по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 07, 2017
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 08-08-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2017
Знак, слово, речь, язык
Завьялова Н.А. - «Рецептивная эстетика» Японии и Китая в артефактах, словах и символах c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.23551

Аннотация: Предметом работы являются многочисленные проявления принципа «рецептивной эстетики» в культуре Японии, по-своему переработавшей китайские эстетические образцы. Цель статьи – демонстрация оснований для сопоставления культур, описание типологических особенностей культур Японии и Китая. На материале японских предметов изобразительного искусства, языковых выражений и фильмов автор доказывает возможность проведения параллелей между Японией и Китаем по религиозным, смыслогенетическим, эстетическим и гендерным основаниям. В основе работы лежат 2 принципа описания культуры: принцип «рецептивной эстетики», сформулированный В. А. Луковым и Вл. А. Луковым, а также «универсальный принцип возвращения» М.Ю.Лотмана. Методология исследования базируется на системном подходе к культуре, позволяющем проследить генезис отдельных компонентов культурной системы, которые впоследствии оказывают влияние на всю систему в целом. Результаты работы представляют собой культурологическую интерпретацию мотивов, послуживших основой японских артефактов. Предложенные интерпретации могут быть применимы к любой области культурного производства, поскольку они будут способствовать созданию неповторимого колорита дальневосточных культур, проникновению в их идейное содержание, декодированию этноспецифических смыслов. Важнейшими выводами работы является список типологических черт японской культуры, являющимися результатами китайского влияния: религиозный синкретизм, бинарность восприятия, сезонность, гендерная асимметрия, смещение фокуса одушевленности.
Актуальный вопрос
Суворова И.М. - Проблема аксиологического статуса светскости в отечественной культуре c. 14-19

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.22261

Аннотация: Предметом авторского исследования является феномен светскости в истории культуры, целью работы ставится выяснение аксиологического статуса светскости в отечественной культурной традиции с применением исторического подхода. Актуальность исследования обоснована насущной проблемой введения религиозных курсов в современное основное и общее образование в XXI веке. В ходе работы автор анализирует статус светскости в разные исторические эпохи и отражение этого представления в системе отечественного образования, выявляя противоречивые характеристики на каждом историческом этапе. Основным методом исследования данной проблемы является историко-культурологический анализ статуса светскости в отечественной традиции разных периодов. В результате автором делается вывод о единственно возможном варианте культурологического и религиоведческого подходов в освещении религиозной тематики в современном образовании. Данное исследование может быть востребовано не только профессиональными культурологами, философами, педагогами и психологами, но и родительской общественностью, озабоченной данной проблемой.
Культура и культ
Тимощук Е.А. - Феноменологическое и эстетическое конструирование религии c. 20-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.23168

Аннотация: Объектом исследования выступает репрезентация религиозного в современных описательных философских моделях. Предметом исследования является религия взятая как феномен и эстезис. Автор рассмотрел эволюцию феноменолого-эстетического конструирования религии – от восторженной рецепции Р. Отто до кризиса интуитивно-эссенциалистской феноменологии религии. Полагая, что ресурс этого направления не исчерпан, исследователь освещает иные ответвления – эстетико-феноменологическую репрезентацию религии, связанную с мюнхенской группой философов, интенциональную феноменологию религии, идущую через Р. Ингардена. Особое внимание уделяется интегральной функции феноменологии и эстетики. Статья выполнена главным образом с помощью общенаучных методов теоретического уровня: сравнительный, генетический, системный, струтурный виды анализов. Общенаучные методы эмпирического уровня представлены счётом, частотным анализом. Из общелогических приёмов автор опирался на анализ / синтез, абстрагирование / конкретизацию, обобщение / ограничение. Из частнонаучных философских методов привлекалась герменевтика. Инструментарий научного исследования включает массивы научных знаний rsl.ru, elibrary.ru, google.scholar.ru. Основными выводами проведённого исследования являются: 1) эстетика и феноменология религии представлены как методология трансцендирования религиозных и культурных различий; 2) акцент интенциональной феноменологии на точности социокультурного описания религии вместо непостижимости религиозных сущностей способствует раскрытию вероучений как самоконституирующихся жизненных миров, при этом религия выступает формой социокультурной идентичности и её онтологический статус целиком зависит от интенциональности участников особой общественной группы, что делает религию родственной искусству; 3) несмотря на то, что большинство религий утверждают исключительность своих догматов, интенциональный анализ истории их возникновения позволяет с уверенностью утверждать, что объекты их веры укоренены в социально-историческом контексте и являются проективными сущностями, укоренёнными в эстетической структуре сознания. Особым вкладом автора в исследование темы является феноменолого-эстетическое конституирование социокультурной сети бытия. Новизна исследования заключается в сопряжении индивидуализированных жизненных миров науки и религии и попытка их тотализирующей теоретизации через феноменолого-эстетическую парадигму. Область применения результатов: медиаполитика, межкультурная коммуникация, искусствоведение.
Социология культуры, социокультура
Ушкарев А.А. - Аудитория художественных музеев: история и методология изучения в России c. 36-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.22278

