по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 10, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 19-10-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2018
Культурное наследие, традиции и инновации
Пучковская А.А., Третьяков А.О. - Digital Humanities: анализ применения цифровых технологий в гуманитарной сфере c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.27277

Аннотация: Предметом исследования является многообразие форм цифровой культуры, которая формируется в рамках междисциплинарного поля исследования на границе культурологии и информационно-коммуникативных технологий. Объектом исследования выступает применение цифровых технологий в гуманитарных проектах. Целью исследования авторы видят анализ прикладных проектов Digital Humanities в рамках развития цифровой культуры. Авторы подробно рассматривают применение информационно-коммуникативных технологий для изучения культурного наследия, корпусного анализа художественных текстов, работы с большими медиа-коллекциями, 3D моделирования арт-объектов, сетевого анализа и др. Особое внимание уделено интерпретации понятий большие данные (Big Data) и связанные данные (Linked Data) в контексте работы с гуманитарным знанием. Методология исследования носит комплексный характер, сочетающий различные методики и богатый инструментарий подходов. Авторы статьи применяют: сравнительно-аналитический и метод кросс-культурного анализа, а также синергетический подход. Основными выводами проведенного исследования являются новые трактовки понятий ауры, тиражируемости, дорепрезентативного мышления, ризомы в контексте развития цифровой культуры на примере проектов в рамках цифровых гуманитарных наук. Особым вкладом авторов в исследование темы является рассмотрение значительного количества примеров междисциплинарных проектов, иллюстрирующих влияние цифровых технологий на развитие современной культуры. Новизна исследования заключается в конституировании нового концепта – кросс-культурного капитала, формирующегося при потреблении продуктов цифровой культуры в онлайн или оффлайн режиме.
Социология культуры, социокультура
Смирнова Г.Е. - Конкретно-речевое употребление понятия «отечество» в русском языке как фактор формирования национальной самоидентичности в России XVIII столетия c. 10-15

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.27589

Аннотация: Предметом данного исследования является русская культура XVIII века, формирование ключевых культурных ценностей в культуре, русский язык как зеркало социокультурных трансформаций, понятия «отечество», «отчизна», «родина» как основа формирования культурной идентичности и национальной самоидентификации. Расширение знаний о базовых константах российской культуры способствует не только лучшему пониманию историко-культурных закономерностей развития общества, но может быть полезной для планирования государственной политики в области сохранения культурного наследия страны в условиях глобализации. В исследовании проводится системно-исторический анализ конкретно-речевого использования понятий «отечество», «отчизна», «родина» в разнообразных текстах. Основной вывод исследования об истоках появления современного значения изучаемых понятий вследствие изменений ментальных моделей самого российского общества указывает на значимое влияние последнего на самоидентификацию жителей страны на определенном историческом этапе, вносит новую информацию о причинах трансформации базовых культурных констант в культуре.
Актуальный вопрос
Архангельская Р.И. - Русское кабаре как феномен культуры: исторический очерк. c. 16-22

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.27682

Аннотация: Предметом исследования является русское кабаре. Статья представляет собой краткий исторический очерк возникновения и развития кабаре в России. Особое внимание уделяется пониманию кабаре как новой зстрадно-театральной формы, ставшей неотъемлемой составляющей развлекательной культуры Серебряного века. Возникновение кабаре в России начала XX-го века рассматривается как неизбежное явление в условиях, когда атмосфера творческой неудовлетворенности и всеобщего поиска, к тому же на фоне расцвета философии свободы творчества, стимулировала рождение совершенно новых форм и эстетических принципов. В статье раскрываются истоки жанра, выявляются эстетические особенности кабаре как составной части развлекательной культуры начала ХХ в., делается попытка сопоставления отечественной и западноевропейской традиции. Автор делает вывод о том, что изучение истории русского кабаре в социокультурном контексте эпохи кабаре может стать основой для исследования развития его как одного из направлений современной массовой культуры. Обращение к истории русского кабаре развивает понимание ценности развлекательной культуры и позволяет выявить его эстетические особенности, что может обеспечить более успешное с точки зрения художественности развитие эстрадно-театрального направления сегодня.
Культура и культуры
Амгаланова М.В. - Особенности становления и развития бурятской литературы в 1920-1930-е годы на примере творчества Ж. Батоцыренова, Ц. Дона, С. Туя и Б. Барадина c. 23-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.25517

