по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-3.27272727273-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
Культура и наука
В. П. Руднев - К проблеме семиотики «зеркала»: воздействие и странные объекты в кинематографе c. 247-254

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62825

Аннотация: в статье исследуется феномен зеркала на примере одноименного фильма А. Тарковского. Кино обладает свойством странного объекта (концепт У. Биона) воздействовать на нас особым образом, а именно как система двух зеркал в модели индивидуального и коллективного бессознательного. Происходит это при помощи механизма интимизиации (термин Б. Шифрина) путем коммуникации в режиме «Я–Я» (Ю. Лотман)
Культурология и cultural studies
Акопян К.З. - Мир, воспринимаемый sub specie culturae, или Пространство творящего духа

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7461

Аннотация: Рассмотрев наиболее типичные примеры определения предмета культурологии, встречающиеся в учебно-методической литературе последних лет, автор выдвигает тезис о необходимости включения в него наряду с культурой также и цивилизации и некоей третьей величины, называемой им «некультура-нецивилизация» и охватывающей, по его мнению, а) «изнанку» жизни общества, б) те внесоциальные истоки и основания, благодаря которым, с точки зрения автора, зарождается культура, и в) надсоциальную сферу, к которой прежде всего относятся не поддающиеся формализации Высшие Ценности. Решающую роль в авторском подходе играет позиция исследователя, предполагающая рассмотрение всех включаемых в предмет культурологии элементов сквозь призму культуры.
Философия культуры
Е.Н. Шапинская - Опера в контексте посткультуры: игры с классикой и конфликт интерпретаций c. 255-266

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62826

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается классическая опера в эпоху «посткультуры», когда постмодернистские культурные черты (такие как фрагментация, культурный плюрализм, утрата чувства истории) стали доминировать в художественной культуре. Особое внимание уделяется проблеме времени в опере, которое рассматривается автором как время сюжета, время композитора и время слушателя/зрителя. На ряде примеров из современной практики «режоперы» показывается, что свободное перемещение времени сюжета не всегда оправданно, требует тщательного внимания ко всем аспектам произведения и может разрушить стилистическое единство последнего. Выделены несколько типов темпоральных структур и их возможных интерпретаций с акцентом на архетипичные образы, являющиеся предметом многочисленных экспериментов. Автор показывает закономерность плюрализма трактовок классических образов, призывая, в то же время, к сохранению традиционных ценностей культуры и к отказу от модернизации как самоцели.
Социология культуры, социокультура
Жабский М.И. - Конкурентоспособность российского кино в социокультурной перспективе

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.8023

Аннотация: Всего лишь 15-процентная доля отечественных фильмов в кассовых сборах кинотеатров — свидетельство того, что прокатное кино в России не обладает востребованной обществом социокультурной значимостью. Вместе с тем традиции отечественного кино, специфические менталитет и культура российской потенциальной публики — важные предпосылки успешного выхода на более широкий горизонт возможностей. Необходима их реализация посредством рационализированной «режиссуры» кинопроцесса как социокультурной драмы в рамках государственной кинополитики. Массовая аудитория указывает кинематографистам три дороги к себе. Предпочтительна дорога к приверженцам отечественного кино, его «верным» зрителям. Диалог заинтересованных кинематографистов с ними обещает развитие российской кинокультуры по курсу «золотой середины» между голливудско-продюсерским кинематографом и режиссерским в европейском его понимании.
М.И. Жабский, К.А. Тарасов - Конкурентоспособность российского кино в социокультурной перспективе c. 267-279