Аннотация: Предметом исследования является отечественный опыт изучения аудитории посетителей художественных музеев, а также развитие методологии социологических исследований публики изобразительного искусства. Объектом исследования стали публикации по результатам социологических исследований аудитории посетителей художественных музеев в России, начиная с 20-х годов ХХ века. Основное внимание уделяется современному состоянию научного знания о взаимоотношениях художественных музеев и публики. Исследование позволяет проследить эволюцию понимания музеями своей аудитории, а также методов ее изучения, обозначить проблемную ситуацию и наметить первоочередные задачи в изучении аудитории художественных музеев. Автор использует диалектический подход к изучению опыта социальных измерений аудитории искусства. При этом в исследование включаются материалы, оказавшие наибольшее влияние на эволюцию понимания аудитории художественных музеев и методологии их изучения. Основным результатом исследования является воссоздание реальной картины и степени изученности как характеристик аудитории художественных музеев, так и основных закономерностей потребительского поведения человека по отношению к искусству. Большое количество публикаций по результатам конкретно-социологических исследований аудитории музеев, проведенных поколениями ученых и музейных энтузиастов с различными целями и на разном научно-методологическом уровне, порой создает иллюзорное впечатление, что большинство проблем в этой области уже решены. Однако конкретно-социологические исследования аудитории посетителей музеев и исследования, основанные на социологических опросах населения, проведенные в разные годы, дают, с одной стороны, фрагментарную, а с другой стороны, во многом противоречивую картину отношений человека с искусством. Недостаточное понимание некоторых важных закономерностей потребительского поведения сохраняет общую проблемную ситуацию, которая проявляется в существовании коммуникационных барьеров между музеями и аудиторией.
Культура повседневности
Розин В.М. - Концепция «заботы о себе»: философская, научная, художественная и авторская версии c. 50-56

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.23596

Аннотация: В статье рассматриваются три контекста (философский, научный и эстетический) концепции «заботы о себе». Показано, что в европейской культуре концепции «заботы о себе» очень разные. Обсуждается общее смысловое пространство, в котором в современной культуре могут существовать подобные концепции, а также характер работы, позволяющий выстроить индивидуальную жизнь, в соответствии с концепцией «заботы о себе». Излагает автор и свое понимание «заботы о себе». Для этого он дает характеристику современной российской и мировой ситуации и осуществляет критику некоторых психологических трактовок «заботы о себе» (в частности, феноменологическую и прожективную). Результаты предложенного анализа были получены автором на основе методологии, в которой использовались приемы проблематизации, метод сравнительного анализа, критика, цитирование авторов, обсуждающих данную тему. Автор показывает, что, с одной стороны, несмотря на разнообразие вариантов личностного развития, общее направление работы в отношении себя предполагает противостояние дурной социальности, а также развитие у современного человека способностей и компетенций, позволяющих жить в меняющемся и отчасти катастрофическом мире. С другой стороны, все более осознается необходимость формирования практически каждым индивидуального сценария развития и жизни.
Экранная культура и экранные искусства
Попова Л.В. - М. Антониони, Ж. Виго и Д. Вертов: опыт диалога c. 57-66

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.22254

Аннотация: Предметом исследования является творчество Дзиги Вертова, Жана Виго и Микеланджело Антониони, которое достаточно хорошо изучено как в России, так и за рубежом. Автор уделяет особое внимание такому малоизученному аспекту, как влияние Дзиги Вертова на творчество Ж. Виго и М. Антониони. Анализируя различные источники — литературные и кинематографические, автор подтверждает эту преемственность. Большое внимание также уделяется связи творчества Ж. Виго и М. Антониони с французской и итальянской кинематографической традицией. В данном исследовании применяется сравнительный метод для анализа связей между режиссерами. Также применяется феноменологический метод. Новизна данного исследования состоит в выявлении связи между Дзигой Вертовым, Жаном Виго и Микеланджело Антониони, в применении комплексного подхода к анализу кинематографических произведений. Сделан вывод о том, какие именно наработки Д. Вертова оказались наиболее ценными для западного кинематографа, а также о новаторстве М. Антониони.
Искусство и искусствознание
Зуев И.Н. - Образная модель интерпретации исторической реальности в исторической науке и искусстве c. 67-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.22314

Аннотация: В настоящей работе анализируются свойства образной модели интерпретации исторической реальности. История, исторический факт, историческая реальность в рамках данной модели воспринимается как динамическое единство событий прошлого и настоящего. Таким образом, появляется понятие исторического опыта, в том числе и личного исторического опыта. События прошлого в образной модели интерпретации исторической реальности не абстрактны, но наделены национальным и историческим (временным) содержанием. Следствием этого можно считать возможность исследования специфики конкретного исторического материала в новом аспекте – в создании достоверных и наглядных образов прошлого. Методология исследования строится на генетическом подходе к осмыслению концепта «историческая реальность». Рассматривается историческая последовательность эволюции научных представлений о природе исторической реальности, предопределяющая культурологические интерпретации феноменов культуры. Основной вывод проведенного исследования – подтверждение гипотезы о двойном смысле концепта «историческая реальность», включающем знание и понимание прошлого, с одной стороны, и непрерывное созидание настоящего – с другой. Историческая реальность в рамках образной модели интерпретации рассматривается как сформированная знаково-символическая система , обладающая статусом "реальности" только в процессе познания и понимания настоящего. Анализ образной модели истории не менее важен, чем другие научные подходы и методы.
Музыка и музыкальная культура
Волкова Н.Ю. - Романс С.В.Рахманинова"Крысолов"(op.38): опыт семиотико-семантического анализа c. 74-86

