по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2012
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-4-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2012
Попов Е.А. - Новая реальность русского художественного авангарда
Аннотация: В статье русский художественный авангард начала ХХ века рассматривается с точки зрения его принадлежности к определенному художественному движению, направлению или школе, с другой стороны, как новая реальность - ценностно-смысловая система, всплеск эмоциональной энергии, тип мировоззрения. К традиционной позиции, концептуализирующей русский авангард как противостояние классической традиции в искусстве и культуре, добавляется новый взгляд на указанный феномен: авангард как преломление ценностей и норм эпохи, возводящих в абсолют нового человека, новый мир, новую культуру.
Культура и культуры
Н. А. Хренов - Русское искусство рубежа ХIХ–ХХ веков и его роль в культурном синтезе Запада и Востока c. 7-20
Аннотация: в статье предпринята попытка понять то, что обычно подразумевается под «коллективным бессознательным», применительно к русской культуре. Смысл этого термина автор связывает со скифством, интерес к которому в русской культуре начал проявляться на рубеже XIX–ХХ вв. (о чем свидетельствует и известное стихотворение А. Блока). Среди русских мыслителей евразийцы были первыми, кто расшифровал смысл, скрывающийся за «скифскими» настроениями, столь характерными для той эпохи. Обращаясь к творчеству разных художников рубежа XIX–XX вв., автор в русском искусстве обнаруживает евразийство до евразийства. Центральная тема статьи — активизация интереса к Востоку, что способствует более интенсивному варианту развертывающегося в истории культурного синтеза.
Культура и власть
Разлогов К.Э. - Что строим: крепость или автострады?
Аннотация: Инновационные гражданские и политические взгляды рассматривают развитие культуры как оправданную и очевидную политическую цель, имеющую практическое значение для новых наций-государств, в особенности для России после 1991 г. С одной стороны, политика нациестроительства порождает синдром изоляции (мой дом — моя крепость), с другой — разнообразие культур становится имманентной чертой общества, в то время как обыденное взаимодействие между людьми в повседневной практике в самых разных местах возрождает конструктивный принцип «мыслить глобально — действовать локально».
Акопян К.З. - Сталинщина сквозь призму страданий творческой личности
Аннотация: Статья представляет собой авторские размышления по поводу 4-хтомной монографии Б.М.Сарнова и в связи с ней. Очень высоко оценивая эту фундаментальную работу, автор пытается дать определение жанру, к которому она относится. В результате он находит в ней черты не просто литературоведческого, но и в полном смысле слова культурологического, историко-культурологического исследования, а также романа-эпопеи, многоактной трагедии, детектива, содержательного пособия по истории отечественной культуры 1920 1950-х годов в целом и литературы в частности. Основным предметом своих размышлений автор избирает вопрос о природе и особенностях сталинщины. По его мнению, сталинщина, содержание которой он пытается раскрыть и нетривиально охарактеризовать, это сложное духовное явление, сыгравшее глубоко негативную роль в судьбе отечественной культуры и оказавшее разрушительное воздействие на все ее стороны. Актуальность разговора об этом явлении обусловлена тем, что оно не только не изжито в культуре современной России, но, с точки зрения автора, угроза возрождения, как минимум, отдельных его черт в последнее время постоянно возрастает.
К. З. Акопян - Сталинщина сквозь призму страданий творческой личности: Размышления о книге Б. М. Сарнова «Сталин и писатели» c. 21-29
Аннотация: статья представляет собой авторские размышления по поводу 4-томной монографии Б. М. Сарнова и в связи с ней. Высоко оценивая эту фундаментальную работу, автор статьи пытается дать определение жанру, к которому она относится. В результате он находит в ней черты не просто литературоведческого, но в полном смысле слова культурологического, историко- культурологического исследования, а также романа-эпопеи, многоактной трагедии, детектива, содержательного пособия по истории отечественной культуры 1920–1950-х гг. в целом и литературы в частности. Основным предметом размышлений автор избирает вопрос о природе и особенностях сталинщины. По его мнению, сталинщина, содержание которой он пытается раскрыть и нетривиально охарактеризовать, — сложное духовное явление, сыгравшее глубоко негативную роль в судьбе отечественной культуры и оказавшее разрушительное воздействие на все ее стороны. Актуальность разговора об этом явлении обусловлена тем, что оно не только не изжито в культуре современной России, но угроза возрождения как минимум отдельных его черт в последнее время возрастает.
