также описательный метод для уточнения образной картины окружающего мира при взаимодействии человека с ним. Предлагается подход к пониманию многослойной национальной картины мира, выраженной в пословицах и воспринимающейся носителями языка как неоспоримая истина, как мнение народа. Авторы делают вывод о наличие смыслового сходства в паремиологическом фонде двух языков, имеющем отношение к возрастным характеристикам; схожесть биологических и социальных характеристик возрастов в русской и японской культурах, подчеркивают, что специфической чертой обозначения возраста в японских пословицах и поговорках является конкретное обозначение числа лет.
Социология культуры, социокультура
Розин В.М. - Становление социальности Римской империи в период правления Октавиана Августа c. 22-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25649

Аннотация: В статье предлагается реконструкция становления античной социальности, характерной для диктатуры Суллы и периода правления Октавина Августа. Историки обсуждают трудности отнесения социальной реальности этого времени к республиканской или имперской форме. Автор характеризует особенности социальности Римской республики, которую он называет «полисной», и социальности становящейся Римской империи (соответственно, «имперской»). Он показывает, что античная культура начала первого века представляла собой симбиоз двух разных форм социальности. Полисная социальность предполагает относительно небольшие сообщества, слой свободных и равных граждан, принятие решений, касающихся жизни полиса, выделение общих положений, с которыми соглашаются большинство, формирование знаний о социальной реальности в качестве смысловой и онтологической основы выработки решений в ходе общения и споров. Для имперской социальности было характерно формирование социальных институтов и передача основных обязанностей граждан (обсуждать проблемы, касающиеся личной и общественной жизни, спорить, принимать решения, выполнять их) императору и его представителям. В предлагаемом исследовании реализована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, сравнительный анализ, культурно-историческая реконструкция, построение понятий. В результате на материале римской истории и культуры, а также античного права удалось охарактеризовать особенности античной социальности и показать, что в период правления Октавиана Августа складываются социальные институты, а также симбиоз полисной и имперской социальности со всеми вытекающими из этого следствиями.
Этнология и культурная антропология
Пермиловская А.Б. - Декоративное убранство как часть конструкции жилища и «конструкции» крестьянского мировоззрения c. 33-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25584

Аннотация: Предметом исследования являются конструктивные и декоративные особенности традиционного жилища Русского (Европейского) Севера и Арктики. Объект исследования - знаковая система декоративного убранства как отражение крестьянского мировоззрения. Эмпирической базой работы послужил материал 34 архитектурно-этнографических экспедиций, в которых были обследованы 368 поселений Архангельской, Вологодской областей, Карелии. В качестве источника исследований использованы архивные материалы и памятники деревянной архитектуры в музеях деревянного зодчества: «Малые Корелы» (Архангельская область), «Кижи» (Республика Карелия), коллекции из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева и др. Статья основывается на использовании комплекса методов: системного, культурно-исторического, этнокультурологического, семиотического, искусствоведческого. Исследование опирается на применение авторской методики А.Б. Пермиловской с использованием архитектурно-этнографического обследования объектов деревянного зодчества. Методика апробирована и опубликована в монографиях, научном пособии, архитектурной энциклопедии (Великобритания, 2017) и др. Исследование посвящено декору кровли народного жилища, его завершению – коньку-охлупню, который часто имел зооморфную символику и скульптурно изображался в форме коня, птицы или к его концу крепились настоящие оленьи/лосиные рога. Автор высказывает новое научное предположение: в орнаменте резьбы, в скульптурных фигурах, украшающих дом, отразилась традиционная архаичная картина мира его строителей. Результат и вывод данной статьи позволяет утверждать, что типология декоративных украшений народного зодчества укладывается в триаду: «функция – канон – украшение». Область применения результатов - в научной, научно-преподавательской деятельности, формировании музеев под открытым небом, реставрации памятников деревянного зодчества.
Теория коммуникации и медиалогия
Агрба А.А. - Механизмы создания и воздействия социальной рекламы в современной России и Испании: сравнительный анализ c. 41-56

