по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 08, 2017
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 02-09-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2017
Актуальный вопрос
Швецова О.Ю. - Взаимодействие музыкального и поэтического ритма в хоровой музыке: проблема анализа c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23756

Аннотация: Статья посвящена выявлению характерных черт хоровой музыки во взаимосвязи с поэзией. Цель статьи заключается в рассмотрении специфики синтетической вокально-поэтической формы, в выявлении констант взаимоотношений слова с музыкальным материалом, в анализе смыслового присутствия текста в музыкальном контексте и их влияния на содержание музыкального опуса. Предметом исследования является специфика построения и организации вокально-хоровой музыки. Исследование базируется на методе сравнительного анализа принципов музыкальной и поэтической организации ритма. Автором анализируются общие механизмы синтеза музыки и поэзии в хоровых сочинениях. На примере стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком» рассматриваются особенности приемов ритмического воплощения поэтического текста, образной значимости формул, проявляющихся в контексте выразительных средств в хорах С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова. Методология исследования – структурный и ритмический анализ нотного текста, в котором поэтический текст анализируется с точки зрения смыслообразующей и дифференцирующей роли музыки. В статье анализируются понятия «выразительные средства», «музыкальная форма», утверждается тезис – диалектическая взаимосвязь слова и музыки на композиционном уровне определяет целостный художественный образ хоровой музыки. Выводами проведенного исследования являются практические рекомендации по содержанию работы в части музыкально-поэтического анализа хорового произведения.
Культурное наследие, традиции и инновации
Волощенко Г.Г., Слепцова Т.В. - Спорт в культурной жизни России на рубеже XIX-XX веков c. 13-22

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23928

Аннотация: Актуальность исследования связана с отсутствием лексемы «спорт» в качестве компонента культуры в паспорте научной специальности 24.00.01 «Теория и история культуры». Это является, на наш взгляд, спорным и обусловило обращение к исследованиям отечественных и зарубежных культурологов, философов, историков, в которых рассматривается социокультурная составляющая спорта. В статье выявляются роль и место спорта в культурной жизни России на рубеже XIX-XX веков. Предмет исследования – специфика российского спорта как социокультурного явления дореволюционного периода. Методология системного и аксиологического подходов, используемых в исследовании, обусловливает включение примеров, иллюстрирующих отражение феномена спорта в произведениях художественной литературы. Историческая ретроспектива позволила выявить условия и факторы, оказавшие влияние на генезис и развитие любительского и профессионального спорта: сосуществование традиций элитарной и народной культуры, многосословность, наметившуюся демократизацию общества, введение занятий физической культурой и спортом в программы образовательных учреждений, влияние идей олимпизма и развивающегося международного спортивного движения. Авторы приходят к выводу, что интерес дворянства и интеллигенции к западноевропейской культуре, наличие материальных средств и свободного времени обусловили зарождение джентльменского спорта, ставшего формой активного и респектабельного досуга и трансформировавшегося на рубеже XIX-XX вв. в любительский. Развитие рыночных отношений оказало влияние на становление профессионального спорта, имевшего утилитарные функции и получившего развитие в массовой культуре. Научная новизна исследования заключается в соотнесении разновидностей спорта (любительского, военно-прикладного, профессионального), представленных в культурном пространстве России на рубеже XIX–XX вв., с теориями происхождения спорта, что объясняет многообразие современных тенденций развития спорта как явления массовой культуры.
Музыка и музыкальная культура
Дмитриев В.А., Швецова О.Ю. - Воспитание музыкального слуха и культура интонирования музыканта-исполнителя c. 23-33

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23758

Аннотация: Статья посвящена проблемам воспитания культуры интонирования во взаимосвязи с развитием музыкального слуха музыканта-исполнителя. В комплексе специальных способностей музыканта выделяют наиболее важные по значению такие как, музыкальный слух, ритмическое чувство, двигательно-моторные способности и музыкально-интеллектуальные операции. В статье рассматривается интонационная специфика исполнительства в установлении диалектической связи процессов восприятия и музыкального действия. Работа базируется на интонационном учении Б. В. Асафьева – обоснование сущности музыки как «искусства интонируемого смысла». Один из центральных принципов развивающего обучения – интеллектуализация знаний. Понять музыку, аналитически ее осмыслить значит вникнуть в экспрессивную сущность и логику взаимосвязей во всем комплексе выразительных средств. Задачи определяются стремлением методологически соотнести методы развития музыкального слуха и исполнительской техники, наметить пути внедрения в процесс обучения этих методов и приемов, решение которых может обеспечить формирование личностных качеств музыканта-исполнителя. Анализируются понятия «интонация», «интонирование», «музыкальный слух», утверждается, что взаимосвязь процессов восприятия, мышления и музыкального действия определяет культуру интонирования музыканта. Выводами проведенного исследования являются практические рекомендации авторов статьи по содержанию педагогической работы в классе специальности, которые направлены с одной стороны на исполнительское, техническое овладение навыками игры на инструменте, с другой – содействуют художественно-эстетическому, творческому развитию, культуре интонирования музыканта-исполнителя.
Культура и наука
Переверзева М.В. - Алеаторная форма и число: от хаоса к порядку c. 34-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23857

