Статья 'Эстетическое воспитание в аспекте Экологии культуры' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Эстетическое воспитание в аспекте Экологии культуры

Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна

ORCID: 0000-0003-2895-9304

кандидат культурологии

Библиотекарь 1 категории

125047, Россия, г. Москва, ул. 4-Я тверская-Ямская, 2/11, кв. 62

Valdes Odriozola Maria

PhD in Cultural Studies

Librarian of the first category, Moscow Library #2 named after Y. V. Trifonov,

125047, Russia, g. Moscow, ul. 4-Ya tverskaya-Yamskaya, 2/11, kv. 62

mariavaldes@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2021.10.33040

Дата направления статьи в редакцию:

28-05-2020


Дата публикации:

10-11-2021


Аннотация: Объектом исследования является эколого-культурная концепция, в основу которой положено учение о ноосфере, которым автор в своей работе уделяет особое внимание. Также автор делает особый акцент на нравственной экологии. Рассмотрены сущность и специфика ноосферной реальности, а также роль нового научного направления Экология культуры в развитии идей экологической безопасности в современном мире. Предметом исследования является эстетическое воспитание в аспекте Экологии культуры - понятии сформулированном академиком Д.С. Лихачевым. По мнению автора, эстетическое воспитание в аспекте Экологии культуры - это незаменимый инструмент по формированию экологических компетенций индивида. В качестве примера автор приводит концепцию эстетического воспитания Б.Т. Лихачева и новейшие подходы в терапии искусством. Автором был проведен анализ теоретической и практической литературы для раскрытия сущности и специфики эстетического воспитания в свете эколого-культурной концепции. Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных программ и методик в области эстетического воспитания и арт-терапии для работы с разными категориями населения. Новизна исследования заключается в том, что ранее сущность и специфика эстетического воспитания в аспекте эколого-культурной концепции, базирующейся на представлениях о ноосфере. Личным вкладом автора является то, ему удалось сопоставить на первый взгляд разноплановые концепции (ноосферная концепция, эколого-культурная концепция, концепция эстетического воспитания) и реализовать исследование, результаты которого актуальны как для теоретических исследований, так и для практического использования. Основные выводы исследования: 1. Развитие эколого-культурных представлений в полной мере реализуемо исключительно в аспекте ноосферного учения. 2. В настоящее эстетическое воспитания в аспекте экологии культуры является мощнейшим инструментом по формированию экологических компетенций индивида.


Ключевые слова:

эстетическое воспитание, Экология культуры, Ноосферная реальность, Культура, Искусство, Нравственная экология, Идеосфера, Эстетическая категория, Прекрасное, Арт-терпия

Abstract: The object of this research is the ecological-cultural concept, which is based on the theory of the noosphere. Special emphasis is placed on the ethical ecology. The author explores the essence and specificity of the noospheric reality, as well as the role of the new scientific direction – ecology of culture in development of the ideas of environmental safety in modern world. The subject of this research is the aesthetic education in the context of the ecology of culture, the concept formulated by the Academician D. S. Likhachev. The author believes that aesthetic education in the context of the ecology of culture is an irreplaceable instrument for the formation of environmental competencies of an individual. The concept of aesthetic education developed by B. T. Likhachev, as well as the latest approaches in art therapy are used as the examples. Analysis is conducted on the theoretical and practical literature that allows revealing the essence and specificity of aesthetic education in light of the ecological-cultural concept. The acquired results can be used in the development of academic programs and methodologies in the field of aesthetic education and art therapy for dealing with different population categories. The novelty consists in the fact that this article is  first to examine the essence and specificity of aesthetic education in the context of ecological-cultural concept based on the representations of the noosphere. The author's contribution consists in comparison of different, at first glance, concepts (the theory of noosphere, ecological-cultural concept, concept of aesthetic education) and obtain the results that are relevant for both, theoretical research and practical use. The main conclusions are as follows: 1. The development of ecological-cultural representations is fully implemented only in the context of the theory of noosphere. 2. The aesthetic education in the context of the ecology of culture is currently a powerful instrument for the formation of environmental competencies of an individual.