Философия культуры
В. М. Розин - Становление античного искусства как осознанной в философии художественной практики c. 30-41
Аннотация: в статье анализируются предпосылки античного искусства, а также рациональная составляющая этого искусства, сформулированная Аристотелем в «Поэтике». В качестве предпосылок рассматриваются: с одной стороны, становление античной личности и личностно ориентированных практик, обусловивших формирование античной драмы, живописи и других новых жанров, с другой — формирование античной философии и науки. Более подробно анализируются программы Платона и Аристотеля: вызовы времени, на которые отвечали их произведения, конструирование норм познания, заявленные ими идеалы философии и науки. Автор старается показать, что философское осмысление и нормирование античного искусства в «Поэтике» Аристотеля представляло собой построение «науки об искусстве». Анализируются особенности такой науки и влияние, которое она оказала на развитие античного и не только античного искусства.
Социология культуры, социокультура
Жабский М.И., Тарасов К.А. - К истории социального регулирования в сфере кинокультуры
Аннотация: обладая относительной автономностью в обществе, кинематографическая культура вместе с тем является объектом социального регулирования. В статье рассматриваются исторические аспекты данного процесса: характер общественных дискуссий вокруг кинозрелища в начале ХХ в., представления той поры относительно нравственного и политического воздействия кинематографа ,предлагавшиеся проекты совершенствования кинодела, применявшиеся в дальнейшем социальные технологии, благодаря которым происходило институциональное становление кинематографа в качестве культурно-идеологичсеского инструмента доминирующих в обществе социальных сил. Проводится мысль, что в России, как и в Европе, современная практика социального регулирования кинематографической культуры нуждается в значительном совершенствовании.
М. И. Жабский, К. А. Тарасов - К истории социального регулирования в сфере кинокультуры c. 42-52
Аннотация: обладая относительной автономностью в обществе, кинематографическая культура вместе с тем является объектом социального регулирования. В статье рассматриваются исторические аспекты данного процесса: характер общественных дискуссий вокруг кинозрелища в начале ХХ в., представления той поры относительно нравственного и политического воздействия кинематографа, предлагавшиеся проекты совершенствования кинодела, применявшиеся в дальнейшем социальные технологии, благодаря которым происходило институциональное становление кинематографа в качестве культурно-идеологического инструмента доминирующих в обществе социальных сил. Проводится мысль, что в России, как и в Европе, современная практика социального регулирования кинематографической культуры нуждается в значительном совершенствовании.
Прикладная культурология
Балдина О.Д. - Предметно-материальный мир народной культуры в сфере современной коммуникации: «контактные зоны»
Аннотация: в статье рассматривается проблема традиционной народной культуры как «новой» культурной реальности. В основе постановки и аргументации проблемы — материалы выставки «Современное народное искусство России. Традиции и современность» (Вологда, 2008), а также «Вороновских чтений. Теория и практика народного искусства в постперестроечный период» (Москва, МГХПА им. С. Г. Строганова, » 2010).
Теория коммуникации и медиалогия
Е. В. Сальникова - К вопросу о предыстории современной визуальной технической культуры c. 53-61
Аннотация: зримые явления, рожденные и транслируемые с помощью электромагнитных сигналов, не обладают механическим, доступным для непосредственного тактильного контакта телом, каким обладает зримый образ, несомый живописным полотном, бумажным листом, прочими механическими телами. Техническая визуальная образность не слита воедино со своим материальным носителем (например, экраном), а возникает как результат многоступенчатого технического процесса. Сущность визуальной образности состоит в ее принципиальной бесплотности, в неуловимости ее буквального местонахождения. До технических революций Нового времени человек имел дело с иными неуловимыми, досягаемыми лишь для зрительного восприятия формами. Предлагается классифицировать их как «условленные визуальные» и «природные визуальные». Прослеживаются трансформации условленного визуального в современной цивилизации. Картина неба интерпретируется как природное визуальное, подобное экрану, транслирующему визуальную информацию, которая обладает эстетическими свойствами и общественной актуальностью.