Аннотация: Предметом исследования является алеаторная форма в музыке ХХ века, организованная посредством чисел и числовых рядов, преимущественно специально сочиненных авторами произведений. Используя числа и ряды в качестве конструктивных детерминант, композиторы решают проблему формообразования произведений с меняющимися музыкальным текстом и структурой, которая встаёт перед автором и исполнителем музыкального опуса. Особое внимание уделяется конкретным произведениям и их внутренней организации, делающей форму единой и внутренне четко структурированной, а художественный образ - индивидуальным и узнаваемым в каждом исполнении. Метод исследования заключается в анализе нотного текста конкретных музыкальных произведений, особенно ритмического, временного, темпового параметров, направленном на обнаружение числовых рядов и систем, организующих внешне подвижную и свободную форму, а также определенным образом отражающих художественно-эстетическую концепцию автора, воплощенную в рассматриваемых опусах. Основным выводом проведённого исследования является факт того, что алеаторный принцип композиции, воздействующий на формообразование, требовал применения дополнительных музыкальных и внемузыкальных средств скрепления формы, и числовой метод организации оказался одним из самых эффективных. Новизна исследования заключается в обнаружении скрытых в нотном тексте и не упоминавшихся ранее ни композиторами, ни исследователями их творчества организующих числах и рядах, внешне себя, порой, никак не проявлявших.
Естествознание, техника и культура
Попкова Н.В. - Техносфера как фактор развития культуры c. 43-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23805

Аннотация: В статье рассматривается воздействие техносферы на процессы трансформации культурных норм и образцов. Техносфера как созданная за историю человечества техногенная среда обладает собственными закономерностями, наличие которых признано современной наукой: приходится исследовать эти закономерности и модифицировать социальные практики с их учетом. Техника в современном обществе выступает как механизм порождения новых культурных смыслов, как орудие социализации и личностного развития, как фактор социальных изменений. Ставится вопрос, как рассматривать техносферу: в качестве управляемого объекта (одной из подсистем социума) или подчиняющегося собственным законам субъекта социальных изменений. Анализируются причины и сущность независимости техносферы от воли создавших ее людей. Выделяются два ее источника: недостаточная рационализация процесса творчества и зависимость человека от анонимных закономерностей социальной реальности. Делается вывод, что представление об автономности техносферы содержит скрытые противоречия: оно имеет смысл только для фиксации ее дистанцирования от породившего ее социального контекста, в моделях, элиминирующих социальную обусловленность технической деятельности. Поскольку технические практики есть разновидность социальных практик, регулируемых культурными нормами, при исследовании культурных процессов постулировать автономность техносферы нет необходимости. Тем не менее, значительное воздействие изменяющихся технологий на культуру не подлежит сомнению; особенно явным оно стало с начала активного использования социальных технологий.
Искусство и искусствознание
Петров В.О. - Футуризм и Казимир Малевич c. 53-61

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23593

Аннотация: Основным предметом исследования является футуризм – одно из знаковых стилистических направлений первой половины ХХ века, сыгравшее важную роль в развитии искусства в целом. Выявляются его основные нормативы, сформулированные в манифестах итальянских и русских футуристов, в частности, – Ф. Маринетти и К. Малевичем. Производится их сопоставление. Главный акцент делается на трактовке футуристических нормативов известным художником Казимиром Малевичем. В качестве объектов анализа избраны его статьи и иллюстративно-декорационный материал к постановке оперы «Победа над солнцем» М. Матюшина. Исследование футуристических исканий Малевича рассматривается в контексте общих идей данного направления, для чего привлечен терминологический и аналитический материал (аппарат) разных видов искусства. Новизна работы заключена в охвате широких явлений, связанных общим понятием футуризма – текстов представителей футуризма, партитур, исследовательской литературы, рассматривающей футуризм как стилистическое направление. Указывается значение Малевича в эстетической трактовке футуризма, его роль в становлении русского футуризма, столь популярного во второй половине ХХ столетия акционизма как феномена культуры.
Му К. - Место живописи советского периода в истории мирового искусства c. 62-70

