Статья 'Сюжет о грехопадении в европейской живописи III-XIII веков: стратегии изображения «запретного плода» ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Сюжет о грехопадении в европейской живописи III-XIII веков: стратегии изображения «запретного плода»

Руцинская Ирина Ильинична

ORCID: 0000-0002-4033-8212

доктор культурологии

профессор, кафедра региональных исследований, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

119191, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1, стр. 13

Rutsinskaya Irina

Doctor of Cultural Studies

professor of the Department of Regional Studies at Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, Moscow, Leninskie gory 1, Bldg. 13-14.

irinaru2110@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.5.20465

Дата направления статьи в редакцию:

20-09-2016


Дата публикации:

28-10-2016


Аннотация: В раннехристианском и средневековом искусстве Европы ветхозаветный сюжет о грехопадении - один из самых распространенных. Его иконография сложилась уже в III-IV вв. В устойчивой композиционной схеме не было второстепенных элементов. Каждая деталь была значимой частью, позволяющей адекватно толковать и визуализировать библейский текст. Тем удивительней отсутствие единого взгляда на идентификацию и характер изображения таких значимых деталей сюжета, как Дерево познания добра и зла и его «запретные плоды». В статье предлагается рассмотреть основные стратегии визуализации «запретного плода», широко используемые в европейской живописи III-XIII вв. Предложенная автором классификация включает три типа изображений: 1) отказ от визуальной фиксации плода (Дерево познания добра и зла изображается без каких-либо плодов, или они неразличимы, не опознаваемы); 2) попытка изобразить нечто предельно условное, не имеющее аналогов среди известных человечеству земных растений, то есть попытка найти визуальный эквивалент обобщенному библейскому определению «плод»; 3) идентификация «запретного плода» как одного из конкретных, существующих в реальности фруктов. Иконографический анализ широкого круга живописных источников, подкреплен привлечением апокрифических текстов, богословских трактатов, устных и письменных преданий. Несмотря на то, что в целом иконография сцены грехопадения сформировалась уже в раннехристианский период, единая стратегия изображения «запретного плода» на протяжении первых десяти веков существования европейского искусства так и не была выработана. Следуя за текстом Книги Бытия, опираясь на письменные толкования и комментарии, на апокрифы и устные предания, живопись предлагала основные варианты ответа на вопросы не только о внешнем виде и названии, но и о смысле и символике «запретного плода». Их можно рассматривать как отражение социокультурного контекста эпохи, системы представлений, взглядов и ценностей, имевших место в том или ином регионе Западной Европы, на том или ином историческом отрезке.


Ключевые слова:

Книга Бытия, библейский сюжет, визуализация, стратегии изображения, грехопадение, запретный плод, Дерево познания, идентификация, европейская живопись, средневековое искусство

Abstract: In the early Christian and medieval art of Europe the Old Testament's story of the Fall was one of the most famous. Its iconography developed already in the III-IVth centuries. The composition was fixed and excluded any inessential elements. Every small detail was important and allowed an adequate interpretation and visualization of the biblical text. That being said, the absence of a common view when identifying and depicting such important parts of the plot as the Tree of Knowledge of Good and Evil and its «forbidden fruit» seems odd. The author of the article analyzes basic depiction methods of the «forbidden fruit» that were widely used in European painting of the III-XIIIth centuries. The classification proposed by the author includes three types of images that can be characterized in the following way: 1) absence of a visual fixation on fruit (the Tree of Knowledge of Good and Evil is either portrayed without any fruit or the fruit is indistinguishable and unidentifiable); 2) attempt to depict something abstract, a fruit that does not exist or is unknown to mankind (that is to say – an attempt to find a visual equivalent of the biblical definition of fruit); 3) identification of the "forbidden fruit" with the fruit that exists in reality. The author supports her iconographic analysis of a wide range of paintings by appealing to apocryphal texts, theological treatises, spoken and written legends. Despite the fact that iconography of the Fall had been already developed in the early Christian period, the common method of depicting the 'forbidden fruit' was not developed throughout the first centuries of European art. Following the text of Genesis, Bible interpretations and commentaries and oral traditions, the art of that time offered the answers not only to the questions about the image or the name of the «forbidden fruit» but also about its meaning and symbolism. They can be interpreted as a reflection of the socio-cultural context of the era, belief systems and values of a particular region of Western Europe in a particular historical period.


