по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 11, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 25-11-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2018
Знак, слово, речь, язык
Мостицкая Н.Д. - Архитектурно-декоративная символика в коммуникативном пространстве праздничного обряда c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27603

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является язык архитектурных форм, актуализируемый в процессе традиционного праздничного события. Автор последовательно рассматривает наиболее значимые архитектурные элементы с точки зрения их символической интерпретации и "включенности" в коммуникативное пространство праздничного события и сопоставляет их с вербализованными идеями и ценностями, транслируемыми в праздничной коммуникации. Это позволяет говорить о значении языка архитектуры для моделирования коммуникативной синергии праздника. Примеры интерпретации символики архитектурных форм в контексте праздничных событий приведены на материале анализа архитектурных комплексов Акрополя, Софии Константинопольской, Гранд-Опера в Париже. Методологически значимыми для исследования являются труды Б. Р. Виппера, раскрывающего содержание категории "язык архитектуры", Г. Г. Почепцова, поясняющего структуру коммуникативного пространства, теория синергии С. С. Хоружего, позволяющая обосновать сущностные основы праздничной коммуникации, а также автор опирается на теорию визуального мышления и методику теоретического анализа произведений искусства В.И. Жуковского. Новизна исследования заключается в оригинальном подходе автора к анализу языка архитектурных форм. Элементы архитектуры и декоративного убранства интерьеров рассматриваются как художественный язык, включенный в систему полифонии вербальных и невербальных языков праздничного коммуникативного пространства. Сопоставление архитектурных форм и сакральных ценностей культуры позволяет определить условия конструирования праздничной синергии, как одного из значимых аспектов процесса формирования идеалов.
Культурология и cultural studies
Смирнова Г.Е. - Еда как инструмент формирования образа страны: современная английская национальная кухня глазами россиян c. 11-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27766

Аннотация: Предметом данного исследования является образ Англии, рассмотренный через призму восприятия россиянами английской национальной кухни. Являясь особым способом воспроизведения и познания действительности, образ предмета есть комплексное отражение процессов и явлений, происходящих в культуре. Одним из значимых инструментов формирования образа страны является национальная кухня. Конструирование образа, возникшего в результате погружения в иную социокультурную среду, является важным аспектом межкультурной коммуникации, способствует лучшему пониманию процессов и явлений, происходящих в культуре. На основе социокультурного анализа записок россиян конца XX-начала XXI века выявлены основные особенности традиции питания в современной Англии, что позволяет получить новые знания о культуре региона, о менталитете ее жителей и, как следствие, сформировать образ страны, что создает основу плодотворного межкультурного диалога. Вводя в научный оборот новые источники для научного анализа, дающие представление о малоизученной области истории культуры туманного Альбиона, можно сделать вывод об особенностях образа данной страны, национальном характере англичан, который отличают: традиционализм, тенденция к сохранению местных обычаев, основательность, рационализм, следование тенденциям времени, способность «адаптировать» ценности других культур.
Сценические искусства
Чистюхин И.Н. - Византийский театр в системе византийского общества и образования c. 17-28

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27903

Аннотация: Предмет исследования в данной статье – театр эпохи Византийской Империи как институциональное и художественное явление, рассматриваемое в непрерывной художественной традиции Античности. Считается, что театра в Византии как такового не существовало, он погиб под ударами христианства. Данное исследование доказывает обратное: театр в Византии существовал, но он, эволюционировав, стал сильно отличатся от античного. Процесс видоизменения произошел в тот период, когда изменилось общественное сознание и мировосприятие под воздействием христианской религии. Это проявилось в отказе от пьесы как драматического текста, и обращении к зрелищу, жесту, музыке, пантомиме, пляске. Используемые автором методы исторического и системного анализа явлений культуры византийского общества показывают, что традиционная античная театральная типология и структура драматических форм сохранялись и были востребованы в особой культурной среде. Автор называет причины, осложняющие изучение византийского театра: отсутствие текстов; изменения театральной терминологии; малое количество свидетельств и описаний очевидцев; предвзятость полемических сочинений христианских писателей. Новизна исследования заключается в том, что автор открывает новые перспективы для понимания византийской театральной культуры, устанавливает факт существования античного театра в Византийской Империи, его активного развития и функционирования, изменения форм и эволюционирования до самого падения Империи. Особым вкладом автора в исследовании темы является вывод, что Театр, как таковой, никогда не предавался анафеме, не проклинался христианскими канонами, осуждались лишь безнравственные представления на сцене.
Культура и культуры
Свирский Я.И. - Прикоснуться к Вселенной: Место эстетики в философской стратегии Жильбера Симондона c. 29-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27727