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62827

Аннотация: всего лишь 15-процентная доля отечественных фильмов в кассовых сборах кинотеатров — свидетельство того, что прокатное кино в России не обладает вос- требованной обществом социокультурной значимостью. Вместе с тем традиции отечественного кино, специфические менталитет и культура российской потенциальной публики — важные предпосылки успешного выхода на более широкий горизонт возможностей. Необходима их реализация посредством рационализированной «режиссуры» кинопроцесса как социокультурной драмы в рамках государственной кинополитики. Массовая аудитория указывает кинематографистам три дороги к себе. Предпочтительна дорога к приверженцам отечественного кино, его «верным» зрителям. Диалог заинтересованных кинематографистов с ними обещает развитие российской кинокультуры по курсу «золотой середины» между голливудско-продюсерским кинематографом и режиссерским в европейском его понимании.
Прикладная культурология
Н. Ф. Хилько - Проблемы сохранения и развития украинской народной культуры в Омской области в местах компактного и дисперсного проживания c. 280-287

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62828

Аннотация: в статье поднимается злободневная проблема сохранения и развития народной культуры в условиях современной Сибири. Ее новизна — в выделении четырех уровней развития украинской народной культуры: традиционного семейно-бытового, образовательно-просветительского, социально-организующего и элитарного духовно-художественного. Рассматривается зависимость народной культуры от компактности или дисперсности проживания переселенцев с Украины и их потомков. Основные содержательные аспекты статьи носят этнокультурологический характер: учет статистики, анализ культурной идентификации, уровни национального самосознания, уровни сохранности народной культуры, модель развития украинской народной культуры. Дается модель развития украинской народной культуры и научно-методические рекомендации по ее развитию в условиях Сибири.
Знак, слово, речь, язык
Кулкарни М.-. - Взаимодополняющее развитие языкознания и философии языка в Индии

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7427

Аннотация: в статье описывается развитие языкознания и философии языка (в тесном взаимодействии и с использованием преимуществ друг друга) в Индии, для которой характерны многообразие языков и стремительное развитие языковой технологии, особенно в образовательной среде. Автор более подробно останавливается на том, как применение грамматического формализма и метаязыка позволило Панини объяснить множество лингвистических явлений. Он затрагивает и тему философских дискуссий, отражающих развитие науки о языке.
В. О. Петров - Политекстовое взаимодействие в инструментальной композиции со словом c. 288-296

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62829

Аннотация: в статье рассматривается одна из возможных разновидностей текстового присутствия в новом для второй половины ХХ в. жанре — инструментальной композиции со словом. Производится типология политекстового взаимодействия текстов в рамках инструментальной музыки: 1) принцип поочередного проведения (тексты следуют друг за другом в пространстве формы, например в разных частях произведения), 2) принцип арочности (один текст или текст одного автора проводится несколько раз, выполняя реминисцентную функцию), 3) прин цип свободной компиляции (тексты разных авторов или созданные композитором используются хаотично, «разбросаны» в общей форме произведения; при этом, возможно проникновение текстов, сочиненных композитором в структуру цитируемого литературного источника). качестве примеров приводятся авангардные сочинения Ф. Караева, Б. Фернихоу, Ф. Ржевски.
Memory studies
Стародубцева Л.В. - Кинематографическая "постпамять"

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7660

Аннотация: Предпринята попытка проследить пути визуализации памяти, совершив герменевтический экскурс в историю экранных репрезентаций «кинематографической памяти», «кинопамятливости» и «кино-непамя¬туемости». Цель статьи – обоснование понятия «кинематографическая постпамять» на основе выявления взаимных корреляций понятий «память», «огонь» и «жертва» в обращении к кинематографическим воспоминаниям о пожаре Москвы 1812 года как своего рода культурной травме. Три пути преодоления этой исторической «травмы памяти» метафорически возможно поименовать «Летейскими водами» исторической анестезии (вытеснение травмирующего события в за-бытие), «Мудростью Мнемозины» (изживание травмирующего опыта через его переосмысление, «приятие» его данности и усилие его непрестанного удержания в исторической памяти) и «Ухмылкой Парамнезии» (метаморфоза памяти, преформирование воспоминаний через цепь псевдореминисценций, замещений, эрзацев и подделок прошлого). Кинематографическая «постпамять» о пожаре Москвы 1812 года избрала третий путь, что можно проиллюстрировать на примере различных экранизаций романа «Война и мир» Льва Толстого: 1956 года (Кинга Видора и Марио Сольдати), оскароносного фильма 1967 года (Сергея Бондарчука) и 2007-го (Роберта Дорнхельма). Во всем многообразии спектра кинематографических приемов создания визуальных образов пожара в «экранизациях памяти» доминируют три взгляда – то и дело сменяющие друг друга формы киноиллюзии, основанные на пульсации приближающего и удаляющего зрения, словно бы использующего увеличительную, прозрачную и уменьшительную линзы восприятия: «взгляд в упор», «взгляд-хиазма» и «взгляд издалека». Они маркируют не просто игру дистанций или смену кинематографических планов приближающейся и удаляющейся камеры. Перед нами – три маски, сквозь которые проглядывает ироническая усмешка киноязыка Парамнезии, три способа устроения искажающих фильтров зрения и умозрения. Эти способы кино-зрения можно поставить в соответствие различным линзам умо-зрения – призмам ментальной оптики, фильтрам видения-и-ведения, экранирующим завесам сознания, силящегося забыть о травме и фатально не способного ее забыть.
Л.В. Стародубцева - Кинематографическая «постпамять» c. 297-305

