по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 11-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Актуальный вопрос
Троицкая А.А. - Теория стиля в рукописях Н.С. Войтинской c. 1-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.19987

Аннотация: Стиль и проблемы, связанные с формированием основных стилистических тенденций, являются ключевыми понятиями искусствоведческой мысли. Одним из теоретиков искусства 1920-х годов была Надежда Савельевна Войтинская (1886 – 1965), неоднократно обращавшаяся к этим вопросам в своих научных исследованиях. В статье произведен подробный анализ идей, изложенных в ее рукописном наследии, где внимание исследовательницы сфокусировано на проблемах стилеобразующего принципа в искусстве. Способ организации пространства художественного произведения, для которого ею введен термин «эстетическое пространство», рассматривается в качестве основного признака стиля. Ключевые положения работы Войтинской проанализированы с точки зрения ее восприятия ряда искусствоведческих теорий, которым посвящены доклады «Вёльфлин», «Земпер и Ригль», «Франц Викгоф». Исследование этих рукописей представляет большую ценность, поскольку открывает дополнительный – научно-исследовательский аспект в многогранной творческой биографии Войтинской, и вместе с тем, через ее идеи демонстрирует тот круг вопросов и проблем, которые пыталось решить отечественное искусствознание в 20-е годы ХХ века.
Философия культуры
Панаиотиди Э.Г. - Музыкальный образ как носитель эмоции c. 25-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.17610

Аннотация: В статье рассматривается понятие музыкального персонажа в контексте дискуссии об эмоциональной выразительности музыки в аналитической философии музыки. В вводном разделе освещается начальный этап дискуссии, ознаменованный утверждением когнитивистского взгляда на проблему музыкальной выразительности, и предшествовашее ему развенчание теории выражения, следствием которых, по мнению автора, явилась актуализация понятия персонажа. Последующее рассмотрение концепции Левинсона, в котором понятие музыкального персонажа играет ключевую роль, включает подробный анализ его определения музыкального выражения эмоций и экспликацию сопряженных понятий, а также оценку с точки зрения критериев, выдвинутых самим Левинсоном, и в сравнении с альтернативным подходом Сэма Триведи. Основным методом исследования является анализ и экспликация ключевых понятий и аргументативной стратегии, лежащих в основе концепции Джеррольда Левинсона. В статье также использованы метод исторической параллели и сравнительный. Понятие музыкального персонажа рассматривается на материале, впервые вводимом в научный оборот в отечественной философии искусства. Статья содержит обстоятельный анализ концепции эмоциональной выразительности музыки Джеррольда Левинсона, в результате которого автор приходит к выводу об ограниченности экспликативного потенциала стратегии, базирующейся на понятии персонажа.
Строева О.В. - Паблик-арт и виртуальный тип восприятия публичного пространства c. 41-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.19256

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема влияния виртуальной реальности на восприятие пространства, как личного, так и публичного. Симбиоз человека и технологии персонального мобильного устройства развивает не опыт внедрения тела в пространство, а эффект мерцания присутствия-отсутствия. Отражением этого воздействия являются продукты художественной культуры, в частности паблик-арт. Город или мегаполис начал восприниматься как продолжение виртуальности, его пространство как гипертекст, поскольку в него внедряются виртуальные объекты. Они контрастируют с общей архитектоникой улиц и зданий, нарочито создавая эффект дополненной реальности. Методологией исследование является общий культурологический подход, с привлечением концепций и категорий философии постмодернизма по вопросам осмысления современной культуры. Автор анализирует явление паблик-арта как виртуальную интервенцию или хирургическую операцию, которая внедряется в тело традиционной композиции города, изначально не воспринимая его чем-то целостным и единым, что отсылает к концепции Ж. Делеза о «теле без органов». Таким образом, паблик-арт – это пример запланированной трансгрессии в системе общества потребления, где стираются границы элитарного и массового искусства, превращая искусство в способ публичной коммуникации и политики, и одновременно коммерческого продукта и аттракциона.
Историческая культурология и история культуры
Лестев А.Е. - Формирование этикета и его роль в контексте эволюции воинской культуры Японии c. 47-59

