Статья '«Water Music». Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа. Статья первая' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

«Water Music». Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа. Статья первая

Липов Анатолий Николаевич

кандидат философских наук

научный сотрудник, Институт философии, Российская академия наук

119330, Россия, г. Москва, ул. Мосфильмовская, 41, оф. 54

Lipov Anatolii Nikolaevich

PhD in Philosophy

research assistant at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

119 330, Russia, g. Moscow, ul. Mosfil'movskaya, 41, of. 54

antolip@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.5.18404

Дата направления статьи в редакцию:

18-03-2016


Дата публикации:

28-10-2016


Аннотация: Статья посвящена творчеству одного из наиболее влиятельных и противоречивых личностей в истории музыки - американскому экспериментальному композитору ХХ века, музыкальному теоретику, писателю, художнику, пионеру в области алеаторики (случайности) в электроакустической музыке, нестандартном использовании музыкальных инструментов и первопроходцу в области электронной музыки, рассматривавшего фактор случайности и неопределённости как существенный и формообразующий элемент её сочинения, Джону Милтону Кейджу (5 09.1912- 12.08.1992). Одной из первых инструментальных акцией с использованием алеаторики и природных шумовых эффектов в его творчестве становится композиция «Water Music» («Музыка воды», 1952) для двух «препарированных» фортепиано с использованием радио, контейнеров для воды, колоды карт, палки, секундомера включающей звук воды как основной элемент её музыкальной составляющей и ставшей одной из тех композиций, которые принесли композитору мировую славу. Отвергая наиболее глубоко укоренившиеся композиционные принципы прошлого Кейдж переосмыслил и в существенной степени радикально предопределил экспериментальную практику музыкального состава, изменив ход современной музыки и сформировав новый концептуальный горизонт послевоенного искусства ХХ в. Автор рассматривает экспериментальное творчество композитора в качестве одной из наиболее радикальных попыток в истории музыки преобразования музыкальной ткани, расширения границ искусства музыки и использование нового звучащего материала для её создания. В работе используется философско – эстетический метод исследования, а методология я базируется на междисциплинарном понимании таких понятий как: принцип неопределённости, теория хаоса, стохастические (вероятностные) процедуры, «случайные операции» и др. Статья является первой наиболее полной исследовательской работой, посвящённой одной из наиболее оригинальных экспериментальных композиций Кейджа «Музыка на воде» и восполняет всё ещё существующий теоретический пробел в русскоязычной научной литературе посвящённой музыкальному искусству относительно многообразного творчества и личности композитора. В работе обосновывается тезис о том, создание Кейджем творческого метода, основанного на принципе управляемой случайности, идее единства жизни, природы и искусства, изобретение новых материалов и инструментов для создания и исполнения музыки, наряду с другими многочисленными теоретическими и инструментальными новациями, привело композитора к радикальному расширение звукового пространства и, по существу, к изменению самого предмета музыки.


Ключевые слова:

творчество композитора Кейджа, Философия музыки, американский музыкальный экспериментализм, принцип неопределённости, стохастические процедуры, «случайные операции», алеаторика музыки, открытая музыкальная форма, «расширенные музыкальные инструменты», музыка шумов