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62830

Аннотация: в статье предпринята попытка проследить пути визуализации памяти, совершив герменевтический экскурс в историю экранных репрезентаций «кинематографической памяти», «кинопамятливости» и «кино-непамятуемости». Цель статьи — обоснование понятия «кинематографическая постпамять» на основе выявления взаимных корреляций понятий «память», «огонь» и «жертва» в обращении к кинематографическим воспоминаниям о пожаре Москвы 1812 г. как своего рода культурной травме. Три пути преодоления этой исторической «травмы памяти» метафорически возможно поименовать «Летейскими водами» исторической анестезии (вытеснение травмирующего события в за-бытие), «Мудростью Мнемозины» (изживание травмирующего опыта через его переосмысление, «приятие» его данности и усилие его непрестанного удержания в исторической памяти) и «Ухмылкой Парамнезии» (метаморфоза памяти, переформирование воспоминаний через цепь псевдореминисценций, замещений, эрзацев и подделок прошлого). Кинематографическая «постпамять» о пожаре Москвы 1812 г. избрала третий путь, что можно проиллюстрировать на примере различных экранизаций романа «Война и мир» Л. Н. Толстого: К. Видора и М. Сольдати (1956), С. Бондарчука (оскароносный фильм 1967 г.) и Р. Дорнхельма (2007). Во всем многообразии спектра кинематографических приемов создания визуальных образов пожара в «экранизациях памяти» доминируют три взгляда — то и дело сменяющие друг друга формы киноиллюзии, основанные на пульсации приближающего и удаляющего зрения, словно бы использующего увеличительную, прозрачную и уменьшительную линзы восприятия: «взгляд в упор», «взгляд-хиазма» и «взгляд издалека». Они маркируют не просто игру дистанций или смену кинематографических планов приближающейся и удаляющейся камеры. Перед нами — три маски, сквозь которые проглядывает ироническая усмешка киноязыка Парамнезии, три способа устроения искажающих фильтров зрения и умозрения. Эти способы кино-зрения можно поставить в соответствие различным линзам умо-зрения — призмам ментальной оптики, фильтрам видения-и-ведения, экранирующим завесам сознания, силящегося забыть о травме и фатально не способного ее забыть.
Историческая культурология и история культуры
Чернявская Е.Н. - Великая дорога России на Богородской земле

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7429

Аннотация: В пределах восточного Подмосковья рассмотрена дорога, ведущая из Москвы на восток страны. Определена ее историческая роль в разных сферах жизни государства и территории Богородской земли (Богородского уезда Московской губернии), по которой она проходит. Она представлена как ямская, почтовая, торговая дорога, дорога ссыльных и дорога войны, а также дорога, частных путешественников. Установлены наиболее яркие события и факты, связанные с разными функциями перемещений по ней. Отмечено поэтапное изменение трассы и облика дороги; ее отражение в художественном творчестве. Таким образом зафиксирован историко-культурный потенциал дороги как объекта наследия. Предлагается видеть в нем ресурс развития территорий. Намечаются пути превращения забытых явлений, событий и мест в достояние современной культуры, развитие на их базе туризма и связанной с туризмом возможности создавать новые экономически рентабельные объекты придорожного туристического сервиса.
Культурное наследие, традиции и инновации
Скоробогачева Е.А. - Эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7463