Keywords:

genesis, biblical plot, visualization, depiction methods, the Fall, forbidden fruit, tree of knowledge, identification, European painting, medieval art

Библиография
1. Блаженный Аврелий Августин. О книге Бытия // Блаженный Августин. Творения. (Библиотека отцов и учителей церкви). М., «Паломник». 1997. 831 c. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija (дата обращения: 09.09.2016).
2. Воскобойников О.С. Свобода средневекового искусства (несколько методологических размышлений) // Новое литературное обозрение. 2009. № 5. С. 23-58.
3. Каспина М.М. Сюжеты об Адаме и Еве в свете исторической поэтики. На материале древней и средневековой еврейской и славянской книжности // Дисс. канд. филолог, наук. М., 2001. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/caspina4.htm (дата обращения: 15.09.2016).
4. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. 329 с.
5. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века. М-Л. Искусство, 1964. 390 с.
6. Откровение Варуха. // Апокрифические апокалипсисы. Пер., сост., вступ. статья: М.Г. Витковская, В.Е. Витковский. СПб.: Алетейя, 2000. 265 с.
7. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Т. 1—12 / Под ред. А.П. Лопухина. СПб.: Печ. граф. ин-та Лукшевич, 1904—1913 URL: http://www.bible.in.ua/underl/Lop (дата обращения: 19.09.2016).
8. Шалев, Меир. Впервые в Библии. М.: Текст, Книжники, 2010. 413 с.
9. Энциклопедия символики и геральдики. URL: http://www.symbolarium.ru/index.php (дата обращения: 20.09.2016).
10. Allegro, John M. The Sacred Mushroom and the Cross: A Study of the Nature and Origins of Christianity Within the Fertility Cults of the Ancient Near East. London: Hodder and Stoughton, 1970. 416 p.
11. Brundage, James A. Law, sex, and Christian Society in Medieval Europe. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 674 p.
12. Flores N. “Virgineum vultumhabens”: The Woman-Headed Serpent in Art and Literature from 1300 to 1700. IPhil.diss. llinois 1988. 201 р.
13. Franco Júnior H. Entre la figue et la pomme : l’iconographie romane du fruit défendu // Revue de l’histoire des religions, 223-1/2006, p. 29-70.
14. Irvin J.R. The Holy Mushroom. Gnostic Media Research & Publishing, United States, 2009. 188 p.
15. Rush J. A. The Mushroom in Christian Art: The Identity of Jesus in the Development of Christianity. North Atlantic Books; Pap/DVD edition, 2011. 400 р.
16. Wasson, R. G., Ruck, C. A., Hofmann, A.. The Road to Eleusis: Unveiling the Secret of the Mysteries. New York: Harcourt, 1978. 192 p.
References
1. Blazhennyi Avrelii Avgustin. O knige Bytiya // Blazhennyi Avgustin. Tvoreniya. (Biblioteka ottsov i uchitelei tserkvi). M., «Palomnik». 1997. 831 c. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija (data obrashcheniya: 09.09.2016).
2. Voskoboinikov O.S. Svoboda srednevekovogo iskusstva (neskol'ko metodologicheskikh razmyshlenii) // Novoe literaturnoe obozrenie. 2009. № 5. S. 23-58.
3. Kaspina M.M. Syuzhety ob Adame i Eve v svete istoricheskoi poetiki. Na materiale drevnei i srednevekovoi evreiskoi i slavyanskoi knizhnosti // Diss. kand. filolog, nauk. M., 2001. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/caspina4.htm (data obrashcheniya: 15.09.2016).
4. Lazarev V.N. Istoriya vizantiiskoi zhivopisi. M.: Iskusstvo, 1986. 329 s.
5. Nessel'shtraus Ts.G. Iskusstvo Zapadnoi Evropy v Srednie veka. M-L. Iskusstvo, 1964. 390 s.
6. Otkrovenie Varukha. // Apokrificheskie apokalipsisy. Per., sost., vstup. stat'ya: M.G. Vitkovskaya, V.E. Vitkovskii. SPb.: Aleteiya, 2000. 265 s.
7. Tolkovaya Bibliya, ili Kommentarii na vse knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta: T. 1—12 / Pod red. A.P. Lopukhina. SPb.: Pech. graf. in-ta Lukshevich, 1904—1913 URL: http://www.bible.in.ua/underl/Lop (data obrashcheniya: 19.09.2016).
8. Shalev, Meir. Vpervye v Biblii. M.: Tekst, Knizhniki, 2010. 413 s.
9. Entsiklopediya simvoliki i geral'diki. URL: http://www.symbolarium.ru/index.php (data obrashcheniya: 20.09.2016).
10. Allegro, John M. The Sacred Mushroom and the Cross: A Study of the Nature and Origins of Christianity Within the Fertility Cults of the Ancient Near East. London: Hodder and Stoughton, 1970. 416 p.
11. Brundage, James A. Law, sex, and Christian Society in Medieval Europe. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 674 p.
12. Flores N. “Virgineum vultumhabens”: The Woman-Headed Serpent in Art and Literature from 1300 to 1700. IPhil.diss. llinois 1988. 201 r.
13. Franco Júnior H. Entre la figue et la pomme : l’iconographie romane du fruit défendu // Revue de l’histoire des religions, 223-1/2006, p. 29-70.
14. Irvin J.R. The Holy Mushroom. Gnostic Media Research & Publishing, United States, 2009. 188 p.
15. Rush J. A. The Mushroom in Christian Art: The Identity of Jesus in the Development of Christianity. North Atlantic Books; Pap/DVD edition, 2011. 400 r.
16. Wasson, R. G., Ruck, C. A., Hofmann, A.. The Road to Eleusis: Unveiling the Secret of the Mysteries. New York: Harcourt, 1978. 192 p.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.