Abstract: The article is devoted to the creative work of one of the most influential and contradictory figures in the history of music, American experimental composer of the XXth century, musical theorist, writer, artist, pioneer of aleatoric (accidental) electro-acoustic music and unusual use of musical instroments and the founder of electronic music that is based on accident and uncertainty as the essential and shape-generating element, John Milton Cage (5 September 1912- 12 August 1992). One of the first instrumental actions using aleatory music and noises of nature was his composition 'Water Music' that was created in 1952 for two 'prepared' pianos with the radio, water containers, card pile, stick, and a stop watch and used the sound of water as the main element of composition. It was one of the compositions that made John Cage popular around the world. Through denying deeply established composition principles, Cage rethought and essentially predetermined the experimental practice of music, thus changing the course of modern music and forming a new concept of the after-war art of the XXth century. The author of the present article views the composer's experimental creativity as one of the most radical attempts in the history of music aimed at extending the borders of music and applying new materials for composing and playing music. In the course of the research the author has used the philosophical aesthetic research method. The research methodology is based on the interdisplinary definition of such concepts as the uncertainy principle, choas theory, stochastic (probable) procedures, 'accidental operations', etc. The given article is one of the first one to provide an in-depth research of one of the most unique experimental compositions of Cage 'Water Music' and cover the theoretical gap in Russian academic literature on musical art concerning the composer's versatile creativity and personality. The author of the research makes a thesis that Cage created his own creative method that is based on the principle of managed accident, unity of life, nature and art, invention of new materials and instruments for creating and performing music. Along with other numerous theoretical and instrumental innovations that led the composer to the radical extension of the sound space and, in fact, changed the subject of the music in general. 


Keywords:

noise music, 'extended musical instruments' , free musical form, aleatory music, 'accidental operations' , stochastic procedures, uncertainty principle, American musical experimentalism, philosophy of music, Cage's creative work

