по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 05-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Экранная культура и экранные искусства
Луговцев А.Ю. - Понятие объектного дизайна в экранных искусствах c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.22371

Аннотация: В статье раскрывается объем понятия объектного дизайна в экранных искусствах и специфическая применимость термина «объект дизайна» в теории экранных искусств через сравнение, взаимосвязь и взаимовлияние понятий «артефакт», «симулякр», «объект дизайна», «трансмедиа», «спецэффект», «виртуальная реальность». Подчеркивается влияние объектного дизайна на структурно-семиотическую, драматургическую и зрелищную сторону экранного произведения. Дается краткий обзор прикладного применения объектного дизайна в экранных произведениях. Рассматриваются технологические аспекты производства объектов дизайна, и психофизиологические аспекты их восприятия, в том числе звукового сопровождения. Также сквозной темой статьи является трансмедийная сущность объектного дизайна. Кроме системного и сравнительно-исторического метода в исследовании были использованы методы формального и контекстуального анализа, структурный метод, отвлеченное логическое рассуждение. Новизна исследования заключается в выявлении значимости объектов дизайна как дискретных единиц визуального контента любого экранного произведения и в обосновании гипотезы о многоплановой самостоятельной роли объектов дизайна в тексте экранного произведения: семиотической, зрелищной, идейно-драматургической. В заключении автор предлагает рассматривать объектный дизайн как отдельное направление теории экранных искусств, исследующее художественно-пространственное и идейно-эстетическое наполнение реальной, псевдореальной, и виртуальной среды экранных произведений.
Философия культуры
Рожкова Н.В. - Творчество Германа Гессе в диалоге Востока и Запада c. 17-30

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.20191

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является роль философии и литературы в диалоге культур Востока и Запада. Эта проблема рассматривается на примере творчества Германа Гессе. Взаимодействие двух культур получило в XIX веке новый импульс в виде взаимного интереса интеллектуальных элит. Данное исследование преследует троякую цель: определить статус восточной философии в мировоззрении немецкого писателя, описать формы проникновения восточной культуры в его творчество и определить значение творчества Германа Гессе в диалоге восточной и западной культур. Основой методологии данной статьи является анализ текстов произведений Г. Гессе, выделение ключевых идей и философских мотивов, характерных для восточной культуры, а также определение их значимости в формировании мировоззрения писателя. Новизна работы состоит в выявлении уровней проникновения традиций и идей восточной культуры в творчество немецкого писателя, а также в установления степени влияния этих идей на его мировоззрение. В частности, влияние культуры Востока представлено на сюжетно-фактическом, идейно-тематическом и мировоззренческом срезе творчества. При этом именно мировоззрение писателя на завершающем этапе эволюции сохранило основные ценностные ориентиры, характерные для западной культуры. Творчество Г. Гессе особенно актуально в условиях глобализации, так как оно доказывает единство духовных начал, общих для всего человечества.
Железняк В.Н., Столбова Н.В., Мусеев Н.А. - Онтология прекрасного: методологический проект c. 31-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.23146

Аннотация: Предметом исследования является обоснование гипотезы: современное искусство стремится выйти в саму действительность — за пределы художественного сознания; то, что занимает в современной культуре место «прекрасного», находят в наличном факте, вещи, акте, событии, ситуации. Объектом исследования является принцип: только внутри эстетического отношения современному человеку доступно бытие. Авторы подробно рассматривают такие темы, как: специально организованный эстетический опыт, позволяющий современному человеку «укорениться в бытии»; онтологический статус «эстетического отношения», обладающего приоритетом по отношению к традиционным видам идеологии, технике и технологиям, научным знаниям и критической философии; роль критической метафизики прекрасного, позволяющей сформулировать значимость современного искусства и приносимого им опыта для современного человека. Особое внимание уделяется возможности ослабления антиномии между классическим и современным искусством. Метод исследования состоит в применении опыта построения критических онтологий в современной философии (теоретический мета-уровень) — к эстетике и философии искусства (уровень конкретной реализации онтологических концептов). Новизна данного подхода заключается в попытке выйти за пределы антиномии классического и современного искусства, опираясь на три ключевых положения: онтологическую универсальность эстетического, принцип экзистенциально-эстетической дополнительности и идеальность реальной вещи, заключающую в себе ауру красоты. На основе выдвинутых принципов возможна разработка новой критической онтологии, в которой ключевой является концепция эстетического отношения, понятого как центральный модус человеческого бытия
Культура и власть
Руцинская И.И. - Географические образы в живописной сталиниане 1930-1950-х годов c. 41-57