Аннотация: Цель статьи - проследить с помощью характерных примеров произведений искусства эволюцию образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера. Дана характеристика произведениям иконописи, медного литья, шитья, архитектуры, скульптуры, станковой живописи в хронологических рамках XII-XIX веков. В рамках статьи особенно значим искусствоведческий анализ икон Русского Севера, как живописных, так и меднолитых. Последовательно рассмотрены: генезис, эволюция иконографии святого Николая, стилистические изменения, технико-технологические особенности ряда памятников. Уделено внимание вопросам их атрибуции.Важно соотношение консерватизма традиций и внедрения новшеств в произведениях данной иконографии. Сделан ряд заключений. 1. Образ Николая Чудотворца занимает значимое место в произведениях Русского Севера, что подтверждает общерусский характер северного творчества, так как на Руси и в России рассматриваемый образ получил исключительно широкое распространение. 2. На Севере при индивидуальной и разнообразной трактовке он был приближен к народной среде, стал неотъемлемой частью крестьянского искусства, свидетельствовал о прочности и вневременном звучании традиций, присущих столице и окраине, вобравших суть религиозно-философского учения Византии и смысл простонародных решений. 3. Из представленного материала следует, что эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера претерпела незначительные иконографические изменения, но видимое стилистическое развитие. Это подтверждает значимость генезиса образа, устойчивость его религиозно-философского содержания и сохранение художественного почерка в народном творчестве, что свойственно искусству северного края в целом.
Шапинская Е.Н. - Опера в контексте посткультуры: игры с классикой и конфликт интерпретаций

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7589

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается классическая опера в эпоху «посткультуры», когда постмодернистские культурные черты, такие как фрагментация, культурный плюрализм, утрата чувства истории, стали доминировать в художественной культуре. Особое внимание уделяется проблеме времени в опере, которое рассматривается автором как время сюжета, время композитора и время слушателя/зрителя. На ряде примеров из современной практики «режоперы» показывается, что свободное перемещение времени сюжета не всегда оправдано, требует тщательного внимания ко всем аспектам произведения и может разрушить стилистическое единство последнего. В статье выделены несколько типов темпоральных структур и их возможных интерпретаций с акцентом на архетипичные образы, являющиеся предметом многочисленных экспериментов. Автор показывает закономерность плюрализма трактовок классических образов, призывая, в то же время, к сохранению традиционных ценностей культуры и к отказу от модернизации как самоцели
Е. А. Скоробогачева - Эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера c. 306-313

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62831

Аннотация: в статье прослеживается эволюцию образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера. Характеризуются произведения иконописи, медного литья, шитья, архитектуры, скульптуры, станковой живописи XII–XIX вв. Дается искусствоведческий анализ икон Русского Севера (как живописных, так и меднолитых). Последовательно рассмотрены: генезис, эволюция иконографии святого, стилистические изменения, технико-технологические особенности ряда произведений. Уделено внимание вопросам их атрибуции. Показано соотношение консерватизма (традиций) и новшеств в произведениях данной иконографии. Автор приходит к выводу, что образ Николая Чудотворца, значимый для Русского Севера, был приближен к народной среде, стал неотъемлемой частью крестьянского искусства (при индивидуальной и разнообразной трактовке). Им отмечены: прочность и вневременное звучание традиций, вобравших и религиозно-философское учение Византии, и простонародные решения; незначительность иконографических изменений при видимом стилистическом развитии; устойчивость религиозно-философского содержания образа, сохранение определенного художественного почерка в народном творчестве.
Экранная культура и экранные искусства
Караваев Д.Л. - Отечественная война 1812 года. Пути и тупики экранной интерпретации