Keywords:

Aesthetic education, Cultural Ecology, Noospheric Reality, Culture, Art, Moral Ecology, Ideosphere, Aesthetic Category, Beauty, Art Therapy

В настоящее время, в связи с распространением эпидемии COVID-19, помимо принятия экстренных мер по борьбе с ее распространением, происходит переосмысление многих аспектов современной жизни, где одними из важнейших являются экологические проблемы. Таким образом, сейчас снова остро встают вопросы, связанные с экологическим воспитанием и экологическими компетенциями населения. Кроме того, в настоящее время особую актуальность приобретают исследования, выполненные ранее и изначально вызвавшие интерес исключительно в профессиональной среде. Такие исследования затрагивают различные аспекты экологического воспитания, в том числе эколого-культурные и эстетические.

Еще в 2016 г. доктором биологических наук, профессором А.Г. Назаровым совместно с авторским коллективом, в который входили специалисты из разных областей, в том числе и академик РАН Р.М. Алексахин в монографии «Экология культуры: к 110-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева (28.11.1906-30.09.1999)» был предложен новый гуманитарный подход к пониманию экологии – эколого-культурный, в основу которого положено учение о ноосфере (П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, В.И. Вернадский), где ноосферная реальность определяется как «субъектно-объективная реальность, которая складывается под воздействием ноосферных процессов и требует научного управления» [1, с. 87]. В основе учения Вернадского лежала геохимическая деятельность человека, а именно изменение истории в планетарном масштабе, что в настоящее время человечество уже в полной мере осуществляет, и что с одной стороны дает невиданные до настоящего времени возможности, а с другой – угрожает существованию биосферы в целом [1, с. 87]. Учение Вернадского не утратило своей актуальности для современной науки. Например, термин «антропоцен», как некий аналог понятия «ноосфера», был внесен в геохронологическую шкалу решением сессии Международного геологического конгресса в Йоханнесбурге в 2016 году [2]. Данный факт делает во многом необоснованной критику учения о ноосфере представителями технонауки, обвиняющими его, в частности, в оторванности от реальности [3].

Эколого-культурную концепцию, в которой было сформулировано такое понятие, как нравственная экология, в свое время предложил академик Д.С. Лихачев. В своей концепции Лихачев, в первую очередь, акцентируя внимание на нравственных аспектах жизни, определяет Экологию культуры как не просто «заботу о сохранении памятников культуры», но и «сложнейшую и ответственейшую дисциплину, призванную играть первенствующую роль в культурной политике государства и в понимании взаимосвязанности всех частей культуры и возможных срывов в этой области» [4]. Это определение, по мнению А.Г. Назарова, обуславливает неразрывную связь ноосферной реальности с развитием культуры. Здесь, по его мнению, «нам следует искать поля пересечения ноосферной и эколого-культурной концепции». Это, в первую очередь, связано тем, что по Лихачеву, Экология культуры изучает окружающий мир как единое целое, объединяя «природное и социальное в человеке и человечестве» [1, c. 106-112]. В настоящее время, по мнению многих специалистов, Экология культуры является одной из самых проблемных для нашей страны областей гуманитарного знания и не может быть сведена только к кабинетным занятиям, так как во многом ее развитие является, в том числе, гарантом национальной и международной безопасности [5]. Это подтверждает и актуальная проблема поисков путей формирования экологического сознания, звучащая в дискурсах современных ученых в рамках Стратегии устойчивого развития, принятой в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. В данном контексте экологическое сознание предполагает осмысление и принятие человечеством ответственности за сохранение и развитие жизни на нашей планете [6]. Кроме того, современные ученые в своих работах подчеркивают то, «главным условием реализации стратегических задач является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности» [7].