Историческая культурология и история культуры
А. Ю. Михайлов - «Классическое как русское» или «классическое vs. русское»: проблема «национализации» классицизма и формулирования национального стиля в архитектуре России XVIII – XX веков c. 62-69
Аннотация: используя методологию архитектурной (В. Паперный, Б. Вильковский), искусствоведческой (Э. Панофский) и в целом гуманитарной науки (М. Фуко), автор предпринял попытку рассмотреть классицизм как один из вариантов «национального» стиля России, формулирование которого было одной из главных задач российской власти в области архитектуры XVIII–XX вв. Предметом исследования является процесс «национализации» европейского классицизма и выстраивания на его основе «национальной» версии глобального стиля. В фокусе внимания автора всевозможные трансформации/мутации, связанные с использованием идеологического и формотворческого потенциала классицизма в формулировании различных версий «национального» стиля. Анализ осуществляется на примере трех периодов российской истории — эпох актуализации классицизма как идеологии и архитектурного стиля: собственно классицизма (неоклассицизма) 1770–1820 гг., неоклассицизма 1900–1910-х гг. и советского неоклассицизма 1930–1950-х гг.
Экранная культура и экранные искусства
Богатырёва Е.А. - "Куда едем? Тема дороги в современном европейском кино"
Аннотация: Интерпретации темы дороги в современном европейском кино рассматриваются на материале немецкого кино рубежа ХХ-ХХI вв. Путешествия, передвижения - традиционные темы киноискусства. Но каждая новая их трактовка свидетельствовала о распространении новых умонастроений. В статье обсуждается вопрос о новых смыслах в истолковании темы дороги и путешествий в современном киноискусстве.
Е. А. Богатырёва - Куда едем? Тема дороги в современном европейском кино c. 70-77
Аннотация: интерпретации темы дороги в современном европейском кино рассматриваются на материале немецкого кино рубежа ХХ–ХХI вв. Путешествия, передвижения — традиционные темы киноискусства. Но каждая новая их трактовка свидетельствует о распространении новых умонастроений. В статье обсуждается вопрос о новых смыслах в истолковании темы дороги и путешествий в современном киноискусстве.
Виртуальная реальность
Н. Б. Кириллова - Человек и миф в пространстве медиареальности c. 78-86
Аннотация: в статье освещаются вызовы информационной эпохи, влияние информационно-коммуникационных технологий на общественное сознание, рост роли медиакультуры, включающей культуру производства и передачи информации и культуру ее восприятия. Массмедиа все активнее присваивают себе функцию создания новой социально-культурной среды обитания человека — виртуального мира, зачастую воспринимаемого как объективная реальность. Они создают мифы, которые позволяют человеку воспринимать и объяснять окружающую действительность; но мифы создают и самого человека. Формирование его мировоззрения, нравственных ориентаций, целостной картины мира — одна из основных функций медиакультуры в современном обществе. В конечном итоге с помощью медиа создается особая мифологическая медийная реальность. Современный человек оказывается между мифом, созданным массмедиа, и объективной реальностью. Вот почему столь большое значение приобретает «экология культуры в пространстве экрана», важным фактором которой является система медиаобразования. Ее объектом и субъектом выступает медиачеловек — новый тип личности XXI в.
Искусство и искусствознание
Розин В.М. - Становление античного искусства как осознанной в философии художественной практики
Аннотация: В статье анализируются предпосылки античного искусства, а также рациональная составляющая античного искусства, сформулированная Аристотелем в "Поэтике". В качестве предпосылок рассматриваются: с одной стороны, становление античной личности и личностно ориентированных практик,обусловивших формирование античной драмы, живописи и других новых жанров, с другой - формирование античной философии и науки. Более подробно анализируются программы Платона и Аристотеля: вызовы времени, на которые отвечали их произведения, конструирование норм познания,заявленные ими идеалы философии и науки.Автор старается показать, что философское осмысление и нормирование античного искусства в "Поэтике" Аристотеля представляло построение Стагиритом "науки об искусстве". Анализируются особенности такой науки и влияние, которое она оказала на развитие античного и не только античного искусства.