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.22166

Аннотация: Данная статья посвящена анализу одного из самых сложных и неоднозначных романсов С.В. Рахманинова - "Крысолов" (op.38), написанного в 1916 году на стихи поэта-символиста В. Брюсова по мотивам мрачной средневековой легенды. Сложность поэтического и музыкального текста романса, порождающего разные, во многом противоположные трактовки образа дудочника, заставляет крайне внимательно отнестись к переплетению музыкальной и литературной ткани романса. Целью настоящей статьи является попытка постижения авторского замысла, характера и смысла произведения В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к трактовке произведения, учитывающего соотношение поэтического и нотного текста, вербальных и музыкальных образов, проводится семиотико-семантический анализ романса. Новизна предлагаемого исследования заключается в тщательном разборе музыкального языка и выразительных средств, используемых Рахманиновым, выявлении и интерпретации музыкальных символов, присутствующих в романсе; разборе интервального состава темы и нахождении интонационных параллелей с произведениями других авторов. В заключении автором предлагается новая трактовка общего содержания и образного ряда данного романса.
Алиева З.Э. - Шесть сонат для скрипки соло Э. Изаи в контексте эволюции скрипичного исполнительства XX века c. 87-96

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.23549

Аннотация: В представленной статье были изучены «Шесть сонат для скрипки соло» Э. Изаи. Здесь представлено сравнение исполнения этих сонат автором и другими исполнителями в контексте эволюции скрипичного исполнительства ХХ века. Цель данной работы – раскрыть специфику влияния исполнительского стиля Э.Изаи на его творчество, как композитора, а также изучить, как повлияли «Шесть сонат для скрипки соло» на развитие профессионального скрипичного исполнительства в ХХ веке. По итогам проведенного исследования необходимо отметить, что каждая соната представляет собой необычное произведение, которое каждый скрипач-исполнитель представляет по-своему. В данной работе были использованы научные методы стилевого, сравнительно-исторического, музыкально-теоретического и интертекстуального анализа, а также интерпретационно-исполнительские аспекты изучения, которые являются актуальными для «Шести сонат для скрипки соло». Для аналитического изучения музыкального материала этого произведения были рассмотрены историко-эстетические взгляды самого Эжена Изаи. Стоит отметить, что для написания данной статьи были использованы труды по скрипичному исполнительству и работы педагогов-практиков, отечественных ученых, таких как Л. Гинзбург, JI. Раабен, И. Ямпольский, В. Григорьев, А. Алексеев, В. Якубовской и других. Необходимостью решения задач, поставленных вначале написания работы явился факт отсутствия работ, в которых было бы изучено в полной мере практическое исполнительство и которые могли бы удовлетворить интерес тех, кто интересуется творчеством Э.Изаи. Научная новизна работы заключается в том, что здесь обосновывается творческий универсализм Э. Изаи, как исполнителя, композитора и педагога. Это стало основным принципом для изучения и понимания влияния Эжена Изаи на скрипичное исполнительство ХХ века. В работе было доказано, что исполнительское искусство Э. Изаи непосредственно влияет на его композиторское творчество. Рассмотрено, как «Шесть сонат для скрипки соло» Э. Изаи выполнены в разных исполнительских стилях ХХ века.
Романов Н.А. - Репрезентация классической музыки в современном медиапространстве c. 97-104

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.23582

Аннотация: В статье рассматриваются основные варианты репрезентации классической музыки в современном медиапространстве. Анализируются особенности трансформаций классического музыкального искусства в цифровом медиапространстве. Осмысляется использование классической музыки субъектами культуры в качестве меблировочного аудиального субстрата современной культурной действительности. Автор акцентирует внимание на содержательной, эстетической и контекстуальной несовместимости классического музыкального искусства с мозаичной архитектоникой современного медиапространства. В тексте приводятся примеры фрагментирования целостности композиции, редукции смыслового основания и нивелирования художественной ценности классической музыки в Интернет-пространстве. В исследовании используется структурно-функциональный и сравнительный методы, с помощью которых раскрываются основные характеристики репрезентации классической музыки и её трансформаций в цифровом медиапространстве. Новизна исследования заключается в аналитике классической музыки как меблировочного аудиального субстрата современной виртуальной и материальной действительности. Современное медиапространство позволяет повсеместно использовать классическую музыку в качестве обслуживающего культурную действительность феномена, который теряет свою ценность как вид искусства и становится податливым к трансформациям и неотличимым от другого аудиального контента музыкальным субстратом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.