Библиография
1. Манулкина О. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. М., 2010.- 784 с.
2. Кейдж Дж. Автобиографическое заявление. Пер. с англ. М. Переверзевой // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 46. М., 2004. С. 15-34.
3. Pritchett J. The Music of John Cage. Cambridge. 1996. - 240 р.
4. John Cage «A composer’s confessions». Paris. 2013. - 10 p.
5. Кейдж Дж. Будущее музыки // Музыкальная академия. 1997. № 2. С. 209 – 214.
6. Кейдж Дж. История экспериментальной музыки в США // Музыкальная академия. 1997. № 2. С. 205 – 209.
7. Тишина. Лекции и статьи. Авторский сборник. Автор: Джон Кейдж. Переводчики: Григорий Дурново, Виктор Коган, Елизавета Миллер, Марина Переверзева, Михаил Сапонов, Дмитрий Ухов, Мария Фадеева. М., 2012. - 384 c.
8. Холопов Ю.В. Вклад Кейджа в музыкальное мышление ХХ века.// Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Матер. научн. конф. Московской государственной консерватории имени. П.И. Чайковского. Сб. 46. 2004. С. 79-90.
9. Classic Essays on Twentieth-Century Music: A Continuing Symposium. Taschenbuch. von Richard Kostelanetz. Belmont (California). 1996.- 404 p.
10. John Cage Аnarchic harmony: ein Buch der Frankfurt Feste '92. Herausgeber: Stefan Schädler-Walter Zimmermann. Frankfurt а/м. 1992.- 318 s.
11. Kenneth Silverman Begin Again: A Biography of John Cage. N-Y. 2010. - 496 p.
12. Росс А. Дальше – шум. Слушая ХХ век. М., 2013. - 560 c.
13. Richard Kostelanetz: Conversing With Cage. New-York and London. 2003. - 334 p.
14. Гусева Е.С. Шумы и звуки в композициях Джона Кейджа «4'33» и «Воображаемый пейзаж № 4» // Теория и история культуры в вузовском образовании: межвуз. сб. науч. трудов Новосибирского государственного университета. Новосибирск 2008. Вып. 4. С. 171 – 183.
15. Манулкина О. Б. Американские композиторы ХХ века. СПб., 2007. - 175 c.
16. Манулкина, О. Б. Джон Кейдж и история американской музыки // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 2. С. 83-97.
17. Переверзева М. В. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика. М., 2006. - 336 c.
18. Переверзева М. В. Жизнь Кейджа: факты, даты // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: науч. труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 46. М., 2004. С. 5-14.
19. Переверзева M. B. О смене эпох в середине XX века: музыкальный концептуализм Джона Кейджа // Теория художественной культуры. Вып. 8. М., 2005. С. 382-395.
20. Тимошенко А.А. Музыка для ударных в музыкальной культуре США первой половины ХХ века (Г. Коуэлл, Дж. Кейдж, Л. Харрисон) // Инструментализм в становлении и эволюции. Спб., 2004. С. 55-70.
References
1. Manulkina O. Ot Aivza do Adamsa: amerikanskaya muzyka XX veka. M., 2010.- 784 s.
2. Keidzh Dzh. Avtobiograficheskoe zayavlenie. Per. s angl. M. Pereverzevoi // Dzhon Keidzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya. Nauchnye trudy Moskovskoi gosudarstvennoi konservatorii im. P.I. Chaikovskogo. Sb. 46. M., 2004. S. 15-34.
3. Pritchett J. The Music of John Cage. Cambridge. 1996. - 240 r.
4. John Cage «A composer’s confessions». Paris. 2013. - 10 p.
5. Keidzh Dzh. Budushchee muzyki // Muzykal'naya akademiya. 1997. № 2. S. 209 – 214.
6. Keidzh Dzh. Istoriya eksperimental'noi muzyki v SShA // Muzykal'naya akademiya. 1997. № 2. S. 205 – 209.
7. Tishina. Lektsii i stat'i. Avtorskii sbornik. Avtor: Dzhon Keidzh. Perevodchiki: Grigorii Durnovo, Viktor Kogan, Elizaveta Miller, Marina Pereverzeva, Mikhail Saponov, Dmitrii Ukhov, Mariya Fadeeva. M., 2012. - 384 c.
8. Kholopov Yu.V. Vklad Keidzha v muzykal'noe myshlenie KhKh veka.// Dzhon Keidzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya. Mater. nauchn. konf. Moskovskoi gosudarstvennoi konservatorii imeni. P.I. Chaikovskogo. Sb. 46. 2004. S. 79-90.
9. Classic Essays on Twentieth-Century Music: A Continuing Symposium. Taschenbuch. von Richard Kostelanetz. Belmont (California). 1996.- 404 p.
10. John Cage Anarchic harmony: ein Buch der Frankfurt Feste '92. Herausgeber: Stefan Schädler-Walter Zimmermann. Frankfurt a/m. 1992.- 318 s.
11. Kenneth Silverman Begin Again: A Biography of John Cage. N-Y. 2010. - 496 p.
12. Ross A. Dal'she – shum. Slushaya KhKh vek. M., 2013. - 560 c.
13. Richard Kostelanetz: Conversing With Cage. New-York and London. 2003. - 334 p.
14. Guseva E.S. Shumy i zvuki v kompozitsiyakh Dzhona Keidzha «4'33» i «Voobrazhaemyi peizazh № 4» // Teoriya i istoriya kul'tury v vuzovskom obrazovanii: mezhvuz. sb. nauch. trudov Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Novosibirsk 2008. Vyp. 4. S. 171 – 183.
15. Manulkina O. B. Amerikanskie kompozitory KhKh veka. SPb., 2007. - 175 c.
16. Manulkina, O. B. Dzhon Keidzh i istoriya amerikanskoi muzyki // Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii. 2013. № 2. S. 83-97.
17. Pereverzeva M. V. Dzhon Keidzh: zhizn', tvorchestvo, estetika. M., 2006. - 336 c.
18. Pereverzeva M. V. Zhizn' Keidzha: fakty, daty // Dzhon Keidzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya: nauch. trudy Moskovskoi gosudarstvennoi konservatorii im. P. I. Chaikovskogo. Sb. 46. M., 2004. S. 5-14.
19. Pereverzeva M. B. O smene epokh v seredine XX veka: muzykal'nyi kontseptualizm Dzhona Keidzha // Teoriya khudozhestvennoi kul'tury. Vyp. 8. M., 2005. S. 382-395.
20. Timoshenko A.A. Muzyka dlya udarnykh v muzykal'noi kul'ture SShA pervoi poloviny KhKh veka (G. Kouell, Dzh. Keidzh, L. Kharrison) // Instrumentalizm v stanovlenii i evolyutsii. Spb., 2004. S. 55-70.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.