Статья 'Выставочная деятельность художественных промыслов мстёрской и холуйской лаковой миниатюры в 1930-е гг.' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Выставочная деятельность художественных промыслов мстёрской и холуйской лаковой миниатюры в 1930-е гг.

Лавров Дмитрий Евгеньевич

ORCID: 0000-0002-2607-7220

кандидат искусствоведения

старший преподаватель, кафедра музеологии, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7-9, ауд. 91

Lavrov Dmitrii Evgen'evich

PhD in Art History

Senior Educator, the department of Museology, Saint Petersburg State University

199034, Russia, g. Saint Petersburg, nab. Universitetskaya, 7-9, aud. 91

agitlak@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2023.3.36694

EDN:

HTIBYE

Дата направления статьи в редакцию:

22-10-2021


Дата публикации:

09-03-2023


Аннотация: Предметом настоящего исследования является анализ выставочной деятельности мстёрской и холуйской артелей лаковой миниатюры в 1930-е гг. – период зарождения и становления этих известных промыслов русской народной культуры. Цель данной статьи – на примере участия указанных промыслов в советских и зарубежных выставочных проектах показать благотворную роль советского государства на развитие народного искусства. Автор сравнивает события 1930-х гг. с состоянием лаковых промыслов в современной России и предлагает использовать советский опыт информационной и организационной помощи промыслам лаковой миниатюры для их выхода из текущего кризисного состояния. Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный метод исследования, автор показывает успешность выставочных практик мстёрской и холуйской артелей в 1930-е гг., а также ту поддержку, которую оказывали лаковым промыслам органы государственной власти СССР. Научная новизна исследования состоит в попытке преодоления сложившегося взгляда на современное кризисное состояние российских лаковых промыслов как следствие лишь недостаточно «инновационного» руководства на местах. Позиция автора заключается в том, что причину подобного кризисного состояния следует искать, прежде всего, в общей ситуации отсутствия реальной поддержки российским лаковым промыслам со стороны государства, что и является основным выводом статьи.


Ключевые слова:

Холуй, Мстёра, холуйская миниатюра, мстёрская лаковая миниатюра, народные художественные промыслы, русская лаковая миниатюра, русское народное искусство, инновация, выставка, советское государство

Abstract: The subject of this study is the analysis of the exhibition activities of the Msterskaya and Kholuyskaya artels of lacquer miniature in the 1930s - the period of the origin and formation of these famous crafts of Russian folk culture. The purpose of this article is to show the beneficial role of the Soviet state in the development of folk art by the example of the participation of these crafts in Soviet and foreign exhibition projects. The author compares the events of the 1930s with the state of lacquer crafts in modern Russia and suggests using the Soviet experience of informational and organizational assistance to lacquer miniature crafts to overcome their current state of crisis. Using the method of comparative analysis, as well as the historical and systematic method of research, the author shows the success of the exhibition practices of the Msterskaya and Kholuiskaya artels in the 1930s, as well as the support provided to lacquer crafts by the state authorities of the USSR. The scientific novelty of the study consists in an attempt to overcome the prevailing view of the current crisis state of Russian lacquer crafts as a result of only insufficient "innovative" leadership on the ground. The author's position is that the reason for such a crisis state should be sought, first of all, in the general situation of the lack of real support for Russian lacquer crafts from the state, which is the main conclusion of the article.


Keywords:

Kholui, Mstyora, Kholui lacquer miniatures, Mstyora lacquer miniatures, folk art crafts, Russian lacquer miniatures, Russian folk art, innovation, exhibition, Soviet state