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является эстетическая концепция французского философа Жильбера Симондона. Основной акцент сделан на генетической гипотезе Симондона, согласно которой имеется несколько этапов становления способов связи человека и мира, из которых в статье выделяются четыре: магический, технический, религиозный и эстетический. Особое внимание уделяется месту эстетики, как опосредующего звена, среди этих отношений. Также в статье рассматривается то, что Симондон называет «техно-эстетикой». Показано, что техно-эстетика предполагает особый тип перцептивной интуиции, определяющий первичный отбор и отделение приемлемого от неприемлемого, задающий интуитивные критерии принятия или отказа от определенных технических и художественных решений, а также то, что технический объект является красивым не сам по себе, поскольку именно привилегированные точки (ключевые точки) мира олицетворяют этот объект. В качестве методологии исследования выбрана стратегия реконструкции философской позиции Жильбера Симондона с целью демонстрации специфики его отношения к эстетическому опыту. Новизна исследования заключается в показе места эстетического отношения к миру, а шире - эстетического мышления, как они представлены в теоретической стратегии крупного французского философа Жильбера Симондона. Особое внимание уделено концепту "техно-эстетика", призванному обосновать слияние эстетической и технической компонент в самых разных областях как инженерно-конструкторской деятельности, так и искусства.
Культура и цивилизация
Сапожникова О.А. - Ментальность монгольского народа и причины ее социокультурной трансформации c. 42-48

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.28014

Аннотация: Ментальность каждого из народов мира является чрезвычайно интересным феноменом истории и современности. Именно по этой причине предметом анализа в статье становится понятие ментальности монгольского этноса. Для автора в определении общих черт монгольской этноментальности приоритетными являются мировоззренческий, психологический, идеологический, географический, языковой факторы. Цель исследования заключается в необходимости раскрыть специфику феномена ментальности монгольского народа, состоящей из своеобразных мировоззренческих, нравственных, психических, чувственных и интеллектуальных аспектов, передающих историческую индивидуальность этноса. Методология работы предопределена целью и задачами исследования, а также самобытностью исследуемого материала. Ее основой стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание понятия «ментальность монгольского народа». Научная новизна статьи заключается в систематизации существующих знаний в вопросах ментальности монгольского народа и построена на изучении идеи универсальной истории и концепции локальных культур в философско-культурологической мысли. Теоретическая значимость подтверждается тем, что автором приведена характеристика понятий «ментальность монгольского народа», «локальные культуры», «трансформация ментальности монгольского народа» в контексте истории философско-культурологического знания. Практическая значимость подтверждается тем, что полученные результаты позволяют более широко понимать роль понятия «ментальности», идей универсальной истории и концепции локальных культур в формировании современной философии. Результатом работы стала констатация того, что в историческом контексте ментальность монгольского народа выступает неповторимым социокультурным феноменом, который проявляет себя через систему духовных ценностей и содержание духовной жизни народа. А также в индивидуальном и коллективном поведении людей, быту, образе жизни, в обычаях, вкусах, социальных и культурных традициях.
Культурное наследие, традиции и инновации
Розин В.М. - Подвиг и «грехопадение» Яниса Райниса (размышления, навеянные чтением романа Р. Добровенского «Райнис и его братья» и книги Й. Шумпетера «Капитализм, социализм и демократия») c. 49-59

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27798

Аннотация: В статье из книги Роальда Добровенского выделена и анализируется только одна сюжетная линия, связанная с обсуждением автором ряда социокультурных вопросов новейшей истории Латвии и России. Это вопросы: как связаны между собой становление нации и государственности, различие двух вариантов государственности (капиталистического и социалистического) и двух вариантов социализма (большевистского и демократического), вклад капитализма и социализма в формировании нового государства, роль личности и разных сообществ в рассматриваемых социальных процессах. Эти же вопросы рассматриваются Й.Шумпетером в работе «Капитализм, социализм и демократия», которая привлекается для сопоставления и осмысления поставленных Добровенским и Шумпетером проблем. В статье реализуется следующая методология: постановка проблем, ситуационный и сравнительный анализ, культурно-историческая реконструкция, сценарный анализ и построения. В результате исследования было показано, что в становление латышской культуры большой вклад внесли, с одной стороны, творчество таких личностей как Райнис, с другой ‒ социалистические и национальные идеи. Кроме того, проанализированы последствия для людей и страны реализации идей социализма.
Рубин В.А., Спиридонова Е.В. - Историко-культурные аспекты становления, развития и сохранения российского военно-мемориального наследия в дореволюционный период c. 60-71

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27772

Аннотация: Актуальность исследования историко-культурных аспектов становления, развития и сохранения отечественного военно-мемориального наследия в дореволюционное время обусловлена малоизученностью данной темы, а также необходимостью определения основополагающих векторов современной государственной политики в сферах культуры, просвещения, патриотического воспитания молодежи, охраны наследия. Объектом исследования выступают памятные места и сооружения. Предметом – становление, развитие и сохранение отечественного военно-мемориального наследия в дореволюционный период. Особое внимание уделяется храмовому строительству, появлению первых монументов, принятию первых нормативных правовых актов, развитию военно-мемориальной среды после крупных военных конфликтов, учреждению Императорского Русского Военно-исторического общества. Концептуальные основания культурной политики современности и проблемы трансляции российских традиций сохранения культурного наследия исследуются О.Н. Астафьевой, О.Г. Аванесовой, С.Б. Синецким, О.В. Галковой и рядом других исследователей. Научная новизна предпринятого авторами исследования определяется недостаточной изученностью вопроса в общей структуре работ по истории культуры. Исследование военно-мемориального наследия имеет принципиальное значение для науки, общества и государства, поскольку решение многих проблем в сфере сохранения объектов военной памяти возможно только путем научного анализа и, несомненно, будет способствовать развитию культурной отрасли, решению оборонных задач государства, формированию бережного отношения к объектам исторической памяти.
Шапинская Е.Н. - Любовный нарратив как форма эскапизма c. 72-82