Аннотация: Статья посвящена литературе, которая в становлении социалистической культуры, занимала ведущее положение. На примере творчества писателей Ж. Батоцыренова, Ц. Дона, С. Туя, Б. Барадина показаны особенности становления и развития бурятской литературы 1920-1930-х гг. Обращается внимание, что, в целом художественное движение послереволюционного десятилетия стремилось осуществить радикальное преобразование культурной жизни общества путем переоценки эстетических ценностей традиционного искусства, выражавшемся в психологическом реализме, бытописательстве, воспроизведении с натуры. В 1930-е гг. ведущую роль в развитии художественной культуры играли идейно-политические установки. Методологическую базу исследования составили историко-культурологический подход, основными методами стали аксиологический, ретроспективный и нарративный методы. В заключении делаются выводы, что основной целью социально-гуманитарных исследований становится объективный анализ репрессивной политики советского государства, а главное - восстановление и возвращение в художественный и научно-образовательный процесс, изъятых в ее ходе из научного и творческого оборота, имен деятелей культуры и науки и их творческого наследия.
Культура и власть
Руцинская И.И. - Сюжет «похороны вождя» в советской живописи 1920-1950-х годов: поиски иконографического канона c. 36-48

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.26741

Аннотация: На протяжении 1920-1950-х годов смерть и похороны вождя входили в число событий, находившихся в поле пристального внимания советской пропаганды. Если сам похоронный ритуал сложился чрезвычайно быстро и в дальнейшем повторялся с незначительными изменениями, то его живописные репрезентации длительное время претерпевали существенные трансформации. В советском изобразительном искусстве проходили неустанные поиски иконографических схем, способных наиболее адекватно отразить смыслы и значения, вкладываемые в столь важный церемониал государственного масштаба. Кульминацией данного процесса, зафиксировавшей факт достижения искомых целей, стало вручение Сталинской премии художнику А.М. Герасимову за полотно танатологической тематики («Сталин у гроба А. Жданова», 1948). Процесс иконографических трансформаций сюжета можно представить, как историю выработки канона, когда постепенно отбрасывалось все ненужное и выделялось главное, происходил отказ от документальной повествовательности и формировался визуальный, хорошо «читаемый» символ. В представленной статье сделана попытка рассмотреть данный процесс на материале известных советских произведений.
Культурное наследие, традиции и инновации
Сёмина Н.Б. - О формировании облика Кавказских Минеральных Вод в первой половине XIX века: проблема преемственности стиля c. 49-56

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.27440

Аннотация: Предмет исследования - архитектура Кавказских Минеральных Вод первой половины XIX в. Целью – выявление особенностей её эволюции, рождение определённого визуального облика. В связи с этим было принципиально важно проанализировать культурную политику в отношении молодых российских курортов, где оформлению городского и ландшафтного пространства предназначалось особое внимание. В частности, Пятигорску отводилась своеобразная экспериментальная роль, ведь именно он станет главным городом, взявшим на себя столичные функции на Северном Кавказе. Пятигорску отводилась роль своеобразной эталонной модели, на которую должны будут равняться все курортные образования региона. Таким образом, архитектурная стилистика воспроизводила репрезентативную функцию большой имперской столицы. Также рассмотрена специфика взаимодействия субъектов культурной политики разных уровней: императора, наместников, главноуправляющих, а также художественной элиты в реализации этой непростой задачи. Методология работы предполагала историко - культурологический подход в свете дихотомии ”провинция – столица”, выявление стилистических трансформаций в архитектуре Вод под воздействием различных факторов социального, военно - политического и экономического характера. Использование архивных данных, эпистолярного наследия, мемуаристики дало возможность расширить понимание этого процесса. Научная и практическая ценность исследования заключается в исследовании механизмов взаимодействия акторов различного уровня, в невероятно тяжелых условиях (Кавказская война, набеги горцев, отсутствие стабильного транспортного сообщения), результатом которого сформировался феномен провинциальной архитектуры Кавказских Минеральных Вод. Итогом развития градостроения в регионе стал синтез строгих классицистских форм и романтического стиля. Это также время формирования неповторимого облика курортов, отражающего синкретичную связь как со столичной, так и с европейской культурой.
Архитектура и дизайн
Соколова М.В. - Рецепции и интерпретация средневекового архитектурного наследия в высоковикторианскую эпоху c. 57-63

