по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 12, 2017
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 16-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2017
Культурное наследие, традиции и инновации
Тишина И.Н. - Тургеневские места в мемуарах и прозе писателей русской эмиграции первой волны c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.24865

Аннотация: Предмет исследования - топос «тургеневские места» как русское и общеевропейское духовно-культурное пространство в контексте его отражения в мемуарной и художественной литературе русских писателей-эмигрантов первой волны на примере романов Б. К. Зайцева «Жуковский» и «Жизнь Тургенева», духовного романа И. С. Шмелева «Пути небесные» и мемуаров Н. А. Цурикова «Прошлое». Тургеневские места - части территории Чернского уезда Тульской губернии и Мценского уезда Орловской губернии, связанные с жизнью и творчеством И. С. Тургенева. Исследование указанных художественных и мемуарных текстов произведено путем культурно-исторического анализа с использованием концептов "общекультурного", "национального", "единичного" и с рассмотрением в этой связи концепта "малой родины" как сложносоставного полифункционального комплекса. Проведенное исследование показало, что результатом переосмысления авторами текстов образов реально существующих тургеневских мест стало возникновение культурного символа «малой родины», сопряженного с концептами «родного», «национального» и в то же время тесно связанного с образом писателя как «русского европейца», что делало этот символ путеводным для находящихся на чужбине русских писателей. Кроме того, данное исследование расширяет существующий корпус научных работ о русской эмигрантской литературе в контексте ее функции по сохранению национального культурного наследия и впервые разрабатывает тему тургеневских мест как духовно-культурного пространства в произведениях писателей Русского зарубежья, что актуально для современной теории и истории культуры.
Музыка и музыкальная культура
Азарова В.В. - Опера Ф.Пуленка "Диалоги кармелиток" как концепция интонируемого смысла c. 9-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.24872

Аннотация: Предметом исследования является логика развития «внутреннего действия», которая формирует концепцию интонируемого смысла, рассматриваемую как синтетическое, скоординированное целое. Это действие на сцене, музыкальная композиция, многомерное пространство музыкальной драматургии, анализируемые в контексте художественного мышления второй половины ХХ века, в русле тенденции католицизма во французском музыкальном театре. Целью работы является герменевтическая реконструкция процесса формирования названной концепции методом детального анализа de visu нотного текста произведения. Применены понятийно-критические исследовательские методы к контекстам идей Ж. Бернаноса и композиторских идей Ф. Пуленка. Использованы методы историко-теоретического анализа музыкальных произведений, в частности, теории музыкальной интонации. Впервые на русском языке изложены связи музыки оперы Пуленка с католической традицией, определены жанровые коды интонационно-тематических комплексов оперы; определена функция декламационно-речевых интонаций, составляющих динамическую основу творческого процесса композитора. Обнаружены параметры композиции Пуленка, имеющие элементы общности с принципами композиции К. Монтеверди, Дж. Верди, М. Мусоргского и К. Дебюсси — музыкантов, которым посвящено произведение. Исследована проблема структурирования музыкального времени в опере. Определены векторы развития музыкального смысла, воздействующие на формообразование и формирование драматургической концепции интонируемого смысла, существенные составляющие интонационной фабулы произведения, носители музыкального смысла. Рассмотрены новые способы взаимодействия регулярных и нерегулярных метроритмических элементов, варьируемых сквозных интонационно-тематических комплексов, участвующих в логической организации целого. Дано новое истолкование взаимодействия основных интонационно-драматургических сфер: литургической, метафизической тревоги и страха смерти, социальных трансформаций, благодати Святого Духа.
Карачевская М.А. - Музыка и живопись: проблемы взаимодействия искусств в научных текстах М.Ф. Гнесина c. 68-76