По нашему мнению, одними из важнейших аспектов в области полевых исследований эколого-культурной составляющей являются искусство и эстетическое воспитание. К сожалению, художественная культура, как и эстетическое воспитание в свете последних событий во многом утратили свою актуальность для социальных исследований. Связано это, в первую очередь, с тем, что в современном обществе искусство принято относить к сфере досуга, некой оторванной от реальной человеческой жизни, его повседневных забот и проблем частью духовной сферы. Однако именно искусство функционально решает задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, что играет одну из главенствующих ролей в формировании картин мира. Это обусловлено, во многом, тем, что художественная культура, в результате непрерывного процесса историко-культурных трансформаций, обрела статус специфического самостоятельного культурного феномена [8]. Авторы ноосферной концепции не обошли стороной роль искусства в жизни современного общества и человека, как фундаментальный факторов конструирования его внутреннего мира. В.И. Вернадский писал об этом так: «…В стихе мы имеем определенные ритмические формы: в течение веков открывались новые внешние формы стиха, появились новые типы поэтических произведений, получились новые сюжеты. Но все же между древней гомеровой поэмой и последними произведениями новейшей поэзии – даже учеными и сухорационалистическими произведениями декадентства – есть нечто общее: стремлении к ритму, к поэтической картине, к связи формы и содержания в целом» [9].

По нашему мнению, это, по большей части, связано с тем, что феномен искусства неотделим от эстетической категории прекрасного, то есть неразрывно связан с пониманием прекрасного в окружающей жизни. При этом сущность и специфика художественной культуры не могут быть в полной мере раскрыты без понимания сущности и специфики категории прекрасного. То есть исследователь, всякий раз раскрывая сущность и специфику искусства, изучает законы эстетического освоения действительности, которые распространяются на различные сферы жизни [10, c. 5-6]. Это обусловлено тем, что именно чувство прекрасного порождает то многообразие чувств, которое необходимо для раскрытия сути произведения, а также для понимания векторов развития художественной культуры в целом [10, с. 210]. Художественный образ перестает быть убедительным, если не обладает яркой эстетической окраской и не вызывает у зрителя эстетических эмоций [10, с. 215]. По мнению П.А. Флоренского: «…Предмет искусства, хотя и называется вещью, однако не есть неподвижная, стоячая, мертвая мумия художественной деятельности, но должен быть понимаем как никогда не иссякающая деятельность творца, хотя и отодвинутая от него временем и пространством, но все неотделимая от него, все еще переливающая и играющая цветами жизни, всегда волнующаяся энергия духа» [11]. Схожей точки зрения придерживался советский искусствовед Г.А. Недошвин. По его мнению, конечная цель творческого акта заключается в том, чтобы воспеть красоту жизни «в том случае, когда она такова, какою должна быть по нашим понятиям, пользуясь выражением Чернышевского, или, наоборот, с не меньшей страстностью осудить явления жизни, этим понятиям противоречащие» [12]. Другой известный советский и российский искусствовед В.В. Ванслов заключает, что искусство обладает способностью наиболее ярко отражать прекрасное, как в природе, так и созданной человеком культуре, а его социокультурное значение заключается в способности воплощать в себе некий обобщенный эстетический идеал, передавая его внешнюю и внутреннюю красоту [10, с. 219, 224-225].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно заключить, что категория прекрасного неразрывно связана с природой жизни. Подобной точки зрения придерживаются многие современные последователи ноосферной концепции, видя в прекрасном природосообразное, а под творческим актам понимая исполнение воли высших сил: «мы – сама Природа, в которой природа реализует свое поступательное движение в самой собственной интеллектуализации, а значит, в Самотворении и Творческой Эволюции» [13].