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7678

Аннотация: В статье рассматьривается опыт создания кино- и телефильмов. посвященных Отечественной войне 1812 года - от немых фильмов, созданных в Европе и России ("Гренадер Ролан" Л.Маджи, "1812 год" В.Гончарова) до современных экранизаций "Войны и мира" и российских коммерческих постановок. приуроченных к 200-летию Отечественной войны. Анализируется роль экранных искусств в феномене мемориализации Отечественной войны 1812 года.
Д. Л. Караваев - Отечественная война 1812 года: пути и тупики экранной интерпретации c. 314-320

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62832

Аннотация: в статье рассматривается опыт создания кино– и телефильмов. посвященных Отечественной войне 1812 года — от немых фильмов, созданных в Европе и России («Гренадер Ролан» Л. Маджи, «1812 год» В. Гончарова) до современных экранизаций «Войны и мира» Л. Н. Толстого и российских коммерческих постановок, приуроченных к 200-летию Отечественной войны. Анализируется роль экранных искусств в феномене ее мемориализации.
Искусство и искусствознание
О. Л. Терешкина - Восприятие западноевропейского искусства русскими путешественниками второй половины XVIII века: проблемы историографии c. 321-327

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62833

Аннотация: в статье рассматривается историография изучения восприятия русскими путешественниками второй половины XVIII века западноевропейского искусства (на примере рапортов пенсионеров Академии художеств) параллельно с обозначением этапов русского искусствознания с середины XIX века до наших дней. Дается деление всех русских путешественников второй половины XVIII века на группы по уровню осведомленности в искусстве и сословной принадлежности. Освещаются этапы знакомства с западноевропейским искусством во время путешествия: заочное знакомство дома, формирование художественного сознания, непосредственное восприятие, осмысление, подтверждение или пересмотр знаний с учетом приобретенных впечатлений. Сравнительный анализ искусствоведческих трудов по обозначенной теме и путевых журналов пенсионеров дает представление об изученности вопроса и обозначает направления дальнейших исследований.
Эстетика и теория искусства
Макеенкова А.В. - Феномены «классического» и «современного» в истории изобразительного искусства

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7389

Аннотация: Остро стоящей перед искусствознанием проблемы «начала истории искусства» сегодня нет, в то время, как его текущее состояние вызывает множество вопросов. Сложность изучения современного искусства обусловлено тем, что его формы крайне многообразны. Поэтому автор предлагает обобщить это явление под термином «модернизм». Это понятие, во-первых, вбирает в себя все направления современного искусства, начиная от импрессионистов до наших дней, а, во-вторых, утверждает общность процессов, которые начались в искусстве в последней четверти XIX века и продолжаются в наше время. До сих пор главной интригой науки об искусстве остается появление модернизма, всколыхнувшего старую тему «смерти искусства»: «Черный квадрат» Малевича трактуется как надгробный памятник классического искусства. Но «классическое» в искусстве – не есть что-то устойчивое и постоянное. Модернизм не «убивал» классическое искусство, оно медленно вырождалось по мере потери в нем действительной необходимости.
История искусств
Хренов Н.А. - Возвращаясь к экспрессионизму: экспрессионизм и русская культура

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.8677

Аннотация: Статья посвящена такому художественному направлению, имевшему место в первых десятилетиях ХХ века, как экспрессионизм. Ретроспекции в историю этого направления связаны с конференцией, посвященной одному из представителей экспрессионистского движения в Германии – Х. Вальдену и организованной Институтом искусствознания. Основной акцент в статье ставится на судьбе экспрессионизма в Советской Союзе. Несомненно, немецкий экспрессионизм здесь имел широкий резонанс и на некоторых художников оказал значительное влияние. Однако нельзя утверждать, что он получил здесь такой же широкий творческий размах, как в Германии. Автор пытается понять, почему экспрессионизм явился в большей степени выражением немецкого и в меньшей степени русского духа. Такая постановка вопроса позволяет поставить вопрос о несходстве двух уникальных культур – русской и немецкой. Будучи во многом несхожими, эти культуры, однако, имеют и много общего, что и пытается выявить автор данной статьи.
Терешкина О.Л. - Восприятие западноевропейского искусства русскими путешественниками второй половины XVIII века: проблемы историографии