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.25007

Аннотация: Предметом исследования является концепция синтеза музыки и живописи М.Ф. Гнесина. В качестве объекта исследования выступают малоизученные и неизвестные научные тексты М.Ф. Гнесина, в которых отражены основные положения его концепции. Основное внимание уделено неопубликованному труду М.Ф. Гнесина «Римский-Корсаков и живопись» (1940-е гг.), где автор наиболее полно изложил свою систему взглядов на проблемы взаимодействия музыки и изобразительных искусств, а также подробно описал (на примере учебника Римского-Корсакова «Основы оркестровки») приемы «звукописи» в оркестровых сочинениях композитора. Основными методами исследования являются анализ рукописных и изданных текстов Гнесина, а также сравнение основных положений его концепции с аналогичными теориями синтеза искусств других авторов. Основными выводами статьи являются следующие: Гнесиным предложена собственная концепция синтеза музыки и живописи — через взаимодействие их «предельных» свойств (музыка способна обладать изобразительностью и пространственностью, а живопись — временными и конструктивными параметрами), отражающая наиболее прогрессивные тенденции в искусстве начала ХХ века; исследование «Римский-Корсаков и живопись» является одним из первых отечественных научных трудов, специально рассматривающих вопросы взаимодействия музыки и изобразительных искусств на примере творчества Римского-Корсакова (на уровне мельчайших элементов «краска — звук», приемов музыкальной «звукописи», музыкальной драматургии). Новизна исследования заключается во введении в научный оборот неизученных и неопубликованных ранее текстов Гнесина, в том числе масштабного труда «Римский-Корсаков и живопись», ранее никогда не становившегося предметом специального изучения.
Актуальный вопрос
Ткачева Д.С. - Между искусством и обществом. К проблеме термина «паблик арт» c. 77-84

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.24383

Аннотация: В статье рассмотрены различные точки зрения на содержание термина «паблик арт». Проведен анализ данного понятия исходя из многозначности его составляющих. Показана связь между пересмотром ключевых понятий эстетики под влиянием идей постмодернизма и концептуализма и развитием нового направления в искусстве. Особое внимание уделено особенностям восприятия и употребления термина «паблик арт» в России. С одной стороны, рассмотрены примеры его заимствования как западной практики, с другой — попытки формулирования собственной, отечественной терминологии, учитывающей социо-культурную и историческую специфику территории. В работе над исследованием был использован метод библиографического анализа. Рассмотрены аналитические тексты раскрывающие различные точки зрения как на содержание термина "паблик-арт", так и на проблематику взаимодействия искусства и общества в целом. В результате проведенного исследования рассмотрены ключевые подходы к трактовке понятия «публичный» — как определяющего в термине «паблик арт». Выбор между пониманием «публичного» как характеристики места, характера проблем, к которым обращается художник или как способа коммуникации, приводит к появлению различных художественных стратегий в рамках одного явления. Это с одной стороны обосновывают его подвижность и изменчивость, с другой - позволяет определить основные границы рассматриваемого понятия.
Танис К.А. - Трофейное кино в СССР в 1940-1950-е гг.: к истории формирования феномена c. 85-91

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.25096

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются иностранные фильмы, захваченные советскими властями в 1945 году в Рейхсфильмархиве и выпущенные в СССР в качестве трофейных с 1946-го по 1956 год. С юридической точки зрения трофейный статус этих картин крайне сомнителен, однако данное исследование сфокусировано на «трофейном кино» как отдельном культурном явлении позднего сталинизма. Поэтому в его поле попадают все иностранные фильмы, которые советской властью или зрителем были маркированы как трофейные. Путем анализа правительственных документов как СССР, так и Российской Федерации (архивных и опубликованных), а также эго-документов (письма, дневники, мемуары) и некоторых художественных произведений, настоящая работа направлена на то, чтобы изучить как трофейное кино из незначительного эпизода послевоенной советской истории превратилось в отдельный культурный феномен. Новизна данной работы заключается в том, что она поднимает пласт неисследованных ранее текстов, отражающих сферу восприятия трофейного кино, что позволяет сделать абсолютно новые выводы. Проведенное исследование показало, что не смотря на то, что в публичное пространство понятие «трофейный фильм» был введен только с 1950 года, когда прокат этих фильмов пошел на спад, само явление «трофейное кино» формируется и разрастается до размеров культурного феномена уже в ретроспективной рецепции. В ретроспекции происходит как искажение, и даже расширение, хронологических рамок, так и масштаба самого явления.
Культура и культуры
Пырова Т.Л. - Формирование хип-хоп культуры: от социального контекста до академического феномена c. 92-97