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.23149

Аннотация: К середине 1930-х годов в советском искусстве сложился канонический образ И. Сталина. Значительная часть произведений живописной сталинианы, создаваемых на протяжении последующих двадцати лет, содержала изображение природных пейзажей или городских ландшафтов. Их появление не было случайным или произвольным. Как любой другой элемент визуальной репрезентации вождя, географические образы несли не столько эстетическую, сколько идеологическую нагрузку, а, следовательно, подлежали контролю и руководству. Это позволяет рассматривать их в качестве инструмента, помогавшего переводить абстрактные понятия о власти и о пространстве власти в доступную, зрительно воспринимаемую форму. Для исследования указанной проблематики привлечены ныне забытые произведения как хорошо известных, так и совершенно неизвестных авторов. "Географический аспект" живописной сталинианы до сих пор не становился предметом специального изучения. В предлагаемой статье впервые проанализированы приемы и формы трактовок географического пространства на полотнах советских художников, прослежены их трансформации во времени, их зависимость от пропагандистских задач, а также их способность отражать массовые стереотипы о «пространстве, в котором пребывает вождь».
Культура и культ
Акинфеева И.И., Железняк О.Е. - Традиционная обрядность семейских: обереговая культура как важная часть картины мира и форма идентификации c. 58-70

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.20306

Аннотация: Предметом исследования является обереговая культура семейских республики Бурятии, которая включает традиционную обрядность старообрядцев и обереги, окружающие их в быту. Объектом исследования является сама материально-духовная культура старообрядцев, сохранившаяся на территории Бурятии. В статье подробно рассматриваются обереги и традиции семейских, служащих формами идентичности, отождествления и самоотождествления культуры. А именно обереги, бытующие в костюмных комплексах (обережные вышивки, украшения), архитектуре (система построения ворот, окон, устройства изб) и личных вещах. Были проведены полевые исследования по сбору материала и опросу респондентов в деревнях Тарбагатайского района (место компактного проживания семейский на территории республики Бурятия). В ходе работы выявлены ключевые обереговые системы и охранительные знаки-символы семейских, важные для осознания истоков их ритуально-обрядовой культуры, перспектив ее развития и возрождения. Также в ходе полевых исследований выявлено, что эти системы сохраняются по сей день коренными жителями. Выявленные обереговые системы в дальнейшем будут включены в разработку сувениров по тематике старообрядческой культуры.
Культурология и cultural studies
Кугушева А.Ю. - Семиозис топонима «Киммерия» в изобразительном искусстве и литературе путешественников первой половины XIX в. c. 71-80

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.22724

Аннотация: Предметом исследования является проблема возникновения топонима «Киммерия» и изменения его значения в рамках культурной традиции Российской Империи после присоединения Крыма. Осуществлен анализ процесса трансформации топонима в литературных источниках, воспоминаниях современников, посетивших Тавриду в первой половине XIX в. Автор проводит сравнение мифологического образа Киммерии, сформированного в европейской культуре текстом «Одиссеи», с семиотическим значением топонима в исследуемый историко-культурный период. Одновременно привлечены сведения о формировании художественного образа Крыма в изобразительном искусстве, в рамках развития русской пейзажной школы. В данном исследовании применен метод семиотического анализа текста приведенных источников, а также культурно-исторический метод интерпретации художественных произведений. Основными выводами данного исследования являются утверждение различия между мифологическим образом Киммерии, сформированным в дискурсе «Одиссеи», и топографически точным расположением Киммерии в трудах античных историков и современных исследователей, а также изменение семиотического значения топонима в контексте русской и европейской культуры XIX в., от сакрального смысла древнегреческой традиции к географическому обозначению Крымского полуострова. Особым вкладом автора в исследование темы является освещение семиозиса топонима Киммерия в пределах русской художественной культуры первой половины XIX в. Новизна исследования заключается в привлечении исторических источников и путевых заметок современников для более детального изучения историко-культурного контекста создания художественного образа Восточного Крыма.
Философия культуры
Скороходова Т.Г. - Феномен проблематичного мыслителя в Бенгальском Ренессансе c. 81-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.17365

