по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 09, 2017
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 26-10-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2017
История искусств
Хрипкова Е.А. - Cимволизм и структура композиции «Majestas Domini» в западноевропейских храмовых программах XI-XII веков. c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.24372

Аннотация: В храмовых программах романской эпохи широко распространена репрезентация композиции «Господь во славе» в порталах и апсидах соборов и маленьких приходских храмов. Композиция эта может являться частью более масштабной иконографической схемы или весьма лаконично занимать все отведенное под скульптуру или живопись пространство тимпана портала или конху апсиды. Предметом исследования данной работы являются структура и символические значения композиции «Господь во славе» в западноевропейской храмовой декорации XI-XII веков. Объектом исследования становятся репрезентации данной композиции в различных западноевропейских памятниках указанного периода. Основным методом исследования в данной работе стал метод иконографического анализа, предполагающий сопоставление программы самих памятников и связанных с ними текстов Св. Писания, текстов мессы и литургических манускриптов. Новизна работы заключается в выявлении литургического символизма данной композиции применительно к конкретным рассматриваемым объектам и включения его в общую интерпретационную картину для каждой программы. Это позволяет добиться более глубокого понимания визуального языка романской храмовой декорации в целом, и каждой конкретной программы в частности. В результате проведенного исследования сделан вывод, что использование иконографической схемы «Majestas Domini» в храмовых программах, по крайней мере, начиная с каролингской эпохи, не только символически каждый раз изображает начало евхаристической молитвы, но также становится ключом для понимания сложных иконографических программ, связанных непосредственно с визуальной репрезентацией проповеднических тем.
Культура и власть
Ирина Ж. - Мы учились думать: О студенческом движении НГУ 1960-х. Часть 2 c. 14-36

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.18139

Аннотация: Предметом анализа явлется студенческое движение НГУ в 1963-1967 гг. как часть более широкого оппозиционного движения в Академгородке. Имеющиеся публикации на эту тему не покрывают его историю и неточно квалифицируют это это явление. Развитие гражданской активности явилось незапланированным побочным результатом сибирского эксперимента, который актуален в поиске решений по обновлению общественной системы. Статья анализирует предпосылки и факторы студенческого движения, а также полный спектр коллективной общественной деятельности студентов: самоуправление, клубные формы активности, суд над антисемитами, участие в выборе ректора университета и в сохранении автономии университета и академических свобод, защита преподавателей и товарищей от политического преследования. Эта статья написана на пересечении нескольких жанров и методов: документально подтвержденные факты из истории движения подкрепляются воспоминаниями студентов и преподавателей, социологические наблюдения сочетаются с эссеистикой и статистическими данными. Основным вкладом автора является первый в научной литературе анализ студенческого движения НГУ в 1960-х гг.: его предпосылок, форм движения и основных акций, созданных им прецедентов, причин его окончания. Показано, что оно было первым открытым, легальным и наиболее продолжительным студенческим движением после 1920-х, примером оппозиции без диссидентства, самодеятельным движением по самоорганизации и трансформации общественной системы снизу. Оно пошло дальше всех других известных студенческих движений того периода в формировании ячейки гражданского общества
Культурное наследие, традиции и инновации
Розин В.М. - Осмысление Ф.М. Достоевским в «Дневниках писателя» миссии России и ее отношения к Европе c. 37-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.24023

Аннотация: В статье анализируются взгляды Ф.М.Достоевского на исторический процесс и миссию России по отношению к Европе. Автор ставит и ищет ответы на два основных вопроса: причины духовного перерождения Достоевского, а также, почему последний считает, что именно Россия укажет путь Европе. Опираясь на фундаментальное исследование В. Зеньковского «История русской философии», он показывает, что Достоевский мыслил и искал решения проблем России в рамках культурной традиции, намеченной М.Н. Карамзиным и П.Я.Чаадаевым. Рассматривается сущность этой провиденциальной православной концепции, разработка ее в «Дневниках писателя» Достоевского, а также в работах Константина Леонтьева и Александра Солженицына. Обсуждается обрыв этой традиции в результате Октябрьской революции семнадцатого года. В работе реализована следующая методология: постановка проблем и ситуационный анализ, культурно-историческая реконструкция идей, сравнительный анализ взглядов, выдвижение гипотез, подтверждение их текстами соответствующих авторов. В результате проведенного исследования удалось получить два основных результата. Во-первых, по-новому увидеть социально-политические поиски и решения Достоевского, в частности показать, что он мыслил в рамках православной провиденциальной социальной концепции (традиции). Во-вторых, проанализировать саму эту концепцию и ее судьбу.
Искусство и искусствознание
Басова И.Г. - Художественный заказ и династия Апраксиных на протяжении XVIII – первой половины XIX в.: характерное и особенное c. 53-70