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.23999

Аннотация: Статья посвящена исследованию предпосылок возникновения и развития хип-хоп культуры в контексте кризиса позднего капитализма ХХ столетия. Показывается каким образом на фоне широкого распространения протестных молодежных движений на послевоенном Западе в 1960-1980-е гг. сложились основные составляющие хип-хоп культуры. Страны Запада столкнулись с разочарованием широких слоев молодежи в ценностных основаниях политического и экономического порядка. Формирование собственных культурных направлений стало формой протеста против устоявшегося порядка. Методология данного исследования строится с опорой на историко-компаративистский подход. Анализируя социальные, экономические, политические факторы, повлиявшие на формирования хип-хоп культуры, автор подробно обращается к историческим корням хип-хопа как музыкального течения. На различных примерах автор исследует особенности хип-хоп эстетики в танце (break dancing), живописи (graffitti) и исполнении ритмизованного речитатива (emceeing). В настоящее время в российской академической среде не сформирован подход к изучению хип-хоп культуры. Необходимостью восполнения данной лакуны объясняется научная новизна данной статьи и в целом исследований хип-хопа. Автор описывает социально-экономические и политические процессы, повлиявшие на хип-хоп культуру. Фокусируется на ее основных вехах развития. Автор выделяет ключевые изменения, сопровождавшие хип-хоп культуру с момента зарождения до настоящего времени.
Художественная культура и творчество
Айламазьян А.М. - Фестиваль «Терпсихора в Тавриде» как воплощение идеи синтеза искусств c. 98-107

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.24768

Аннотация: В статье рассматривается концепция синтеза искусств как эстетическая программа, ставившая перед собой цели воспитания гармонической личности. Одним из воплощений идеи стала практика свободного или пластического танца, в основе которой лежит связь музыки и движения, групповая и индивидуальная импровизация. В статье рассматривается история возникновения пластического танца в России как оригинального отечественного направления свободного танца, анализируются его принципы, направленность. В качестве особого художественного (сценического) жанра складывается музыкально-пластическое (или вокально-пластическое) действо. Анализ конкретных практик и событий, реализующих концепцию синтеза искусств, позволяет увидеть ее с новой стороны, выделить базовые феномены. Психологический аспект проблемы состоит в том, что осуществляемый «синтез искусств» дает новое качество переживания, уникальный по интенсивности опыт. В ходе музыкально-двигательной импровизации соединяются разные аспекты психического: сознательное и бессознательное, и некогда расколотый человек обретает вновь свою целостность, цельность, и как следствие приобретает физическое и психическое здоровье. Это становится возможным благодаря единству развивающих и художественно-выразительных задач. Танец становится методом воспитания личности – свободной, соединяющей в гармонии душевное и телесное начало, стремящейся к высоким идеалам и целям.
История искусств
Хасиева М.А. - Значение символов и образов античной культуры в гипотезе И. Джонса (1573 - 1652) о происхождении Стоунхенджа c. 108-114