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.8113

Аннотация: в статье рассматривается историография изучения восприятия русскими путешественниками второй половины XVIII века западноевропейского искусства (на примере рапортов пенсионеров Академии художеств) параллельно с обозначением этапов русского искусствознания с середины XIX века до наших дней. Дается деление всех русских путешественников второй половины XVIII века на группы по уровню осведомленности в искусстве и сословной принадлежности. Освещаются этапы знакомства с западноевропейским искусством во время путешествия: заочное знакомство дома, формирование художественного сознания, непосредственное восприятие, осмысление, подтверждение или пересмотр знаний с учетом приобретенных впечатлений. Сравнительный анализ искусствоведческих трудов по обозначенной теме и путевых журналов пенсионеров дает представление об изученности вопроса и обозначает направления дальнейших исследований.
Н.А. Хренов - Возвращаясь к экспрессионизму: экспрессионизм и русская культура c. 328-343

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62834

Аннотация: статья посвящена экспрессионизму — художественному направлению, имевшему место в первых десятилетиях ХХ в. Ретроспекции в историю этого направления связаны с конференцией, посвященной Х. Вальдену — одному из представителей экспрессионистского движения в Германии — и организованной Государственным институтом искусствознания. Основной акцент в статье ставится на судьбе экспрессионизма в Советской Союзе, где немецкий экспрессионизм имел широкий резонанс и на некоторых художников оказал значительное влияние. Однако нельзя утверждать, что он получил здесь такой же широкий творческий размах, как в Германии. Автор пытается понять, почему экспрессионизм явился в большей степени выражением немецкого и в меньшей степени русского духа. Такая постановка вопроса позволяет поставить и вопрос о несходстве двух уникальных культур — русской и немецкой, имеющих и много общего.
Музыка и музыкальная культура
Черток М.Д. - К проблеме использования аутентичной военной музыки в фильмах об эпохе Отечественной войны 1812 года

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7691

Аннотация: Статья Михаила Чертока «К проблеме использования аутентичной военной музыки в фильмах об эпохе Отечественной войны 1812 года» преследует цель выявить, насколько точно создатели фильмов об Отечественной войне 1812 года следуют историческим данным о звучавшей на полях сражений музыке. В ходе работы были проанализированы художественные фильмы русских и зарубежных кинематографистов и выяснилось, что музыка, реально звучавшая в эпоху наполеоники на полях сражений, практически не используется сегодня ни отечественными, ни зарубежными кинематографистами. Исключение составляет лишь киноэпопея С. Бондарчука «Война и мир» 1965 года, где используются записи французского оркестра Республиканской гвардии под управлением русского эмигранта, племянника известного композитора, А.А. Скрябина. Объясняется это не только неосведомлённостью композиторов и звукорежиссёров, привлекаемых к созданию фильмов, но даже и отсутствием самой музыки в виде нот и описаний её в научных или мемуарных источниках. Статья представляет интерес для создателей фильмов, при озвучивании фильмов, а результатами её будет более строгое соответствие историческим фактам действие, отражаемое на киноэкране. Автор также делится своими результатами исследований по истории русской и мировой военной музыки, предлагая вниманию читателей свои труды: «Русский военный марш. К 100-летию марша «Прощание славянки», «Военные марши России. К 200-летию Отечественной войны 1812 года», «Сборник маршей всех полков гвардии А. Дерфельдта».
Петров В.О. - Политекстовое взаимодействие в инструментальной композиции со словом

