Статья 'Режиссерские интерпретации классики в современной музыкальной культуре (на примере спектаклей Екатеринбургского оперного театра)' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Режиссерские интерпретации классики в современной музыкальной культуре (на примере спектаклей Екатеринбургского оперного театра)

Девятова Ольга Леонидовна

доктор культурологии, кандидат искусствоведения

профессор, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина

620000, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, ауд. 416

Devyatova Ol'ga Leonidovna

professor of the Department of Cultural Studies and Socio-Cultural Activity at Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin

620000, Russia, Sverdlov Region, Yekaterinburg, str. Lenin's prospect, 51, Room No. 416

sonare-9@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2017.1.18501

Дата направления статьи в редакцию:

27-03-2016


Дата публикации:

05-03-2017


Аннотация: Объектом исследования в данной статье является актуальная для современного музыкального театра проблема режиссерской интерпретации оперной классики. Предметом исследования служат спектакли Екатеринбургского театра оперы и балета, поставленные в 2013-2015 гг., в которых представлены разные подходы современных режиссеров к воплощению композиторского замысла, оцениваются творческие удачи и просчеты режиссуры в художественной интерпретации оперных шедевров : "Летучий голландец"Р.Вагнера, "Евгений Онегин" П. Чайковского, "Риголетто" Дж. Верди. В статье отмечается интересное режиссерское решение оперы Р. Вагнера, соответствующее композиторскому замыслу; весьма спорная и во многом неудачная интерпретация оперы "Евгений Онегин" П. Чайковского и в целом убедительная трактовка концепции оперы "Риголетто" Дж. Верди. Методология исследования ориентирована на применение культурологического подхода: историко-сравнительного анализа, приемов культурологической и искусствоведческой интерпретации музыкального и театрального текстов. Научная новизна работы видится в актуализации избранной проблематики в современной отечественной культуре, анализе новейших спектаклей, поставленных в одном из известных в России старейших театральных коллективов. Главный вывод, который делается в статье, заключается в осознании постановщиками (и прежде всего, режиссерами) необходимости чуткого и внимательного отношения к авторским концепциям, учету своеобразия стиля композитора-классика, общих культурных традиций времени и места действия, соответствия концептуальных смыслов классических сочинений реалиям сегодняшнего дня


Ключевые слова:

режиссер, классика, культура, опера, интерпретация, концепция, музыка, спкутакль, театр, композитор

Abstract: The object of the research is the problem of director's interpretation of classical opera works as an important topic for the modern music theatre. The subject of the research is the performances staged at Yekaterinburg Theatre of Opera and Ballet in 2013 - 2015 that demonstrated different approaches of modern directors to conveying a composer's message. The author of the article also analyzes creative success and mistakes of directors in their interpretations of opera masterpieces such as Wagner's 'The Flying Dutchman', Chaikovsky's 'Eugene Onegin' and Verdi's 'Rigoletto'. The author notes an interesting solution of the director who staged Wagner's opera, according to the author, it conveyed the composer's message quite well. The author also notes a rather debatable and unsuccessful interpretation of the opera 'Eugene Onegin' and quite credible interpretation of Verdi's message in the opera 'Rigolleto'. The methodological  basis of the research mostly includes the cultural approach, historical comparative analysis, cultural and art historical interpretation of musical and theatrical scripts. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author raises the aforesaid problems in terms of modern Russian culture and analyzes the most recent performances staged at one of the most famous Russian theatre groups. The main conclusion made by the author is that directors should be very sensitive and attentive to composers' messages and take into account both peculiarities of their style and general cultural traditions of the time and place of action as well as correspondence of conceptual meanings of classical works to the realities of our days. 


Keywords:

composer, theatre, performance, music, concept, interpretation, opera, culture, classical works, director

Библиография
1. Асафьев Б. "Евгений Онегин". Лирические сцены П.И. Чайковского // Избранные труды в 5 т. М.: Изд-во Академии наук СССР. 1954. Т. 2. С. 73-141.
2. Девятова О. Живая жизнь театра. Вековая панорама. Премьеры. Мастера. Екатеринбург: Изд. дом "Автограф", 2012. 656 с.
3. Девятова О. Прошлое в настоящем [о премьере оперы "Борис Годунов" в Екатеринбургском театре оперы и балета]. УрФО, 2012. № 11-12. С. 58-59.
4. Клиничев П. "Риголетто". Интервью // Программа спектакля. 2015. 28 февраля.
5. Корябин И. И "голландец" летит... // Играем с начала. 2013. октябрь. № 10(114).
6. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX века). СПб.: Искусство-СПб, 1994. С. 164-179.
7. Михайлов Л. Семь глав о театре. Воспоминания, размышления, диалоги. М.: Искусство, 1985. 335 с.
8. Покровский Б. Об оперной режиссуре. М.: ВТО, 1973. 308 с.
9. Ротбаум Л. Опера и ее сценическое воплошение. М.: Советский композитор, 1980. 264 с.
10. Станиславский-реформатор оперного искусства: Материалы и документы / Сост. Г. Кристи, О. Соболевская. Ред. Ю. Калашников. М.: Музыка, 1985. 384 с.
11. Ушаков И. Новый взгляд на классику. Классика для думающего зрителя // Екатеринбургский театр оперы и балета. 2015. февраль. № 1(48). С. 12.
References
1. Asaf'ev B. "Evgenii Onegin". Liricheskie stseny P.I. Chaikovskogo // Izbrannye trudy v 5 t. M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR. 1954. T. 2. S. 73-141.
2. Devyatova O. Zhivaya zhizn' teatra. Vekovaya panorama. Prem'ery. Mastera. Ekaterinburg: Izd. dom "Avtograf", 2012. 656 s.
3. Devyatova O. Proshloe v nastoyashchem [o prem'ere opery "Boris Godunov" v Ekaterinburgskom teatre opery i baleta]. UrFO, 2012. № 11-12. S. 58-59.
4. Klinichev P. "Rigoletto". Interv'yu // Programma spektaklya. 2015. 28 fevralya.
5. Koryabin I. I "gollandets" letit... // Igraem s nachala. 2013. oktyabr'. № 10(114).
6. Lotman Yu. Besedy o russkoi kul'ture. Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII - nachala XIX veka). SPb.: Iskusstvo-SPb, 1994. S. 164-179.
7. Mikhailov L. Sem' glav o teatre. Vospominaniya, razmyshleniya, dialogi. M.: Iskusstvo, 1985. 335 s.
8. Pokrovskii B. Ob opernoi rezhissure. M.: VTO, 1973. 308 s.
9. Rotbaum L. Opera i ee stsenicheskoe voploshenie. M.: Sovetskii kompozitor, 1980. 264 s.
10. Stanislavskii-reformator opernogo iskusstva: Materialy i dokumenty / Sost. G. Kristi, O. Sobolevskaya. Red. Yu. Kalashnikov. M.: Muzyka, 1985. 384 s.
11. Ushakov I. Novyi vzglyad na klassiku. Klassika dlya dumayushchego zritelya // Ekaterinburgskii teatr opery i baleta. 2015. fevral'. № 1(48). S. 12.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.