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.23713

Аннотация: В статье затрагиваются такие аспекты актуальной на сегодняшний день темы частного художественного заказа как взаимоотношения мастера и заказчика, степень участия владельца в художественном процессе, эволюция частного заказа на протяжении XVIII - первой половины XIX, регулирование государством частного строительства, воспитание художественного вкуса заказчика на протяжении указанного временного отрезка. Все эти важные для истории искусства вопросы рассматриваются на примере деятельности богатого и знатного рода Апраксиных. Объектом исследования стали памятники зодчества и произведения изобразительного искусства, принадлежавшие их семье. Сопоставление с культурным наследием других таких же высокопоставленных династий позволило выявить как характерные признаки частного заказа, так и особенности, отличающие представителей рода Апраксиных от других знатных собирателей произведений искусства. Изучение личности заказчика и его влияния на художественный процесс справедливо и общепризнанно относят к сфере социологии искусства, поэтому основной использованный в статье метод исследования - социологический. Однако приходится обращаться и к реконструкции, и к иконологическому подходу, и к стилистическому анализу произведений. Новизна исследования заключается, в первую очередь, в том, что впервые было собран и обобщен вклад представителей семьи Апраксиных в историю искусства. Многие принадлежавшие им памятники культурного наследия не сохранились, и, реконструированные на основе архивных документов, они впервые вводятся в научный оборот. Аналитическое осмысление собранного материала позволило по-новому взглянуть на уже известные памятники, попытаться понять то содержание, которое вкладывал в них заказчик. В процессе исследования был сделан ряд обобщающих выводов по теме частного заказа.
Данилов Д.И. - Трюковое исполнительское мастерство в отечественном кинематографе в эпоху дозвукового кино (на примере фильма С.М.Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"») c. 71-93

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.24071

Аннотация: Предметом исследования является трюковое исполнительское мастерство, которое становится составной частью языка киноискусства. В дозвуковом кино четко прослеживается этапность начального внедрения, адаптации и становления трюка, средствами кинематографа трансформированного в кинотрюк. Комбинация актерского мастерства, операторского и монтажного искусства сделали кинотрюк самой эффектной частью киноязыка. В начале своего творческого пути, являясь одной из составных частей пластической партитуры роли киноперсонажа, трюковое исполнительское мастерство наполняет сюжетно-действенную структуру кинокартины яркими эмоциональными красками. «Монтаж аттракционов» С.М.Эйзенштейна подразумевал и кинотрюковую аттракционность в том числе - трюковое исполнительское мастерство фильма «Броненосец "Потемкин"» явное тому подтверждение. Основные выводы проведенного исследования, являющегося дифференциированным изучением трюкового исполнительского мастерства эпохи дозвукового кино можно представить следующими основными позициями: а) исследование трюкового исполнительского мастерства в контексте пластической партитуры роли киноперсонажей дозвукового кино; б) изучение трансформационных преобразований трюка в кинотрюк; в) особенности киноязыковой идентификации кинотрюка в структуре кинематографической фразы, как элемента формирующего смыслообразующий контент сюжетно-действенного киноповествования.
Переверзева М.В. - Остинато и приемы репетитивной техники в творчестве Джона Кейджа c. 94-100

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.24228

Аннотация: Предметом исследования являются методы сочинения Джона Кейджа, применяемые им в 1940-е годы: мелодическое или ритмическое остинато, контрапунктическая техника и техника ритмических фигур. В этих, изначально традиционных методах изложения и развития материала он нашёл нечто новое и предвосхитил то, что появится в музыке позднее, а именно - приемы репетитивной техники минималистов. Особое внимание уделяется таким произведениям Кейджа, как циклы "Метаморфоза" и "Аморес", а также ансамблю "Верую в нас", в которых сложились черты стиля композитора. Метод исследования техники письма включает анализ звукового материала, его свойств, принципов организации мелких и крупных структурных единиц и формы в целом. Новизна исследования заключается в том, что техники письма Кейджа (остинато, контрапункт, техника ритмических фигур и др.) впервые на русском языке изучаются подробно на примере конкретных произведений, причем раннего периода творчества композитора, более известного как экспериментатора и авангардиста. При этом в использовании этих методов сочинения выявляются индивидуальные черты, характеризующие композиторский стиль Кейджа.
Белозерова В.Г. - Каллиграфическая трасология Чжан Цяна c. 101-110