В ноябре 2013 г. во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) прошла международная конференция «Современная русская лаковая миниатюра». Выступившая на этой конференции директор Музея лакового искусства г. Мюнстер (ФРГ) Моника Копплин справедливо констатировала кризисное состояние лаковых промыслов в современной России: «Русскому лаковому искусству не хватает динамики, не хватает развития, оно находится в болезненном оцепенении» [8, с. 205]. Однако благодаря некоему недоразумению М. Копплин увидела причины этого положения в снижении качества изделий и отсутствии технологических инноваций в современных лаковых промыслах, хотя уже в 2013 г. было достаточно примеров предприятий, выпускавших вполне высококачественные и даже инновационные изделия и, несмотря на это, пришедших к банкротству – назовём хотя бы компании «Роллс-Ройс» и «Pan American Airways» (сейчас, в 2022 г., такой список стало очень легко продолжить). В качестве образца, которому должны подражать современные лаковые промыслы России, М. Копплин в своём выступлении привела деятельность семьи Лукутиных, в XIX в. руководивших подмосковной фабрикой лаковой миниатюры – предшественницей нынешнего федоскинского промысла – указав на присущую Лукутиным тягу к технологическим инновациям; на их стремление «чувствовать время» [8, с. 204], «способность меняться» [8, с. 205] и развивать ассортимент продукции, забыв, однако, упомянуть, что все эти инновации, «способность меняться» и «чувствовать время» закончились закрытием лукутинского предприятия в 1904 г. и, по сути, крахом промысла, который спасали уже совершенно другие люди, никак не связанные ни с кланом Лукутиных, ни с их многочисленными способностями [22, с. 29].

Другие участники московской конференции 2013 г., более знакомые с российской реальностью, согласились с оценкой состояния лаковых промыслов как катастрофичного, но назвали совсем другую причину такого положения: это отсутствие должной поддержки со стороны российского государства (благие рассуждения о важности народного искусства не в счёт). Таковы были выступления палехского художника-миниатюриста А. И. Ковалёва, в 1970-е – 1980-е гг. руководителя палехского промысла [7, с. 85-86]; одного из ведущих художников федоскинской миниатюры, лауреата премии Союза художников РСФСР О. И. Шапкина [21, с. 111]; директора ООО «Русская лаковая миниатюра», художника холуйской лаковой миниатюры В. А. Чиркина [20, с. 92].

На взгляд автора настоящей статьи, правыми здесь оказались именно российские участники, а не немецкий докладчик. В качестве примера действительно грамотного и инновационного руководства промыслом лаковой миниатюры можно привести советское руководство лаковой миниатюры Мстёры и Холуя – самых молодых лаковых промыслов СССР, которые возникли только в 1930-е г., но уже в первые годы своего существования, благодаря, прежде всего, действенной помощи со стороны Советского государства, достигли больших высот в своём художественном развитии, хозяйственной деятельности, а также общественном признании, и в том числе – благодаря умело проводившейся государственной выставочной политике. Именно этому аспекту истории мстёрского и холуйского промыслов лаковой миниатюры 1930-х гг., до того не находившему достаточного внимания в научной литературе, и посвящена предлагаемая статья.

Поскольку почти все 1920-е гг. – время яркого взлёта палехского искусства – Мстёра и особенно Холуй развивались скорее стихийно (т.е. без сознательного руководства со стороны научной и творческой интеллигенции), становление местных лаковых промыслов пришлось уже на следующее десятилетие, т.е. на 1930-е гг. Традиционной датой рождения промысла мстёрской лаковой миниатюры принято считать лето 1931 г., когда из местной артели живописного и столярно-строительного производства был выделен цех художников по росписи папье-маше, состоявший первоначально из 7 человек [1, с. 41]; в это же время артель была переименована в Мстёрскую художественную артель «Пролетарское искусство». Уже в октябре 1933 г. артель принимает участие в крупной выставке «Русские художественные лаки», прошедшей в Торговой палате Москвы по инициативе Всекохудожника и Института художественной и кустарной промышленности, на которой впервые были показаны вместе изделия лаковых промыслов Федоскина, Палеха и Мстёры [2, с. 43]. При этом мстерская артель «Пролетарское искусство» за работы художников-миниатюристов Николая Прокофьевича Клыкова, Александра Ивановича Брягина и Александра Фёдоровича Котягина получает диплом I степени. Таким образом, первый крупный выставочный проект мстёрского лакового промысла оказался вполне удачным.

