по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 11, 2017
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 21-12-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2017
Культура и цивилизация
Алиев Р.Т., Демина А.В. - Татары на чужбине: опыт межкультурной коммуникации в условиях дальневосточного фронтира c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.11.24642

Аннотация: Статья посвящена анализу опыта межкультурной коммуникации в контексте дальневосточного фронтира, в котором, по мнению авторов, законы функционирования культуры происходят по совершенно иным векторам своего развития. В рамках данной проблемы объектом исследования выступила татарская эмигрантская община Северо-Востока Азии, а предметом — межкультурная коммуникация в контексте анализа жизни татарской общины в условиях фронтира. Исходя из предмета своего исследования, авторы поставили перед собой следующую цель — выявление и анализ культурных паттернов, характерных для процесса адаптации и интеграции татарской общины в социокультурное пространство Китая и Японии. Учитывая тот факт, что поставленная цель сформулирована на стыке нескольких научных проблем, авторы предприняли попытку соответствующим образом проанализировать объект своего исследования, используя в качестве методологических инструментов фронтирную теорию, которая позволила перенести методологический инструментарий из исторической области в культурологическую, и теорию межкультурной коммуникации, раскрывшую динамику трансформации культурных паттернов в контексте проблемы «встречи с Другим/Чужим». Новизна исследования заключается в том, что выявленный опыт межкультурной коммуникации в условиях дальневосточного фронтира, позволяет раскрыть важные законы функционирования культуры в подобных гетеротопных пространствах. Ретроспективный анализ адаптации и интеграции татарских общин в новое социокультурное пространство позволил сделать вывод, что решающую роль в данном процессе сыграли несколько факторов: политический, религиозный, национальный и внешний. Анализ трансформации культурных паттернов в новых для татарских мигрантов условиях выявил изменения лингвистических, вестиментарных и алиментарных культурных характеристик через сохранение старых элементов и заимствование у соседних культур новых.
Экранная культура и экранные искусства
Быкова Н.И. - Эволюция выразительных средств в искусстве кино и проблемы киноэстетики (на примере анализа экранизаций романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби») c. 18-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.11.24527

Аннотация: Предметом исследования является динамика развития изобразительных средств в искусстве кино. Объект исследования - роман Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и его экранизации. Подробно рассматриваются три последние экранизации: фильмы Джека Клейтона (1974), Роберта Марковица (2000), База Лурмана (2013). Роман интересен многоплановым подходом к идее американской мечты, так как не столько идеализирует американскую мечту, сколько развенчивает миф об этой мечте. Именно благодаря концептуальной неоднозначности произведение привлекает читателей и зрителей. Особое внимание в статье уделяется языку кино, при помощи которого раскрываются образы главных героев и символика романа. Основными методами исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Сопоставительный анализ кинематографических произведений разных лет позволяет проследить динамические процессы, происходящие в искусстве кино. В исследовании впервые анализируются художественные особенности экранизаций романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». Рассматриваются процессы эволюции киноязыка. Изучаются выразительные средства, позволяющие создать многоплановые художественные образы главных героев. Осмысляются особенности композиции, цветовая символика, основные монтажные примы в сопоставлении с новыми технологиями в области видеосъемки и обработки материала.
Культурное наследие, традиции и инновации
Смирнова Е.А. - Спектакль В. В. Магара «Маскерадъ, или Заговор масок» (Севастопольский русский драматический театр имени А. В. Луначарского, 2001) c. 33-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.11.23882