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.8673

Аннотация: В статье рассматривается одна из возможных разновидностей текстового присутствия в новом для второй половины ХХ века жанре — инструментальной композиции со словом. Производится типология политекстового взаимодействия текстов в рамках инструментальной музыки. 1) принцип поочередного проведения (тексты следуют друг за другом в пространстве формы, например — в разных частях произведения), 2) принцип арочности (один текст или текст одного автора проводится несколько раз, выполняя реминисцентную функцию), 3) принцип свободной компиляции (тексты разных авторов или созданные композитором используются хаотично, «разбросаны» в общей форме произведения; при этом, возможно проникновение текстов, сочиненных композитором в структуру цитируемого литературного источника). В качестве примеров приводятся авангардные сочинения Ф. Караева, Б. Фернихоу, Ф. Ржевски.
М. Д. Черток - К проблеме использования аутентичной военной музыки в фильмах об эпохе Отечественной войны 1812 года c. 344-348

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62835

Аннотация: в статье предпринята попытка выявить, насколько точно создатели фильмов об Отечественной войне 1812 г. следуют историческим данным о звучавшей на полях сражений музыке. Автором проанализированы художественные фильмы русских и зарубежных кинематографистов. В итоге выяснилось, что музыка, реально звучавшая в эпоху наполеоники на полях сражений, практически не используется сегодня ни отечественными, ни зарубежными кинематографистами. Исключение составляет лишь киноэпопея С. Бондарчука «Война и мир» (1965), где используются записи французского оркестра Республиканской гвардии под управлением А.А. Скрябина — эмигранта, племянника известного русского композитора. Объясняется это не только неосведомленностью композиторов и звукорежиссеров, привлекаемых к созданию фильмов, но и отсутствием самой музыки (в виде нот и описаний ее в научных или мемуарных источниках). Статья адресована создателям фильмов, использование ее даст в результате более строгое соответствие историческим фактам действия, отражаемого на киноэкране.
От первого лица
Сысоева Е.К. - Рецензия на книгу: Н.И. Вощинниковой «Семейные истории на фоне двух эпох» М. Новый Хроногроф, Серия «От первого лица». 2012, 200 с..

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7684

Аннотация: Данная статья – рецензия на книгу Н.И. Вощинниковой «Семейные истории на фоне двух эпох» М. Новый Хроногроф, Серия «От первого лица». 2012, 200 с.. Эта книга о жизни нескольких поколений семьи из уездного города Кинешмы, в основе которой материалы семейного архива. В рецензии дана оценка книги с точки зрения значимости привлечённого автором источника для исследования проблемы повседневности. Введение в научный оборот подобных документов позволяет наиболее полно представить реалии повседневной жизни горожан как области общественно культурной. Особенно важно, что семейный архи, используемый автором, принадлежит семье из мещанской среды Кинешмы. Как известно, круг нарративных источников из этой среды горожан весьма ограничен и каждый вновь появляющийся источник важен для исследования социокультурных проблем русского города. На основе семейного архива и судьбы своих родственников автор затрагивает многие проблемы отечественной истории двух эпох: дореволюционной и советской, с 1880-х до 1950 –х гг.
Л.В. Кошман, Е. К. Сысоева - Миниисследование о мещанско-купеческой среде Кинешмы: о книге Н. Вощинниковой «Семейные истории на фоне двух эпох» c. 349-352

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62836

Аннотация: в книге Н. И. Вощинниковой «Семейные истории на фоне двух эпох» (М.: Новый Хроногроф, 2012. Серия «От первого лица») на основе материалов семейного архива освещена жизнь нескольких поколений одной семьи из уездного города Кинешмы. В статье дана оценка книги с точки зрения значимости привлеченного автором источника для исследования проблемы повседневности. Введение в научный оборот подобных документов позволяет наиболее полно представить реалии повседневной жизни горожан как области общественно-культурной. Особенно важно, что архив, используемый автором, принадлежит семье из мещанской среды Кинешмы. Круг нарративных источников из этой среды горожан весьма ограничен, поэтому каждый вновь выявленный источник позволяет существенно продвинуться в исследовании социокультурных аспектов истории русского города. Документы архива не только дают представление о судьбах родственников автора книги, но и позволяют несколько иначе взглянуть на многие проблемы отечественной истории двух эпох: дореволюционной и советской (с 1880-х до 1950-х гг.).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.