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25611

Аннотация: Предметом исследования являются структурно-композиционные и мотивационные механизмы создания социальной рекламы в Испании и России. Объектом исследования является социальная реклама в России и Испании. Особое внимание уделяется одной из основных задач социальной рекламы как особого вида коммуникации информационно-побудительного характера. Задача состоит в том, чтобы вырабатывать алгоритмы социальной мотивации, формировать установки, побуждающие адресата к действиям социально одобряемым, необходимым для поддержания здоровой атмосферы в обществе, и эта установка универсальна. Национальное же своеобразие социальной рекламы проявляется в ее жанровом оформлении, структурно-композиционной организации и тональности. Этими особенностями объясняются отличные механизмы создания и воздействия этого типа рекламы в различных странах, на чем мы сфокусируем вниманием в рамках данного исследования. Методом исследования является сравнительно-сопоставительного анализ, с помощью которого описываются механизмы создания и воздействия социальной рекламы в России и Испании. Новизна темы продиктована возрастающей ролью социальной рекламы в современном обществе и необходимостью всестороннего изучения и сравнительного анализа механизмов ее создания и воздействия в различных странах с целью дальнейшего использования зарубежного опыта для планирования рекламной стратегии и тактики в создании отечественной рекламной продукции социального характера. Основными выводами проведенного исследования являются выявленные существенные отличия структурно-композиционной организации социальной рекламы в России и Испании.
Культурное наследие, традиции и инновации
Васильева Е.А. - Классификация отечественных музеев кукол c. 57-65

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25668

Аннотация: Объектом исследования являются российские музеи кукол, первые из которых появляются в нач. XX в. благодаря развитию педагогики и становлению профессионального театра кукол. Наиболее активное распространение эти институты получают на рубеже ХХ-XXI в. и сегодня находятся в стадии формирования. Возникновению новых организаций способствуют в целом процессы глобализации, а, в частности, популяризация искусства художественной куклы и мода на коллекционирование. Автор обращает внимание на разнородность музеев кукол, обусловленную их неодинаковым происхождением, а также многофункциональностью самой куклы. Феномен рассматривается в контексте культурологии, анализируются разработанные, признанные в музейном сообществе классификации и типологии музейных учреждений. Обозначена важность регулярного переосмысления и обновления классификационных схем по причине усложнения структуры культурного пространства. Новизна исследования заключается в том, что несмотря на повышенный интерес к кукле как предмету коллекционирования и экспонирования, работ, посвященных отечественным музеям кукол, в т. ч. их систематизации, до нынешнего времени не проводилось. В результате предлагаются оригинальные критерии классификации, связанные с генезисом этих организаций, относительно состава коллекций. На основании изложенного, выделяются четыре типа: музеи кукол, ориентированные преимущественно на художественные изделия; музеи кукол и игрушек, изучающие детство; музеи театральных кукол при театрах кукол; музеи традиционных кукол. Поскольку, количество данных институтов ежегодно растет, рассмотренные типологические принципы не являются исчерпывающими и должны быть дополнены в будущем.
Эстетика и теория искусства
Игумнова А.С. - Дигитальная архитектура. Возможности и пространственный опыт c. 66-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.24873

Аннотация: Данная статья представляет собой репрезентацию основных изменений в архитектурном творчестве, и даёт эстетико-философское осмысление этих изменений. Виртуальное пространство позволило архитектору осваивать новые средства и возможности макетирования и проектирования, работать с новыми материалами. В связи с чем изменяется место как место автора, так и реципиента. Такие изменения приводят эстетику, как теоретическую науку к новому ракурсу рассмотрения классических тем.В связи с этим возникает ряд проблем, которые требуют решения. В данной работе автор использует компаративный метод для работы с теоретическим корпусом материала и визуальный анализ для выявления эстетических особенностей дигитальной архитектуры. На всех уровнях архитектура становится динамичной, стирая привычные границы статичных объектов, тем самым изменяя городское пространство и является необходимостью для динамично развивающегося общества. Таким образом, в архитектурной среде появляется запрос на формирование архитектора-мыслителя, виртуозно владеющего новейшими компьютерными программами и технологиями.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.