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.25621

Аннотация: Объектом исследования является характер восприятия и способ интерпретации средневекового архитектурного наследия и традиции в архитектурной практике высоковикторианского времени. Также изучается воздействие идей Джона Рескина на формирование эстетических предпочтений в английской архитектуре изучаемой эпохи. Предметом исследования являются британские усадебные дома, построенные по проектам таких архитекторов, как Р.Н.Шоу, У.Э.Несфилд, Г.Скотт. Также рассматриваются такие книги Дж.Рескина как «Камни Венеции» и «Семь светочей архитектуры» и их влияние на формирование определённых эстетических предпочтений. Проводится детальный формально-стилистический анализ фасадной композиции и архитектурного декора английских загородных домов высоковикторианского времени. Основным итогом проведенного исследования является вывод об изменении характера интерпретации средневекового наследия в изучаемую эпоху. Вопреки распространённому мнению, мастера британского Готического Возрождения вдохновлялись далеко не только образами национальной архитектуры. Во многом благодаря сочинениям Дж.Рескина, приобретающим в изучаемое время широкую популярность, интерес архитекторов смещается в сторону средневекового наследия других европейских стран, в частности, Италии.
Сценические искусства
Тихоненко С.В. - Творчество Мариуса Петипа в зеркале критики Сергея Худекова (по материалам периодических изданий XIX века) c. 64-72

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.27628

Аннотация: В данной статье рассматривается балетная критика С. Н. Худекова, издателя, драматурга и просвещенного балетомана, касающаяся творчества Мариуса Петипа. Критические статьи С. Н. Худекова, выходившие в течение нескольких десятилетий в газетах и второй половины XIX века («Русская сцена», «Музыкальный свет», «Петербургский листок», «Петербургская газета» и др.), давали разностороннюю оценку событиям петербургской балетной сцены. Их автор прекрасно разбирался в специфике балета, в профессии балетмейстера, в процессе рождения балетного спектакля. Помимо фиксации повседневной жизни балетного театра и отзывов на большинство премьер М. Петипа, С. Н. Худеков привлекал внимание к проблемам гражданского и нравственного состояния балетной «среды». Выводом данной статьи является то, что творчество Мариуса Петипа служило ему доказательством важной роли искусства в эстетическом воспитании общества, в чем он видел главное предназначение и балетного искусства.
Музыка и музыкальная культура
Лобзакова Е.Э. - Концепт «Воскресение» в поэтике романсов С. В. Рахманинова c. 73-78

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.27592

Аннотация: В статье анализируется образно-смысловая и музыкально-текстовая реализация концепта «Воскресение» в камерно-вокальной лирике и других сочинениях Сергея Васильевича Рахманинова. Являясь одним из базисных для православного миросозерцания религиозных концептов, имеющих существенную духовно-мировоззренческую и культурно-историческую значимость, он реализуется в различных жанровых сферах творчества композитора, еще раз подтверждая историко-генетическое родство двух ветвей русской музыкальной культуры — церковной и светской, комплементарность их идеалов и ценностей. В связи с этим избираемый автором методологический принцип направлен на выявление в исследуемых романсах системы художественных приемов композитора, осуществляющих передачу духовно-религиозного содержания в музыкальной ткани светского сочинения. В результате проделанного анализа выявляется разность подходов Рахманинова к воплощению концепта «Воскресение» в сочинениях богослужебной направленности, наполненных выражением соборной хвалы божественному событию, и в светских жанрах, реализующих экспрессивно-романтическую, трагическую концепцию гибели русского Храма. В то же время, интерпретация концепта в камерно-вокальной лирике (исследуемая на примере романсов «Христос Воскресе» и «Воскрешение Лазаря») демонстрирует относительное тождество не только на уровне эмоциональных, смысловых связей, но и на уровне музыкально-текстового воплощения.
Дискуссионный клуб
Розин В.М. - Художественная реальность романа Гузель Яхиной «Дети мои» c. 79-87

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.26710

Аннотация: По мнению ряда критиков в новом романе Гузель Яхиной не удалось органично соединить различные художественные содержания и темы. Автор статьи разбирает эту критику и ее аргументы, опираясь на разрабатываемую им концепцию художественной реальности. Он показывает, что новый роман Гузель Яхиной построен не традиционно: была реализована художественная поэтика, которую автор относит к феноменологическому подходу. Его особенностью является не описание и выражение реальности вне художника, а реализация сложного предметного содержания его сознания. В связи с этим автор обсуждает проблемы понимания читателем подобной художественной реальности. В работе была реализована следующая методология: постановка проблем, сравнительный анализ, реконструкция творчества художника и его произведений, позиционирование в полемике, аксиологический анализ. В результате автор показывает, что нужно различать два разных способа построения художественной реальности, причем феноменологический дискурс и эстетика очень не похожи на традиционные. Открывая новые возможности феноменологический подход, не свободен и от проблем, особенно в плане понимания, в также логики мышления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.