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23893

Аннотация: Место и роль живописи периода СССР в истории мирового искусства прошлого века остаются актуальными и малоизученными. Именно они и являются предметом анализа в настоящей статье. Целью исследования выступает необходимость проверить предположение, что катастрофические события начала и середины ХХ века в истории мировой культуры разрушили много систем ценностей, размыли разницу между добром и злом. Поэтому в этот период уделялось меньше внимания разнице между жанрами живописи и не придавался особый статус истории живописи, в том числе и в Советском Союзе. Тем не менее, этот вид изобразительного искусства рассматривался как ресурс, с помощью которого художники хотели продемонстрировать актуальность темы своей работы. Место и роль живописи периода СССР в истории мирового искусства прошлого века остаются актуальными и малоизученными. Именно они и являются предметом анализа в настоящей статье. Целью исследования выступает необходимость проверить предположение, что катастрофические события начала и середины ХХ века в истории мировой культуры разрушили много систем ценностей, размыли разницу между добром и злом. Поэтому в этот период уделялось меньше внимания разнице между жанрами живописи и не придавался особый статус истории живописи, в том числе и в Советском Союзе. Тем не менее, этот вид изобразительного искусства рассматривался как ресурс, с помощью которого художники хотели продемонстрировать актуальность темы своей работы. Новизна статьи заключается в расширении взгляда на художественную культуру ХХ, добиваясь всеобъемлющего обзора мирового искусства и места советской живописи в нем. А также новизна работы заключается в фрагментарном анализе произведений искусства советскими художниками с точки зрения культурных ценностей (культурного релятивизма) не только отечественной критики, но изападноевропейской истории искусства. В выводах подчеркивается тот факт, что социалистический реализм - это стиль реалистического искусства, который был разработан в Советском Союзе и стал доминирующим стилем в этой стране, а также в других социалистических странах. Социалистический реализм характеризуется прославленным изображением коммунистических ценностей, таких как эмансипация пролетариата, посредством реалистических образов. Констатируется, что в мировом искусстве ХХ векаособое место заняло проведение первой выставки, организованной Ленинградским союзом художников, которая состоялась в 1935 году. М. Авилов, И. Бродский, П. Бучкин, Н. Дормидонтов, Р. Френтц, К. Малевич, К. Петров-Водкин иА. Самохвалов стали отцами-основоположниками ленинградской школы, а их работы составили один из самых богатых слоев и основу крупнейших музейных собраний советской живописи 1930-х - 1950-х годов.
Музыка и музыкальная культура
Куприна Е.Ю. - О специфике сознательной работы музыканта-исполнителя в контексте проблемы сотворчества c. 71-89

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23768

Аннотация: Предметом исследования является специфика сознательной работы музыканта-исполнителя в ракурсе проблемы сотворческой деятельности. Автор рассматривает такие аспекты темы как: природа сотворческой деятельности, специфика работы музыканта-исполнителя в режиме актуализированного интенционально-направленного сознания (Э. Гуссерль), механизмы со-восприятия, время психической деятельности, основные операции творческого воображения (Т. Рибо), «не зажатое» сознание, исполнительский слух (В. А. Гутерман), сценическое самочувствие, система воспитания исполнителя. Особое внимание уделяется системному процессу «мышления музыкой» (Б. В. Асафьев), представляющему собой, у отдельно взятого исполнителя, метакогнитивную деятельность-переживание, позволяющую предслышать (Л. М. Цейтлин) необходимые параметры будущего звучания, предощущать оптимальные исполнительские движения, а также моделировать формообразующие структуры музыкального развертывания. Методология исследования базируется на системном, феноменологическом, информационном и синергетическом подходах, на изучении трудов исследователей различных научных областей, связанных с жизнедеятельностью человека, а также — опыта практиков и рефлексии собственного педагогического и исполнительского пути автора. Информационный и синергетический подходы позволяют рассматривать эмерджентные реакции исполнительского организма концертанта как проявление самоорганизации системы сотворческой деятельности в ответ на избыточное воздействие возрастающего информационного потока на его сознание в условиях нестабильной эстрадной атмосферы. В подобных обстоятельствах лишь способность к концентрации внимания на исполнительских задачах позволяет активно противостоять негативным последствиям сценического волнения. Новизна изыскания связана с ракурсом исследования, направленного на соотнесение проблемы умения музыканта работать в особом режиме слухо-сознательной «направленной» концентрации внимания на последовательном решении художественных задач с вопросом самоорганизации исполнительского организма концертанта в стрессовых условиях эстрадного выступления и, в конечном итоге, с приоритетами в системе воспитания исполнителя. Основные выводы исследования касаются области активно задействованного плана воображения музыканта, активизация которого с необходимостью сопровождается усилением психической энергии. Длительность интенсивной сознательной работы поддерживается «переключением» интенций на различные творческие задачи. С учетом данных выводов представлены практические рекомендации по оптимизации системы воспитания исполнителя.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.