Эстетика и теория искусства
С. М. Червонная - «Реализм без берегов» Роже Гароди и понятие границ и берегов в советской идеологии c. 87-94
Аннотация: отталкиваясь от событий полувековой давности, связанных с появлением эстетического трактата Р. Гароди «Реализм без границ» и с идеологической кампанией в советских искусствознании и эстетике, осудивших эту концепцию, автор рассматривает комплекс проблем, касающихся постулата границы в общественном сознании, культуре, искусстве и политике тоталитарного государства. Выявляется системный характер противоречий советских культуры и идеологии: культ «государственной границы» — и стремление к внешней экспансии, установка на создание единой советской культуры и новой суперэтнической общности, на укрепление «морально-политического единства советского общества», на стирание внутренних границ (между городом и деревней, физическим и умственным трудом, национальными и цивилизационными ареалами) — и жесткая клановая система социалистического социума, внедрение номенклатурных размежеваний во все сферы жизни. Диалектическая сложность ситуации, отразившаяся в накале страстей вокруг формулы «реализма без берегов», заключалась в том, что как потребность в нерушимых границах, так и потребность в их разрушении была органически присуща мышлению и стремлениям противоборствовавших политических сил: коммунистической диктатуры, державшейся на изоляции общества от «буржуазного окружения», и оппозиции, искавшей выход в конвергенции разных миров, в укреплении связей между прогрессивными движениями, в разрушении навязанных ограничений, но одновременно выстраивавшей свои границы и сопротивлявшейся тому, что могло подвергнуть эрозии национальные традиции и духовные ценности.
Стили, течения, школы
Е. А. Попов - Новая реальность русского художественного авангарда c. 95-101
Аннотация: традиционные попытки определения русского художественного авангарда начала ХХ в. через его отнесение к определенному художественному движению, направлению или школе едва ли способны в полной мере раскрыть суть явления. Автор обосновывает возможность иного подхода к определению его границ, полагая, что преодоление сугубо искусствоведческих подходов к анализу культурного наследия авангарда и обращение к авангардистскому дискурсу с позиций общекультурного развития позволит рассматривать именно культурное своеобразие авангарда. К традиционной позиции, концептуализирующей русский авангард как противостояние классической традиции в искусстве и культуре, он предлагает добавить новый подход, позволяющий взглянуть на авангард как на новую реальность — ценностно-смысловую систему, тип мировоззрения, преломление ценностей и норм эпохи, возводящих в абсолют нового человека, новый мир, новую культуру.
Музыка и музыкальная культура
Петров В.О. - Вокальная симфония: к вопросу о синтезе музыки и слова
Аннотация: В статье на примере жанра вокальной симфонии, сформировавшейся в ХIХ веке и явившейся одним из знаковых элементов модификации жанра симфонии, изначально сугубо инструментального, рассматривается вопрос о синтезе двух рядов – музыкального и вербального. Сквозь призму взаимоотношения музыки и слова прослеживается историческая эволюция вокальной симфонии, рассматривается ряд оригинальных опусов.
С. С. Севастьянова - Кульминация в произведениях экранного музыкального театра c. 102-110
Аннотация: развитие новых технологий привело к образованию в искусстве ХХ в. нового художественного феномена, который можно обозначить как экранный музыкальный театр. Рассматриваемые особенности воплощения кульминации в различных жанрах (фильм-опера, мультипликационные опера, мюзикл, концерт и др.) позволяют указать на широкую практику ее появления в точке золотого сечения. Однако помимо случаев параллельной кульминации имеют место и примеры расхождения аудиальной и визуальной кульминаций. Возможности аудиовизуального контрапункта, техника комбинированных съемок, разнообразие монтажных ритмов во многом преображает перенесенные на экран сценические произведения музыкального театра. Кульминация в масштабном произведении не может быть сведена к «точке», одиночной мелодической вершине, яркому, но единственному аккорду-кадру. Она должна представлять собой зону, в которой наиболее интенсивно переплетаются и тесно взаимодействуют смысловые акценты, динамичное действие и выразительные средства.
Хроника культурной жизни
Уварова Е.Д. - Аркадий Райкин в искусстве ХХ века
Аннотация: в статье дан анализ Форума, посвященного столетию великого артиста А. И. Райкина и проведенного Фондом развития и поддержки культуры имени А. И. Райкина и Государственным институтом искусствознания Министерства культуры Российской Федерации 17–18 октября 2011 г.
Е. Д. Уварова - Аркадий Райкин в искусстве ХХ века c. 111-115
Аннотация: в статье даны описание и анализ Форума, посвященного столетию великого арти- ста А. И. Райкина и проведенного Фондом развития и поддержки культуры имени А. И. Райкина и Государственным институтом искусствознания Министерства культуры Российской Федерации 17–18 октября 2011 г.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.