Аннотация: На материале Бенгальского Возрождения XIX – начала XX вв. в статье описан феномен проблематичного мыслителя – интеллектуала, который выступает субъектом диалога индийской культуры с Западом, творцом мысли и культуры Нового времени. Проблематичные мыслители Бенгалии от Раммохана Рая до Рабиндраната Тагора составляют ядро творческого меньшинства, создающего новые синтезные формы в философии, духовной и социальной жизни, политики и культуры благодаря способности к инакомыслию и открытости пониманию смыслов и образов Другого. Методологию исследования составили положения экзистенциальной философии М. Бубера, в которой «проблематичный мыслитель» феноменологически представлен как личность, пережившая экзистенциальное одиночество и осознавшая свободу в соотнесении с Другим. Впервые в отечественной индологии описан процесс отчуждения интеллектуала Бенгалии от традиционного общества и переход его экзистенциального одиночества в состояние реализации свободы в спонтанной деятельности и творчестве. В процессе индивидуализации формируется особый тип личности, создающей условия понимания и диалога с другой культурой и новую религиозно-гуманистическую этику.
Гришатова Ю.Л. - Трактовка западноевропейского Возрождения в русской философии XIX и XX в.в.: сводная характеристика и культурно-философский контекст c. 96-117

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.18009

Аннотация: В статье рассматривается философский, публицистический и художественный контекст, который сложился по отношению к теме западноевропейского Возрождения в конце XIX - начале XX в.в. Делается попытка определить основные линии интерпретации Ренессанса в истории отечественной философии и культуры. Также в статье рассматриваются основные исследовательские традиции и методологические подходы, сложившиеся в данном направлении в рассматриваемый период, проблемы трансляции ренессансных образов и их отражение в художественной литературе и поэзии начала XX века. В качестве исследований, помогающих прояснить связь трактовки Ренессанса в русской философской мысли с русской культурной историей были использованы работы авторитетных культурологов, литературоведов и искусствоведов конца XIX- начала XX века, особо рассматривавших данную проблематику. В результате анализа трактовки Возрождения разными представителями отечественной философской, исторической и искусствоведческой мысли, можно выделить несколько оригинальных методологических направлений, многие из которых в дальнейшем образовали самостоятельные разделы русской гуманитарной науки. Можно с уверенностью утверждать, что в рассматриваемый период изучение Ренессанса было одной из главных линий и традиций в исторической науке и философии, для многих исследователей Ренессанс был основной темой в научных изысканиях и творчестве. Стоит отметить, что в ряде исследований и работ лейтмотивом проходит тема противоречий: она часто возникает в русской традиции трактовки и восприятия как самой эпохи с точки зрения культурно-искусствоведческого анализа, так и при рассмотрении особенностей мировоззренческих и философских установок ренессансной действительности. Проблематизация Ренессанса ведется с разных сторон и тематических подходов, кроме того большое внимание уделяется ренессансной личности, попытке проникнуть внутрь сознания и «разгадать душу» ренессансного человека. В этом состоит новаторство русской традиции исследования и трактовки Ренессанса. Поставленные вопросы представляются актуальными: их анализ позволяет лучше понять специфику русской философской мысли, русского культурного сознания, а также их связь со спецификой русской культурной истории.
Культурное наследие, традиции и инновации
Каюмова Н.А., Курбан Е.Н. - Возрождение культурного наследия: на примере реставрации церкви в честь иконы Казанской Божией Матери (поселок Верхний Авзян Белорецкого района, Республика Башкортостан) c. 118-130