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.24774

Аннотация: Предметом исследования статьи выступает проблема репрезентации символов и образов античной культуры в творчестве одного из наиболее значимых английских архитекторов и сценографов Иниго Джонса (1573 - 1652). Античное влияние интерпретируется не только в рамках формирования творческого метода И. Джонса, характеризующегося эклектическим взаимодействием двух разнонаправленных стилей – барокко и палладианства. Отдельным вопросом, подлежащим рассмотрению, является феномен осознанно конструируемого в его произведениях уровня символических смыслов, в котором образы античной культуры используются для трансляции государственной и властной концепции стюартовской Британии начала XVII в. Гипотеза И. Джонса о происхождении Стоунхенджа, рассматриваемая в статье, являет тому яркий пример. Методология исследования включает в себя описательную характеристику архитектурного и сценографического методов И. Джонса, историографический обзор исследовательской литературы, посвященной рассматриваемой теме, а также анализ текста трактата И. Джонса, посвященного проблеме происхождения Стоунхенджа. Научная новизна данной темы обусловлена малоисследованностью гипотезы И. Джонса о Стоунхендже в контексте аллегорической репрезентации властного мифа Стюартов. Выводы, формулируемые в статье, раскрывают малоизвестные аспекты символизации античной культуры в произведениях И. Джонса, а также значение этой гипотезы в рамках реализуемой в творчестве Джонса стратегии формирования образа государства и монарха.
Музыка и музыкальная культура
Трифанова В.П. - Ария Царицы ночи в аспекте символики и интерпретации c. 115-121

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.24474

Аннотация: Предметом исследования является знаменитая ария Царицы Ночи из второго действия оперы В. А. Моцарта "Волшебная флейта". И образ Царицы, и ее музыкальная характеристика многозначны и символичны как в самой опере-мистерии, так и в творчестве Моцарта в целом, поскольку в ряде своих сочинений он воплощал тему страдания и смерти посредством комплекса выразительных средств (риторические фигуры, символические тональности, определенные мелодико-гармонические формулы). Этот же комплекс заложен в арии Царицы Ночи, которая в жанровом отношении представляет собой арию мести. Кроме того, в этой "серьезной" арии имеют место и комические черты, которые привносят в образ героини и ее музыкальную характеристику новые смысловые оттенки, которые и рассматриваются в работе. Методом исследования является комплексный подход к анализу оперного персонажа с точки зрения его значения, символики, музыкальной характеристики. Основным выводом исследования является то, что образ Царицы Ночи соединяет в себе и серьезный символ тьмы и зла, и сказочный персонаж злой феи, и социальный типаж - отрицательное начало в душах людей. Новой в работе также является гипотеза о том, что Моцарт воплотил в образе Царицы Ночи саму смерть и рок, которые композитор воплощает не только в серьезном, но и в комическом ключе, выражая тем самым не трепет перед смертью, а скорее бесстрашное ее восприятие.
Зайцева М.Л., Бобрина Д.С. - Педагогическая система Панчо Владигерова как основа болгарской пианистической школы c. 122-127

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.24878

Аннотация: Статья посвящена анализу педагогической деятельности выдающегося болгарского композитора, пианиста, фольклориста Панчо Владигерова. Авторы обосновывают идею о том, что педагогическая система П. Владигерова развивает традиции европейской и русской музыкальной педагогики, и, вместе с тем, обладает самобытными чертами, обусловленными личностными качествами музыканта, его индивидуальной исполнительской манерой и расстановкой приоритетов в процессе обучения. В статье определены особенности подхода музыканта к вопросам интерпретации нотного текста, выявлен вклад Панчо Владигерова в развитие фортепианного искусства XX века. Методология исследования основана на системном подходе, позволяющем обнаружить взаимосвязь выразительных и технических задач, ставившихся Владигеровым перед учениками в процессе обучения профессиональному мастерству, определить характер соотношения традиционного и новаторского в его педагогической системе. Впервые в научный обиход российского музыкознания введены сведения, почерпнутые из зарубежных текстов, посвященных педагогической деятельности П. Владигерова и переведенных с болгарского Д.С. Бобриной. Научной новизной статьи является выявление основных педагогических принципов, использованных Владигеровым в процессе обучения искусству фортепианного исполнительства и композиции, определение вклада музыканта в процесс формирования болгарской пианистической и композиторской школ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.