Аннотация: Статья посвящена анализу спектакля «Маскерадъ, или Заговор масок» (Севастопольский русский драматический театр имени А. В. Луначарского, 2001) с точки зрения использованных в нем приемов и методов режиссерской методологии В. В. Магара — ведущего севастопольского режиссера и художественного руководителя театра с 2000 по 2014 гг. Речь идет о трансформации литературно-драматургического материала в режиссерский сюжет с помощью параллельного монтажа сюжетных тем и мотивов, построения действия по законам музыкального произведения. Режиссер создает особое зрительское восприятие, используя сочетание фигуры и фона. Также анализируется роль сценографии, пластики, музыки и прочих составляющих драматического действия. Статья основана на использовании сравнительно-исторического метода, личном зрительском опыте ее автора и анализе прессы, посвященной спектаклю. Исследование режиссерской манеры Владимира Магара, крайне мало изученной, может стать показательным для выявления закономерностей, присущих региональной театральной жизни. Анализ поэтики спектакля «Маскерадъ, или Заговор масок» важен для понимания основных принципов его режиссерской деятельности: музыкального построения — существования фигуры и фона, взаимодействующих по общемузыкальным принципам; эпизодного строения, в котором особую роль получили монтажные стыки; принципа монтажа.
Эстетика и теория искусства
Третьякова М.С. - От красоты ики к тоскливой красоте: выявление модификаций прекрасного в русской культуре в диалоге с японской эстетической традицией c. 46-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.11.22958

Аннотация: Хотя изучению прекрасного посвящено немало исследований, известно, что в европейской традиции эстетические категории абстрактны и потому малоприменимы на практике, например, в дизайне. В связи с этим автор предлагает выявлять категории традиционной эстетики, определять пути их конкретного воплощения, а затем уже применять на практике. Таким образом, цель исследования – выявить одну из модификаций прекрасного в нашей культуре, рассмотрев для этого одну из ключевых категорий русской традиционной эстетики, в данном случае тоски, и определив её конкретное воплощение в предметной среде. В основу такого подхода был положен труд японского философа Куки Сюдзо (1888–1941) «Структура [красоты] ики», в котором он определил конкретное воплощение традиционной категории японской эстетики ики в разных сферах, в том числе в интерьере, орнаменте и цвете. С опорой на труд С. Куки, а также на трактовку тоски у Н. А. Бердяева (1874–1948), автором статьи было предложено конкретное осмысление тоскливой красоты. В ходе исследования автор сформулировал «структуру тоски» и затем перенёс эту категорию в сферу изобразительного, определив «тоскливую красоту» в орнаменте и цвете. Автор пришёл к выводу о том, что тоскливая красота тесно связана не только со зримой пустотой, но и с орнаментом как выразителем духовных устремлений, что сделало декор неотъемлемой частью представлений о красоте в России.
Музыка и музыкальная культура
Коврикова Е.В., Нургаянова Н.Х. - Творчество современных татарских композиторов на основе этномузыкальных традиций народов Поволжья c. 56-64

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.11.24798

Аннотация: Объектом исследования является творчество современных композиторов Республики Татарстан. Предмет исследования - анализ произведений некоторых татарских композиторов (Анатолий Луппов, Рашид Калимуллин, Леонид Любовский), самобытно преломляющих традиционный музыкальный материал коренных этносов Поволжья (славянские, финно-угорские и тюркские народы). Авторами рассматриваются примеры применения техник полифонизации и фактурного усложнения, модальности, алеаторики, сонорики, использования колористического потенциала классического и традиционного инструментария, которые позволяют композиторам проявить индивидуальность в восприятии и воссоздании музыкального фольклора в разных жанрах фортепианной, симфонической, сценической, камерно-инструментальной и вокальной, вокально-симфонической и хоровой музыки. Методы и методология исследования: метод семиотики культуры, музыкальный синтаксис, семантика музыкальной речи, прагматичный и ценностный анализ; культурно-исторический метод; теоретический анализ научной литературы на основе аксиологического и поликультурного подходов. Новизна исследования состоит в том, что впервые исследованы образцы симфонической, сценической, камерно-инструментальной, вокальной и хоровой музыки татарских композиторов, созданных на основе художественно-образных, жанровых, интонационных и стилистических особенностей музыкального фольклора народов Поволжья. Проведенное исследование актуализирует проблемы органичного единства западных и восточных традиций, национальной лексики музыкального стиля композитора и его объективной ценности, традиционности и новаторства, вопросы взаимодействия этнотрадиций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.