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.20375

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы возрождения памятников культовой архитектуры Южного Урала XVIII–XIX вв. Цель исследования: выявить и рассмотреть историко-краеведческие и проектные документы восстановления и реставрации церкви в честь иконы Казанской Божией Матери (п. Верхний Авзян Белорецкого района, Республика Башкортостан); раскрыть особенности стилистики архитектуры данного храма; провести анализ месторасположения и композиционно-планировочного архитектурного решения в контексте традиций храмостроения в горнозаводской зоне Южного Урала; определить хронологические границы истории возведения культовой постройки и подчеркнуть значение благотворительной деятельности Дмитрия Егоровича Бенардаки в возведении храма. Методы исследования: представленное междисциплинарное исследование рассматривает вопросы культурологического и историко-архитектурного характера на основе методов сравнительно-исторического, типологического анализа и натурного обследования памятников архитектуры. Результатом исследования является выявление проблем, возникших в ходе реставрации и восстановления храмового строения: отсутствие исходных проектных документов; использование метода реставрации-гипотезы; специфика проведения восстановительных работ с применением современных строительных материалов. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот не публиковавшихся ранее документальных источников и иллюстративных материалов храма в честь иконы Казанской Божией Матери и в установлении причин возведения данной церкви по образцу классицистической архитектурной стилистики конца XVIII – начала XIX вв.
Сальникова Е.В. - Интерпретация классики в театре и кино: феномен осовременивания в контексте других традиций c. 131-146

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.22491

Аннотация: Предмет статьи - происхождение феномена радикального осовременивания классических произведений в театре и кино. Дается определение понятия классики и подчеркивается роль популярной классики для зрелищной культуры. Прослеживаются традиции отношения к времени в зрелищной культуре Европы и России, рассматриваются аспекты истории театрального костюма и декоративного оформления представлений, позволяющие создавать образы пространственно-временных координат. Анализируется приверженность зрелищной культуры к абстрактному времени и пространству, служащему идеальной основой для самых разных игровых ситуаций. Автор статьи руководствуется методами культурологии и искусствоведения, сопоставляет традиции создания образов времени и пространства в средневековых зрелищах, в ренессансном театре и театре Нового времени. Выявляются методы создания в зрелищной культуре образов прошлого и современности. Новизна концепции состоит в том, что нынешние варианты осовременивания классики интерпретируются не как чисто авторское самоутверждение или медийный прием, и даже не как отход от традиционной эстетики, а как возвращение к утраченной старинной традиции зрелищных искусств. В статье аргументирована логика и закономерность обновления старинной традиции и придания ей новых смыслов. Со времен средневековья и до XVIII века театру было свойственно бессознательное осовременивание облика героев и картин прошлого. Подспудно театр полагал, что внешние формы бытия у мифологического прошлого и у современности общие. Это равноправные составляющие «всегдашнего». Они необходимы для создания на подмостках «времени вообще» и «пространства вообще», идеальных для разных игровых ситуаций. На смену образам «всегдашнего» в XVIII- начале XIX вв. приходят сначала образы фантазийного, абстрактного прошлого и экзотических стран, а с середины XIX в. – материальные образы исторического прошлого в понимании науки того времени. Театр периода Первой мировой войны чувствует острую потребность и в критике сценического историзма, так и в фиксации бездны между общественным прошлым и настоящим. И тогда рождается эстетика концептуального осовременивания классики в рамках уже режиссерского театра. Кино заимствует у театра эту эстетику и продолжает ее развивать.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - История «космогуалов» (что это – личный миф, реальность, философско-художественный дискур?) Часть третья. Космогуалы покидают Землю и человечество c. 147-162