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.18508

Аннотация: Предметом исследования является японский этикет, являющийся важной частью культуры японского общества. Этикет пронизывает все сферы общественной жизни современного японца. Как часть культурной традиции он является неотъемлемой составляющей практики боевых искусств. Именно изучение сохранившихся в школах боевых искусств форм этикета позволяет раскрыть его истинную сущность и роль в развитии воинской культуры Японии. Кратко рассмотрев процесс эволюции воинской культуры, можно раскрыть основные причины разработки и внедрения сложной системы этикета в японском обществе. Исследование произведено с использованием исторического и логического методов для выявления процесса культурно-исторического развития. В процессе изучения этикета в школах японских боевых искусств также использовался эмпирический метод исследования. В статье сделан вывод о том, что этикет является специальным культурным механизмом ограничения насилия в воинском сообществе. Разработка данного механизма позволила свести к минимума ситуации, в которых честь и достоинство воина могли быть задеты или оскорблены, что, в свою очередь, оказало влияние на стабильность общественных отношений и развитие культуры.
Культурное наследие, традиции и инновации
Корнелюк Т.А., Кулиговский И.С. - Музыкальное предсказание Ф. Шопена: размышление о загадках Второй баллады (на материале трудов ученых отечественной музыкальной науки) c. 60-71

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.18240

Аннотация: Объектом исследования статьи является Вторая баллада Ф. Шопена, посвященная Р. Шуману. Предмет исследования – три загадки баллады: загадка программности, загадка музыкальной формы и загадка посвящения. Цель статьи – на материале трудов ученых отечественной музыкальной науки рассмотреть мнения исследователей об этих загадках. История изучения баллады в отечественном музыкознании отмечена многообразием исследовательских точек зрения. При этом основной интерес вызывают вопросы программности и формообразования, в то время как историю посвящения, как правило, обходят вниманием, просто упоминая, что баллада посвящена Р. Шуману. Тем не менее, этот вопрос представляется очень важным: именно посвящение баллады, по мнению авторов статьи, является «ключом» к ее музыкальному содержанию. В статье использованы компаративный и герменевтический подходы. Предложено авторское толкование трех загадок баллады Ф. Шопена. Научная новизна статьи состоит в оригинальной гипотезе: Вторую балладу польского композитора можно интерпретировать как музыкальное предсказание жизни и смерти Р. Шумана. При таком подходе посвящение баллады рассматривается как своего рода программа сочинения. Чередование контрастных музыкальных образов понимается как психологический портрет немецкого композитора и показывает смену его душевных состояний. Движение музыкальной формы – композиционная модуляция из одной трехчастной формы в другую с победой второго образа над первым – рассматривается как пророческое, так как предсказывает и показывает исход борьбы Р. Шумана с болезнью. Результаты изучения загадок Второй баллады Ф. Шопена открывают новые возможности исследовательского осмысления этого сочинения, а также новые подходы к исполнительским интерпретациям баллады.
Экранная культура и экранные искусства
Рябчикова Н.С. - Поэтика и политика сиквела в советском кино 1920-х гг.: «Красные дьяволята» и его продолжения c. 72-79

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.18154

Аннотация: В отличие от общепринятого взгляда, «сиквелы» или фильмы с продолжением не являются новым элементом отечественного кинематографического ландшафта; их возникновение не относится и к периодам оттепели или застоя. На примере фильма «Красные дьяволята» (1923) и их продолжений, поставленных режиссером Иваном Перестиани в 1920-е гг., статья рассматривает причины, вызвавшие к жизни эти фильмы, а также условия их выхода в прокат, их составные частей и реакциию на них зрителей и критиков. В статье впервые предпринимается анализ всех известных продолжений «Красных дьяволят» и их рецепции на основе материала самих фильмов, а также прессы и рекламных буклетов к ним. Основным выводом исследования является заключение о том, что, выполняя «партийный» заказ на создание авантюрно-приключенческих картин на темы, связанные с недавно окончившейся Гражданской войной, Перестиани одновременно опирался на популярные в советском прокате на момент создания фильма французские и американские сериалы. Продолжения «Красных дьяволят» становились «ответом» как на политические, так и на эстетические, формальные требования момента. Среди таких эстетических требований статья рассматривает построение сиквелов на основе отдельных, повторяющихся приемов и элементов: знакомых персонажей, ориентацию на низовую культуру (лубок), пародийность, метотекстуальные отсылки и прием «кино в кино», элементы экзотики, сознательную жанровую эклектику. Именно это позволило «сиквелам» «Красных дьяволят» отвечать интересам сразу нескольких сегментов киноаудитории двадцатых годов. Подобный анализ позволяет не только расширить наше представление о кино 1920-х гг. (в частности, увидеть кинопроизведения того времени как конгломерат часто противоречивых «классовых» и «кассовых» требований), но и проливает свет на причины успеха современных сиквелов.
Искусство и искусствознание
Левочская М.В. - Собор св. Марка в Венеции: природа образа и стиль c. 80-90