В раскрытии сути и специфики эстетического воспитания как экологического аспекта, по нашему мнению, особый интерес представляет концепция, созданная в 1970–1990-е гг. академиком РАО Борисом Тимофеевичем Лихачевым [14]. Его концепция базируется на активно-деятельностном подходе, суть которого заключается в организации образовательного процесса таким образом, чтобы он удовлетворял духовно-эстетические потребности учащихся. Для организации учебного процесса Лихачев использовал системный подход, который предполагал создание такой системы, где главным структурным элементом должна была бы стать личность учащегося. Сам же процесс эстетического воспитания Лихачев исследовал сквозь призму идеосферы, которую определял как «метафорическую реальность, имеющую для человека значение идеального идеологического пространства и психофизического фактора осуществления нормальной общественной жизнедеятельности» [15, с. 281]. Также по Лихачеву, идеосфера – это еще и «вместилище духовности», содержащие в себе идеи, витающие в атмосфере общества» [15, с. 281]. Кроме того, одним из основных выдвинутых им положений, является философский плюрализм, который, в частности, допускал единство духовного и материального, научного и религиозного, земного и космического и др. Немаловажным является еще и то, что он уделял особое внимание аксиологическим аспектам в эстетическом воспитании. Здесь одна из ведущих ролей в формировании духовно-нравственных ценностей отводилась коммуникации в коллективе [16, с. 13-20]. Главенствующей идеей своей концепции Лихачев провозгласил красоту, как стимул жизнедеятельности. На наш взгляд в данной идее априори заложена эколого-нравственная составляющая - если бы современный человек, обладал пониманием истинной красоты, то можно было бы отказаться от таких благ цивилизации, как яркая упаковка, что помогло бы существенно улучшить мировую экологическую ситуацию [17, 18]. Например, человек покупает в супермаркете пищевой продукт в красивой, на его взгляд, упаковке, при этом оплачивая и сам продукт и его упаковку, которую, по приходу домой, он выбрасывает. Парадокс заключается в том, что на выбор продукта влияет не только его качество, но и оформление упаковки, которую покупатель, чьи эстетические предпочтения сформированы под воздействием телевизионной рекламы и определенного «модного» интернет-контента, на подсознательном уровне воспринимает как красивую.

Само же производство и переработка упаковки является одной из серьезных экологических проблем [19]. И здесь определение, данное отечественным философом В.В. Бычковым, понятию «художественный вкус», которое он понимает как нечто «органически присущее человеческой природе, как единственно позволяющий актуализовать гармонию человека с Универсумом» [20], приобретает уже иное – витальное значение.