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.22995

Аннотация: Автора интересует связь науки с искусством. Для обсуждения этого вопроса он воспользовался собственным произведением, взяв из него и переработав лишь одну линию ‒ историю и перипетии космогуалов. Со слов одного из героев романа, Черного пересказывается история о вторжении на землю инопланетных существ – космогуалов, которые поработили людей и питаются их психоизлучениями, но одновременно, способствуют их развитию и творчеству. В первой части статьи «Как автор узнал о космогуалах?» рассказывалось, каким образом главный герой романа Марк Вадимов познакомился с Черным, его теорией. Появляется в рассказе из параллельной реальности и Виктор Зун, трагически погибший друг Вадимова. Во второй части «Космогуалы руководят эволюцией человечества» читатель смог взглянуть на развитие Земли и человечества как на продуманный, хотя и бездушный и очень странный, проект. Теперь последняя часть. Понятно, что способ построения автором демонстрируемого дискурса был не совсем обычным. Он включал в себя рациональные (философские и научные) соображения и художественные, как научные факты, так и фантазии. Скрепляли все эти разнородные элементы методологические соображения и творчество. В результате В.Розину удалось поставить несколько проблем: синтеза научного и художественного мышления, реальности и существования вымышленных феноменов (ведь все явления, даже очень реальные, сначала были когда-то и кем-то вымышлены), объяснения эволюции человечества. Кроме того, он реально построил научно-художественный дискурс, позволяющий обсуждать перечисленные проблемы.
Приходько Н.А. - О некоторых специфических практиках московского концептуализма: точки соприкосновения искусства и жизни c. 163-175

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.18152

Аннотация: Предметом исследования являются специфические художественные практики московского концептуализма, в частности такие характерные жанры, как картина, формы графики (альбом, каталожные карточки), акция, инсталляция. Рассматриваются проблемы художественного языка, утраты автономности и дематериализации объекта искусства, процессуальности в концептуальном произведении. Изменение формата произведения связывается с поиском новых форм общения и выражения. Фокус восприятия в концептуальном произведении переносится на контекст, в котором работа создается и экспонируется, интегрируя обсуждение и общение в структуру произведения. Методологический подход включает историческое рассмотрение художественных практик московского концептуализма. Характерные жанры и отдельные работы анализируются с точки зрения изменения процесса восприятия, а также связи произведения с социально-политическим и идеологическим контекстом. Основным выводом статьи является идея о слитости художественных и жизненных практик в московском концептуализме. Работая с принципом непрямого высказывания, художники создают новые ситуации общения. Выявляя идеологические нормы высказывания и поведения, концептуалисты ищут способы преодолеть их и дать мышлению новую форму выражения. Творчество оказывается интегрировано в жизнь художников и круга их друзей-зрителей как средство повседневного общения.
Музыка и музыкальная культура
Сиверская Т.М. - Поэзия, проза и музыка в сказе Николая Лескова «Левша» c. 176-182

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.17973

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей лесковского текста на примере сказа Николая Лескова «Левша», принадлежащего к циклу о праведниках. В центре внимания – поэтическая и музыкальная сторона лесковской прозы. Автор задаётся вопросом о соотношении поэтического и прозаического в тексте сказа. Уже современники Лескова отмечали особую музыкальность языка писателя. Поэты, писатели и исследователи-литературоведы ХХ века не раз упоминали о музыкальной ритмике лесковской прозы. При этом работ, посвящённых детальному анализу указанных факторов не существует. В статье сочетаются проблемно-логический и сравнительный методологические подходы, а также метод наблюдения и аналогий. В статье отмечаются литературные приёмы Лескова, сравнимые с музыкальными методами развития: вариационность, полифоничность, разность языка и интонаций голосов персонажей и другие, а также собственно музыкальные эпизоды сказа. В заключении дан краткий обзор воплощений «Левши» в музыкальных жанрах, среди которых – симфонические произведения, музыкальные комедии, мюзиклы, опера.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.