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.18459

Аннотация: Статья посвящена исследованию образа собора св. Марка в Венеции – центрального памятника культуры и искусства Венеции. В историческом контексте анализируется проблема архитектурного прототипа Сан Марко. Специально рассматриваются те особенности его внешнего и внутреннего убранства, которые возникают в результате массового вывоза сполий (spolia – добыча, лат.) из Константинополя, захваченного в ходе Четвертого крестового похода (1202-1204 гг.), и их использования в украшении фасадов и интерьера собора. Специфическая природа целостности Сан Марко раскрывается посредством выхода за пределы архитектурно-конструктивных характеристик памятника и обращения к идеологически-репрезентативной (триумфальной) и декоративно-живописной сторонам его образности. Облик и убранство собора св. Марка – это симбиоз разного, естественность исторических наслоений, органичность их совмещения. При этом облик этот - не архитектурно-конструктивный, а по преимуществу живописный, созданный не только в предметном родстве с прикладным искусством, но и с характерной пейзажной средой Венеции. На основе предпринятого исследования представляется возможным выделить значимые черты венецианского художественного мышления, которые сформировались уже на раннем этапе становления венецианской культуры и нашли впервые свое явное выражение в комплексе собора св. Марка, а затем были восприняты и развиты, как художественные принципы, живописной и архитектурной школой Венеции эпохи Возрождения.
Смирнова Е.А. - Спектакль В. В. Магара «Кабала святош» по пьесе М. А. Булгакова в Севастополе c. 91-105

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.18489

Аннотация: Предметом исследования является поэтика спектакля «Кабала святош» Севастопольского академического русского драматического театра имени А. В. Луначарского, созданного в 2013 г. Владимиром Владимировичем Магаром — ведущим севастопольским режиссером и художественным руководителем театра в 2000-2014 гг. Ставшая его наиболее значительной работой, постановка анализируется с точки зрения использованных в ней приемов и методов режиссерской методологии Магара. Речь идет о трансформации литературно-драматургического материала в режиссерский сюжет с помощью монтажа сюжетных тем и мотивов, построения действия по законам музыкального произведения. Исследуется роль сценографии, пластики, музыки и прочих составляющих драматического действия. Статья основана на использовании сравнительно-исторического метода, личном зрительском опыте ее автора и анализе прессы, посвященной спектаклю. Изучение творчества В. Магара предпринимается впервые. Исследование его режиссерской манеры может стать показательным для выявления закономерностей, характерных для региональной театральной жизни, и восстановить страницы истории русского театра, выпавшие из контекста исследовательской работы. Анализ поэтики этого спектакля важен для понимания таких принципов его режиссерской деятельности, как многосоставная литературно-драматургическая основа постановок, их монтажная композиция, игровой способ существования актера, система лейтмотивов.
Эстетика и теория искусства
Петров В.О. - Сюрреализм в искусстве: генезис, эстетика, пролонгация c. 106-115

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.17516

Аннотация: Предметом исследования в данной статье стал сюрреализм - одно из ярчайших направлений в искусстве ХХ века. Рассматривается его становление, основные эстетические закономерности, среди которых особо констатируются связь реализуемых образов и содержательных аспектов с теорией Фрейда, с теорией сна и с теорией отсутствия реальности как таковой. В качестве примеров приводятся полотна С. Дали, стихотворения А. Бретона, Л. Арагона и К. Фиринга, художественные фильмы Л. Бунюэля, театральные постановки Э. Сати и Ж. Кокто. Предпринимается попытка охватить содержательный мир сюрреализма как целостное явление, выявить его философскую подоплеку, базирующуюся на исторических и социальных функциях того времени. Комплексный подход к явлению сюрреализма как важному стилистическому направлению ХХ века в целом (не стоит "заключать" его лишь в рамки 1920-1930-х годов, поскольку сюрреализм имеет серьезную пролонгацию вплоть до наших дней) позволил осознать его значимость и обособленность в богатом спектре иных стилистических направлений.
История искусств
Вальковский А.В. - «Оркестрион»: к истории волгоградского перформанса c. 116-129