В 1931 г. в Холуе открывается мастерская-филиал мстёрской артели [9, с. 54], которая в июне 1934 г. решением Ивановского облисполкома и по просьбе местных художников обретает независимость от мстёрского промысла, получив название Холуйской художественной артели [19, с. 4]. Ведущую роль в этом процессе играли художники Холуя Дмитрий Михайлович Добрынин, Константин Васильевич Костерин, Сергей Александрович Мокин и Василий Дмитриевич Пузанов-Молев, которые в 1934 г. представили свои опытные лаковые миниатюры на Ивановской областной выставке, заслужив положительный отзывы и поддержку у Ивановского Союза художников, а также у председателя Ивановского облпромсовета А. П. Кораблёва [18, с. 30]: в частности, А. П. Кораблёв распорядился отпустить холуйским художникам-энтузиастам денежные средства на дальнейшие опытные работы с лаковой миниатюрой. Именно этот успех стал одной из важных причин образования Холуйской художественной артели, зарегистрированной Южским райисполкомом летом 1934 г. [9, с. 55] В марте 1935 г. работы Холуйской художественной артели были показаны на Областном слёте ударников промкооперации в Иванове (шкатулки С. А. Мокина «Сказка о царе Салтане», «Возвращение колхозной бригады с работы»; шкатулка К. В. Костерина «Мощь обороны», и другие работы). По итогам выставки (состоявшейся 8-9 марта) Ивановский областной совет промкооперации совершает целый ряд шагов по укреплению состояния Холуйской артели, прежде всего в отношении подготовки её новых либо привлечения покинувших промысел художников: отпускает артели четыре тысячи рублей на ученичество (на то время состоявшее всего из 10 человек), инициирует процесс создания в Холуе профессиональной школы и, наконец, ставит перед артелью задачу вернуть в профессию наиболее талантливых иконописцев, вынужденных после революции сменить род занятий [15]. В том же 1935 г. состоялась выставка продукции Холуйской артели в московском Всесоюзном научно-исследовательском институте художественной и кустарной промышленности – первая выставка холуйской лаковой миниатюры в Москве [19, с. 5], по итогам которой промыслу были выделены денежные средства на приобретение библиотеки.

Особенно плодотворным периодом для выставочной деятельности мстёрской и холуйской артелей явилась вторая половина 1930-х гг. В январе 1937 г. в Иванове прошла организованная Управлением по делам искусств при Ивановском облисполкоме выставка произведений лаковой миниатюры Палеха, Мстёры и Холуя – первая выставка холуйской миниатюры совместно с продукцией других лаковых центров (кроме Федоскина) [14]. Выставка, официально называвшаяся «Ивановской областной выставкой народного творчества Палеха-Мстеры-Холуя» [6], должна была, по словам её руководителя, директора Государственного музея палехского искусства Г. В. Жидкова, «дать возможность понять и почувствовать своеобразие работ каждого из трёх коллективов» [6]. Мероприятие, прошедшее 12-25 января 1937 г. в Ивановском областном краеведческом музее (Бурылинском), стало наиболее масштабным выставочным проектом, в котором до тех принимала участие Холуйская художественная артель: всего на выставке было представлено около 500 произведений, из которых 40 были созданы в Холуе (шкатулка В. Д. Пузанова-Молева «Счастливое детство»; шкатулки С. А. Мокина «Пастушок» и «Строчеи за работой»; шкатулки К. В. Костерина «Хлебный обоз», «Девичник» и «Возвращение с базара», а также другие работы) [12, с. 204]. В ходе дискуссии в периодической печати, развернувшейся в ходе проведения Ивановской областной выставки народного творчества, представители Холуйской артели, в частности, напоминают областному руководству (Ивановскому облпромсовету) о необходимости организации в Холуе собственной производственной базы для изготовления папье-маше [3] (окончательно этот вопрос был решён в 1943 г. [11, с. 481]). Наиболее заметными работами мстёрской артели на Ивановской областной выставке стали большие пластины-панно, созданные видными художниками промысла для предстоявшей Всемирной выставке в Париже [17]: «Праздник урожая» В. Н. Овчинникова, «Героика Советского Союза» А. Ф. Котягина и «Путь к социализму» А. И. Брягина [16, с. 9-11].