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.24405

Аннотация: Объектом исследования является творчество китайского каллиграфа Чжан Цяна (род. 1962, КНР) - создателя направления «каллиграфической трасологии» (середина 1990-х гг. - по настоящее время). Чжан Цян имеет репутацию авторитетного исследователя эстетики традиционной каллиграфии, знатока истории западного искусства, видного теоретика авангардной каллиграфии. Предметом исследования являются поиски современной выразительности каллиграфической пластики. Чжан Цян усматривает будущее каллиграфии в ее истоках, каковыми являются линеарные росчерки туши, фиксирующие глубинные акты сознания. В состоянии транса Чжан Цян, не глядя, совершает спонтанные взмахи кистью, которая оставляет тушевые следы на длинных полосах бумаги, геометрических фигурах или непосредственно на телах ассистенток, которые самостоятельно решают, где и как прикоснется к ним кисть мастера. Используя взаимодействие мужской и женской энергий, Чжан Цян созидает новые форматы каллиграфического творчества. В исследовании использованы методы культурологи, искусствознания, семиотики и компаративистики. Используются публикации самого Чжан Цяна, высказывания о нем современных китайских критиков. Творчество Чжан Цяна впервые исследуется в отечественном искусствознании и синологии. Направление каллиграфической трасологии представляет собою самый радикальный опыт китаизации западного авангардного искусства, но при этом оно не порывает внутренней связи с основами традиционной эстетики. Каллиграфические перфомансы Чжан Цяна существенно расширяют визуальный опыт современной китайской аудитории и обозначают новые горизонты развития искусства каллиграфии в КНР.
Музыка и музыкальная культура
Звездакова Н.Н. - Поэтический баян Паницкого (к 110-летию со дня рождения И.Я. Паницкого). c. 111-124

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.23942

Аннотация: Очерк посвящен знаменитому баянисту, педагогу и композитору, Заслуженному артисту РСФСР Ивану Яковлевичу Паницкому, 110-летие которого отмечается в 2017 году. Автор знакомит читателей с музыкальными мероприятиями, посвященными выдающемуся исполнителю, инициатором которых выступает кафедра народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Именно Паницкому, слепому музыканту-самородку из волжского села Балаково, предстояло открыть русскому баяну дорогу на академическую сцену, существенно обогатить концертный репертуар профессионалов-баянистов. Его обработки и вариации на темы русских народных песен, переложения для баяна произведений музыкальной классики, а также оригинальные сочинения составляют художественный пласт национальной культуры. Судьба Паницкого освещается в контексте его духовной связи с малой родиной, определившей главное направление творчества музыканта – сферу инструментальной лирики. Автор показывает формирование и творческий рост баяниста-виртуоза, раскрывает глубину его характера и поэтичность натуры. Обращается внимание на выдающуюся роль И. Я. Паницкого в зарождении профессионального образования на баяне в Саратове. В настоящем очерке используется исторический метод, на основе которого исследуется биография музыканта, а также метод музыковедческого анализа произведения. В качестве примера баянной лирики Паницкого дается разбор пьесы Вальс «Воспоминание». Описываются характерные способы работы с музыкальным материалом, выявляющие главную лирическую идею произведения: импровизационность, полифоничность фактуры, варьирование, разнообразие тембровых красок баяна. Новизна исследования заключается в обобщении данных, касающихся роли лирической темы в творчестве И. Я. Паницкого.
Мурашова Н.С. - Историография изучения музыкально-стилистических особенностей старообрядческих духовных стихов c. 125-142

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.24063

Аннотация: Выделение истории изучения музыкальной стилистики старообрядческих духовных стихов в качестве предмета исследования определено двумя причинами. Одна из них обусловлена довольно поздним вычленением старообрядческих памятников из общерусского репертуара. Вторая - приоритетным вниманием к содержанию и поэтическим особенностям духовного песнетворчества. Цель статьи - систематизировать информационные источники, отражающие историю становления и развития исследовательского интереса к музыкальной стилистике старообрядческих духовных стихов, уделив внимание нотным публикациям и теоретическим работам различных научных жанров. С помощью источниковедческих методов было выявлено 70 публикаций: нотные сборники, либо нотировки отдельных образцов в периодических краеведческих изданиях, описания книжных собраний, музыкально-поэтические инципитарии локальных репертуаров, исследовательские работы. Сравнительное изучение публикаций позволило выделить ключевые проблемы изысканий, посвященных внебогослужебному духовному пению старообрядцев; охарактеризовать степень изученности его различных региональных традиций. Проанализированные данные свидетельствуют о несомненном интересе к мелодическим особенностям духовных стихов со стороны исследователей, представляющих музыкальную археографию и медиевистику, этномузыкологию, историю музыки, музыкальное краеведение, многоаспектно раскрывающих музыкально-стилистические особенности старообрядческих духовных стихов. Систематизированные информационные источники могут использоваться в качестве справочно-библиографического материала.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.