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.19310

Аннотация: Волгоградский перформанс, да и в целом - современный художественный процесс - до сих пор не являлся предметом отдельного исследования, анализа и концептуализации, и, как результат, оказался незаслуженно нерепрезентирован в рамках крупных экспозиционных проектов и исследований регионального художественного процесса последних десятилетий. В статье рассмотрен процесс зарождения волгоградского перформанса на примере группы «Оркестрион», получившей всесоюзную известность в конце 1980-х гг. Судьба «Оркестриона» рассмотрена в тесной связи с историей серии легендарных фестивалей «Неопознанное движение», прошедших в Волгограде в 1987-1991 гг. Даная статья – это продукт двухлетнего исследования, основанного на: 1) интервью с современниками и участниками описанных событий, 2) неопубликованных рукописях, устных и письменных свидетельствах, а также 3) изучении местной периодики, позволившей восстановить фактологическую сторону объекта исследования, и представившей реакцию на описываемые события в контексте исторического момента их осуществления. На протяжении всего краткосрочного периода своего существования перформансы «Оркестриона» представляли собой целостное синкретичное действо, синтезирующее элементы новой академической музыки, нового джаза, пластики, дизайна, сценического и костюмированного действия, поэзии, кинестетической скульптуры, фотографии и видеоарта. Не смотря на то, что группа была представлена прежде всего на фестивалях новоджазовой и неоакадемической музыки, стоит признать, что на музыкальной сцене того времени «Оркестрион» стоял особняком, был совершенно оригинальным явлением, не имеющим аналогов и соответствий. Он заметно выделялся своей зрелищностью и отсутствием каких-либо джазовых стилевых примет. Именно поэтому «Оркестрион» стал одним из первых волгоградских авангардных коллективов, который сумел выйти за рамки города и получить международное признание.
Музыка и музыкальная культура
Фаритов В.Т. - Философские аспекты музыкальных произведений А. Шнитке (музыка и философия) c. 130-141

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.19417

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является проблема интерпретации философского содержания академической музыки. Объектом исследования выступают философские аспекты музыкальных произведений А.Г. Шнитке. В своем анализе творчества композитора автор опирается на концептуальные разработки И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ж. Валя, Л. Шестова, М.М. Бахтина, К. Ясперса и Ж. Делеза. В содержании сочинений А.Г. Шнитке эксплицируются такие фундаментальные философские категории, как трансгрессия, трансценденция и трансцендентное. В исследовании используются методологические принципы и установки таких направлений, как структурный анализ музыки и музыкальная семиотика. Основным результатом проведенного исследования является вывод о преобладании феномена трансгрессии в музыкальных произведениях А.Г. Шнитке. Вкладом автора в исследование темы является классификация способов трансгрессии музыкального материала в сочинениях композитора. В исследовании также выявлены и описаны способы представления трансценденции и трансцендентного в музыке.
Рецензии монографий
Соколова А.Н. - Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Рецензия на книгу Заура Тутова «Мелодии моей судьбы». – М., 2016. – 224 с. c. 142-148

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.22321

Аннотация: Предмет исследования - книга Заура Тутова "Мелодии моей судьбы", выпущенная в авторской редакции в Москве в 2016 г. Имеющая 7 разделов (Детство, отрочество, юность; Становление; Надежды на перестройку; Тревожные девяностые; Работа в Правительстве КБР; Друзья по жизни и творчеству; Послесловие), книга дополнена десятками фотографий, перепечаткой интервью и выступлений знаменитого певца, отзывами людей, знакомыми с ним, интернет-ссылками на сайты, на которых можно слушать музыку в его исполнении. В рецензии использован метод аналитического препарирования авторского текста сквозь призму его творческой и общественно-государственной работы. Дается оценка его отношения к друзьям и коллегам по цеху, характеризуется гражданская позиция артиста, его отношение к званиям и наградам, роль певца в развитии советской и российской эстрадной музыки. Один из первых откликов на книгу З. Тутова может вызвать интерес к изданию и одновременно заставит читателя размышлять об истории российской эстрады, которая не ограничивается малым числом имен, постоянно "мелькающим" на голубых экранах. Книга З. Тутова - это исповедь его души, показатель судьбы обычного сельского паренька, поднявшегося на музыкальный Олимп в силу своего таланта и трудолюбия. Одновременно книга раскрывает характер мужчины-адыга, гордого, справедливого, для которого этнические ценности стоят на первом плане, но и сильны патриотические настроения. Он адыг и гражданин России, и этим гордится как артист и как человек.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.