Уже через два месяца, в марте 1937 г., в Москве состоялась выставка народного творчества РСФСР, на которой были представлены уже все лаковые промыслы страны (включая Федоскино) [13]. Выставка, организованная Всесоюзным комитетом по делам искусств, проходила в Государственной Третьяковской галерее и включала в себя примерно 2000 экспонатов, из которых 35 работ принадлежали Холуйской артели (большая часть из них – 32 работы – были посвящены современным темам [4, с. 115]). Мстёрская артель «Пролетарское искусство» участвовала в выставке своими работами в области «станковой миниатюры» (платины-панно); кроме того, на этой выставке были впервые показаны подготовительные рисунки мстёрского промысла, позволившие посетителям понять масштаб работ художников артели в области монументальной живописи [4, с. 13] (так, до того мстёрские художники принимали участие в художественном оформлении Театра народного творчества в Москве) [13]. Таким образом, выставка 1937 г., прошедшая в Государственной Третьяковской галерее, стала ещё более масштабной для холуйского и мстёрского промыслов, чем все, проводившиеся ранее.

Венцом выставочной деятельности холуйской и мстёрской артелей 1930-х гг. стало их участие в знаменитых Всемирных выставках - Парижской 1937 г. и Нью-Йоркской 1939-1940 гг. Особенно успешным оказалось выступление продукции холуйского и мстёрского промысла на Парижской выставке, которая, как известно, проходила с 25 мая по 25 ноября 1937 г. Холуйская артель представила на Парижскую выставку восемь работ (правда, в московский отборочный комитет выставки Холуйская артель изначально представила 11 изделий, из которых 3 было забраковано [5], что, однако, в процентном соотношении было меньше, чем аналогичный «брак» в палехской артели). Участие Холуйской художественной артели в Парижской выставке 1937 г. увенчалось серьёзным успехом: организация, едва достигшая своего трёхлетия, получила диплом и бронзовую медаль Всемирной выставки [10, с. 258]; кроме того, отдельные бронзовые медали были присуждены художникам-миниатюристам артели: В. Д. Пузанову-Молеву – за работы «Рубка леса» и «Счастливое детство»; К. В. Костерину – за работы «Праздник в колхозе» и «Жить стало лучше»; С. А. Мокину – за работу под названием «Отдых» [12, с. 204]. Художники же мстёрской артели «Пролетарское искусство» получили дипломы Гран-при и золотые медали: старейший мстёрский художник-миниатюрист, зачинатель местного промысла Н. П. Клыков – за работы «Лесозаготовки» и «Дубровский»; А. И. Брягин – за работу «Путь к социализму»; А. Ф. Котягин – за произведение «Героика СССР» [10, с. 258].

Мстёрский и холуйские промыслы принимали участие и в Нью-Йоркской Всемирной выставке (проходила с 30 апреля 1939 г. по 27 октября 1940 г.), на которой наибольшего успеха достиг мстёрский художник-миниатюрист Н. П. Клыков, получивший за свои изделия Гран-при и золотую медаль [23].