Хотя концепцию Лихачева по объективным обстоятельствам не удалось воплотить в жизнь, в настоящее время идеи экологического воспитания через искусство имеют место быть и активно развиваются, в частности, они используются в арт-терапии [21]. Отличие арт-терапевтических занятий от других видов занятий искусством заключается в том, что они базируются на новейших антропологических данных, а также на психологических теориях и направлены на коррекцию эмоционально-волевой сферы через мобилизацию внутренних ресурсов индивида [22, 23], что приводит, в том числе, к трансформации эстетических и мировоззренческих позиций.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Статья посвящена актуализации проблемы экологического аспекта эстетического воспитания с позиций ноосферного подхода, имеющего в отечественной культурологии своих сторонников, последователей и оппонентов. Без сомнений автором затронут один из важных аспектов прикладной культурологии, связанный с практиками социокультурной деятельности, арт-терапии и экологического образования. Некоторая односторонность раскрытия предмета исследования оправдана стремлением автора сконцентрироваться на развитии ноосферной традиции экологии культуры, поддерживаемой в отечественном теоретическом дискурсе А. И. Субетто, А. Г. Назаровым, А. В. Соколовым и др. Хотя, конечно же, от включения в работу критики иных подходов статья только выиграла бы.
Методология исследования строится на сопоставлении и синтезе ноосферной этики и традиций отечественной эстетики. Автор сравнивает позиции П. А. Флоренского и В. В. Ванслова с концепциями экологии культуры Д. С. Лихачева и ноосферной этикой А. И. Субетто, А. Г. Назарова и др., одновременно автор обращает внимание на недостаточно востребованный в системе современного российского образования потенциал концепции этико-эстетического воспитания Б. Т. Лихачева, на продуктивности концепции идеосферы в развитии гармоничной личности, способной к природосообразному саморазвитию и самообразованию.
Актуальность статьи несомненна. Автор подчеркивает, что в условиях борьбы с распространением COVID-19 «происходит переосмысление многих аспектов современной жизни», в том числе на ином уровне воспринимаются проблемы экологии и обусловленность их решения уровнем культуры личности и общества.
Научная новизна выражена позицией автора, которая заключается в идеи экологического воспитания через искусство на основе «новейших антропологических данных, а также на психологических теориях», используемых в практике арт-терапии при коррекции «эмоционально-волевой сферы через мобилизацию внутренних ресурсов индивида». Позиция автора ясна и в достаточной степени обоснована. Её можно оспаривать и критиковать, но игнорировать невозможно, поскольку она соответствует не только отдельным теоретическим подходам, но и социальным ожиданиям дальнейшего совершенствования отечественной системы образования и воспитания. Автором актуализирован вопрос целесообразности включения идеосферы и конструктивной (возможно «природосообразной») идеологии в практики социокультурной, просветительской и образовательной деятельности.
Стиль, в целом, выдержан научный, хотя есть ряд замечаний по доработке статьи соответственно требованиям журнала: 1) не целесообразно использовать «там же», вместо указания номера и страницы источника, лучше выдержать единый рекомендованный редакцией стиль (типа «[1, с. 1]»); 2) сокращение типа «д. б. н.» не соответствует ГОСТу и в соотношении с полностью прописанным научным званием представляет собой нарушение стиля, правильно использовать сокращения по ГОСТу (д-р биол. наук, проф. А. Г. Назаров) или, что выражает одновременно уважительное обращение, прописывать полностью; 3) в предложении «Авторы ноосферной концепции не обошли стороной роль искусства в жизни современного общества и человека, как одного фундаментальных факторов конструирования его внутреннего мира» нарушено согласование в словосочетании «как одного фундаментальных факторов»; 4) выражение «… человек покупает в супермаркете пищевой продукт в, на его взгляд, красивой упаковке…» в стилистических нормах русского языка правильнее согласуется так: «… человек покупает в супермаркете пищевой продукт в красивой, на его взгляд, упаковке…»; 5) мысль «… российский искусствовед В. В. Ванслов заключает…» очевидно по ошибке связана с ссылкой на избранные произведения Флоренского — необходимо выверить; 6) в самом первом предложении не совсем корректно употреблен термин «пандемия» (пандемия — это характеристика уровня эпидемии; в мире ведется борьба с распространением эпидемии, а не её характеристики).
В целом структура рецензируемой статьи соответствует требованиям журнала, хотя содержание теоретически можно усилить, включив в текст разделы о текущем состоянии ноосферного дискурса и дискуссий этого подхода с отечественными и зарубежными оппонентами, например, с приверженцами технонауки или идеологами консервативно-почвеннического направления (см. журналы свободного доступа «Вопросы истории естествознания и техники», «Ноосферные исследования», «Библиотековедение» и др.).
Библиография, в целом, раскрывает проблемную область, но мало литературы за последние 5 лет, что не соответствует остроте дискуссий по поднятым в статье проблемам: рекомендуем дать хотя бы краткий обзор по обозначенной теме (см. рекомендованные и др. научные журналы). Оформление библиографии не соответствует ГОСТу и требованиям редакции (см. ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ https://nbpublish.com/camag/requirements_for_publication.html)
Апелляция к оппонентам корректна, за исключением путаницы с мыслью В. В. Ванслова.
Интерес читательской аудитории к статье после небольшой доработки, согласно замечаниям, будет значительно выше. Замечания главного редактора от 31.05.2020: Автор доработал статью в соответствии с замечаниями, изложенными в рецензии.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.