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27916

Аннотация: Предметом исследования является любовный нарратив, который рассматривается с точки зрения его эскапистских характеристик. В статье рассмотрены такие формы любовного нарратива как женский роман и роман-бестселлер, которые становятся основой для других жанров популярной культуры, таких как кинофильм и телесериал. В результате современная популярная культура становится пространством реификации любовного нарратива в различных формах. Особое внимание уделено особенностям любовного нарратива при его перемещении в киберпространство, создающее новые возможности для эскапизма. Методологически значимыми для данного исследования стали труды исследователей современной культуры, содержащие понимание феномена эскапизма (Э.Гидденс, Э.Орлова, Дж.Фиске, Дж.Стори), труды, посвященные анализу литературных форм с точки зрения их эскапистских характеристик, (Ж.Батай, Э.Рэнд), а также работы, посвященные анализу виртуальной реальности (М.Постер, Дж. Муррей). Новизна исследования заключается в том, что любовный нарратив рассматривается в его динамике, от женского романа XIX века до современной «кибердрамы». Это дает возможность осмысления новых форм культуры, в частности, любовного нарратива, который приобретает новые формы, не меняя своей эскапистской ориентации. Любовный нарратив является формой выражения представлений о любви, которые, несмотря на разницу в историко-культурных контекстах, сохраняют мечту об идеальной любви, воплощенную в различных формах художественной культуры. Устойчивость структуры любовного нарратива сохраняется даже в период бурных трансформаций культурных форм в виртуальном пространстве, что позволяет говорить об эскапизме любовного нарратива как о сущностно важной характеристике человеческой жизни.
История искусств
Кошелева М.А. - Дворцовый ансамбль Хенералифе: особенности типологии, планировки, декоративного решения и символики c. 83-90

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27984

Аннотация: Объектом рассмотрения данной статьи является один из наиболее ранних дворцов династии Насридов в Гранаде — Хенералифе (конец XIII – первая четверть XIV в.). Особое внимание уделено тем его архитектурным особенностям, что в дальнейшем повлияли на становление характерного «насридского» архитектурного стиля. Статья касается вопросов типологии комплекса (частного загородного дворца «мунии»), а также устройства и символики дворцового сада, планировочного решения дворцового здания и особенностей его декоративного убранства (в частности использования эпиграфического орнамента) на примере центрального пространства ансамбля — двора Канала и прилегающих к нему помещений. Методология исследования предполагает комплексный подход, включающий типологический, композиционный, художественно-стилистический и семантический анализ архитектурного памятника. Актуальность обращения к затронутым в статье вопросам определяется тем, что ансамбль Хенералифе остается малоизученным в контексте дворцовой архитектуры Насридов; при этом проведенный анализ демонстрирует ключевую роль данного памятника в истории развития испано-мусульманского искусства. Материалы исследования могут послужить отправной точкой в изучении процесса сложения насридского архитектурного языка, его планировочных, декоративных и символических особенностей.
Архитектура и дизайн
Кидакоева Н.З. - Концептуализация художественно-конструктивных принципов традиционного костюма в современном дизайн-проектировании одежды c. 91-100

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27683

Аннотация: Предметной областью исследования является выявление современных подходов к анализу возможных способов применения художественно-конструктивных принципов традиционного костюма в современном дизайн-проектировании модной одежды. Выявляются системные качества проектно-дизайнерской деятельности, дающие возможность инвариантного сочленения элементов, обусловливающего потенциал бесконечного продуцирования новых форм костюма. Автор подробно рассматривает концепции, реализуемые в практической деятельности дизайнеров, создающих современную одежду на основе эстетики традиционной одежды разных народов – русского, бурятского, марийского, китайского, японского и др. Междисциплинарный характер исследования обусловил применение системного метода, включающего искусствоведческий, этнографический, психологический, культурологический подходы. Также применен метод сравнения по отношению к известным концепциям структурно-функционального анализа традиционного костюма как источника стилевых форм модной одежды. В статье выявляется закономерность: в дизайн-проектировании опора не только на визуально-художественные приемы композиции традиционного костюма, но на весь комплекс мифоэпического наследия народа и на этническую картину мира в целом, делает модный костюм понятным и востребованным за пределами собственного этнического ареала. В заключении формулируется мысль о том, что в современной науке и художественной практике существует несколько уровней осмысления проблемы использования этнического стиля в современной модной одежде, балансирующих от простого к сложному, от элементарного к целостному, от прикладного к философскому.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.