Таким образом, в Холуе и Мстёре выставочная деятельность явилась одной из наиболее важных причин яркого расцвета местных промыслов лаковой миниатюры в 1930-е гг. Художественные артели мстёрской и холуйской лаковой миниатюры, к которым ещё совсем недавно применяли термин «маломощная артель» [15], благодаря действенной поддержке советского государства смогли за считанные годы пройти путь от участия в областных выставочных проектах (иногда – лишь на правах авторов пробных образцов) до получения мирового признания и наград на Всемирных выставках Парижа и Нью-Йорка. Значительный опыт участия мстёрской артели «Пролетарское искусство» и Холуйской художественной артели в выставочных проектах 1930-х гг., а также та хозяйственная, финансовая и организационная помощь, которую оказало Советское государство молодым промыслам, помогли им укрепиться, выжить в трудные годы Великой Отечественной войны [11, с. 479] и принимать деятельное участие в выставочных проектах уже послевоенного времени. Именно такое руководство русскими народными промыслами сегодня мы можем назвать по-настоящему новаторским.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью «Выставочная деятельность художественных промыслов мстёрской и холуйской лаковой миниатюры в 1930-е гг.», в которой проведено исследование опыта изготовления предметов российского народного промысла и их экспонирования на выставках разного уровня.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что в настоящее время российские лаковые промыслы находятся в кризисном состоянии. Представители западноевропейского музейного дела видят причину этому в снижении качества изделий и отсутствии технологических инноваций в современных лаковых промыслах. Однако автор принимает точку зрения отечественных культурологов, согласно которой причины кризиса народных промыслов находятся в отсутствии поддержки как федеральной, так и местной власти.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска выхода из кризисного состояния, в котором находится народная культура. Согласно мнению автора, за образец грамотного и инновационного руководства промыслом лаковой миниатюры нужно взять советское руководство лаковой миниатюры Мстёры и Холуя – самых молодых лаковых промыслов СССР, которые возникли только в 1930-е годы ХХ века, но «уже в первые годы своего существования, благодаря, прежде всего, действенной помощи со стороны Советского государства, достигли больших высот в своём художественном развитии, хозяйственной деятельности, а также общественном признании, и в том числе – благодаря умело проводившейся государственной выставочной политике». Соответственно, целью исследования является изучение опыта руководства художественной деятельностью в 30-е годы ХХ века и возможности применить данный опыт в современных народных промыслах. Научная новизна исследования состоит в описании деятельности лакового народного промысла сел Мстера и Холуй Ивановской области, которая к настоящему времени еще не получила должного научного анализа.
Методологической базой явился комплексный подход, содержащий в себе описательный и исторический анализ. Теоретическим обоснованием являются работы исследователей Д.Е. Лаврова, В.А. Чиркина, О.И. Шапкина и др. Эмпирической базой послужили исторические факты возникновения и развития народного промысла лаковых миниатюр сел Мстера и Холуй. К сожалению, в статье отсутствует анализ степени научной проработанности проблемы.
Автор уделяет внимание изучению истории появления и развития лаковой миниатюры в Ивановской области, отмечая, что уже в 20-х годах ХХ века палехская миниатюра была довольно известна в государстве иза его пределами. В 30-х годах ХХ века появляются мстерская и холуйская артели, чьи изделия сразу привлекли внимание своей самобытностью художественного исполнения и качеством.
Упоминая как мастеров лакового промысла, так и руководителей области, автор отмечает, что эти деятели внесли огромный вклад в совершенствование изготовления лаковых миниатюр. Благодаря грамотной деятельности областного руководства и Союза художников изучаемого периода мастера сел Мстера и Холуй могли не только изготавливать качественные высокохудожественные миниатюры, но и экспонировать их. Начав с Ивановской областной выставки в 1934 году, мастера мстерской и холуйской артелей сразу заявили о себе и получили положительные отзывы и поддержку, в том числе и финансовую. Данное обстоятельство позволило развиваться искусству лаковой миниатюры и успешно выставлять работы не только в Советском Союзе, но и на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. Автор утверждает, что подобный успех был бы невозможен без государственной поддержки.
Подводя итог исследованию, автор приходит к выводу, что благодаря действенной поддержке советского государства незначительные в момент своего возникновения народные промыслы Ивановской области смогли за короткий период добиться мирового признания и наград на Всемирных выставках Парижа и Нью-Йорка. «Значительный опыт участия мстёрской артели «Пролетарское искусство» и Холуйской художественной артели в выставочных проектах 1930-х гг., а также та хозяйственная, финансовая и организационная помощь, которую оказало Советское государство молодым промыслам, помогли им укрепиться, выжить в трудные годы Великой Отечественной войны, принимать деятельное участие в выставочных проектах уже послевоенного времени». Именно такое руководство народными художественными промыслами нужно взять за образец современным органам управления культурой.
Автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что проблематика изучения вопроса развития уникальной народной культуры, важности роли ее государственной поддержки представляет несомненный научный и практический культурологический интерес.
Текст статьи имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала, однако автору необходимо добавить материал по степени научной проработанности проблемы. Методологическая база выбрана адекватно материалу статьи. Библиография статьи состоит из 23 источников, что хоть и представляется достаточным для анализа научного дискурса по рассматриваемой проблематике, но автору было бы желательно добавить больше современных научных работ, посвященных изучаемой тематике.
Без сомнения, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных недостатков.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.