Статья 'Проблема культурного архетипа в соцреализме и соц-арте' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Проблема культурного архетипа в соцреализме и соц-арте

Лиманская Людмила Юрьевна

доктор искусствоведения

профессор, заведующая, кафедра теории и истории искусства Нового и Новейшего времени, Российский государственный гуманитарный университет

109156, Россия, г. Москва, ул. Сапанская, 6/2, оф. 241

Limanskaya Lyudmila Yurevna

Doctor of Art History

Professor at Russian State University for the Humanities 

109156, Russia, respublika Rossiya, g. Moscow, ul. Sapanskaya, 6/2, of. 241

lydmila55@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.6.16643

Дата направления статьи в редакцию:

12-10-2015


Дата публикации:

1-5.14285714286-2015


Аннотация: В статье рассматривается роль смысловой инверсии в культурных архетипах соцреализма и соц-арта. Прослеживается связь метагеров соцреализма с дидиактикой христианского мировосприятия. Автор определяет роль семиотических кодов, иконографических формул, при помощи которых идеология соцреализма обретает статус художественной картины мира. Автор выявляет идеологические стереотипы соцреализма и прослеживает способы их деконструкции в искусстве соц-арта. Метод исследования основывается на сравнительном анализе культурных архетипов соцреализма и соц-арта. В результате автор приходит к выводу о том, что смена семиотического кода соцреализма в соц-арте происходит на основе смысловой инверсии в условиях структурной симметричности используемых культурных архетипов. Метод исследования основывается на изучении роли культурных архетипов и инверсии художественных смыслов в иконографических программах соцреализма и соц-арта. В искусстве соцреализма происходит деконструкция христианской мифологемы и замена ее на коммунистическую. Это замена оказалась возможной благодаря их структурной симметричности. Смена семиотического кода соцреализма в соц-арте также опирается на механизм смысловой инверсии в условиях структурной симметричности существующих семиотических кодов.


Ключевые слова:

архетип, смысловая инверсия, соцреализм, соц-арт, типизация, пропаганда, метагерой, идеология, семиотический, код

Abstract: The article is devoted to the role of the semantic inversion in cultural archetypes of socialist realism and Soviet Pop Art. The author of the article traces back to the relationship between socialist realism and didactics of Christian world perception. Limanskaya defines the role of semiotic codes and iconographic formulas that allowed the ideology of socialist realism to acquire the status of a particular worldview in art. The author also describes ideological stereotypes of socialist realism and analyzes types of their deconstruction in Soviet Pop Art. The research method is based on the comparative analysis of cultural archetypes in socialist reliasm and Soviet Pop Art. As a result, the author comes to the conclusion that in Soviet Pop Art the change of the semiotic code of socialist reliasm is based on the semantic inversion that appears in response to structural symmetry of cultural archetypes. The research method is also based on the research of the role of cultural archetypes and inversion of art images in iconographic programs of socialist realism and Soviet Pop Art. According to the author of the article, socialist realism deconstructed the Christian mythologem and replaced it with the Communist  mythologem. That substitution was possible due to their structural symmetry. The change of the semiotic code of socialist realism in Soviet Pop Art was also based on the mechanism of the semantic inversion as a response to the structural symmetry of existing semiotic codes. 


Keywords:

propaganda, typification, social art, socialist realism, metaphorical / figurative sense, archetype, metahero, ideology, semiotical, code

Библиография
1. Газеты и журналы. Довоенный «Крокодил» //http://sovkladovka.net/gazety-i-zhurnaly/stuk-stuk-stuk.html послед обращение 13.10.2015
2. Ревякин А.И. Проблема типического в художественной литературе. М.: «Учпедгиз», М., 1959 г.// http://www.detskiysad.ru/raznlit/tipicheskoe.html// дата обращения 13.10.2015
3. Круглова Т.А. Антропологические трансформации и художественные репрезентации жизни в терроре: страх и энтузиазм как мотивы соцреализма // История сталинизма: Жизнь в терроре. Социальные аспекты репрессий: материалы междунар. научн.конф. СПб., 18-20 окт.2012 г. М.: РОССПЭН; «Президентский центр Б.Н.Ельцина», 2013. – 485 с. – 226-336.
4. Ревякин А.И. Проблема типического в художественной литературе. М., «Учпедгиз», М., 1959 г.// http://www.detskiysad.ru/raznlit/tipicheskoe.html//дата обращения 27.09.2015
5. Жолковский А. Две версии страха: Ахматова и Зощенко// Семиотика страха. Сборник статей. М.: Русский институт: изд-во “Европа”, 2005. С.250
6. Иогансон Б. В. Допрос коммунистов. М. : Советский художник, 1966. С.6
7. Зименко В. Образ Ленина в советском изобразительном искусстве. М.Советский художник 1961. С.13
8. Гудкова В. В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008. С. 135
9. Стыкалин С., Кременская И. Советская сатирическая печать. 1917-1963 – М. : Госполитиздат , 1963. С.23.
10. Дашкова Т. Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года: проблематизация переходного периода.// СССР. Территория любви. М: Новое издательство, 2008 , С. 159
References
1. Gazety i zhurnaly. Dovoennyi «Krokodil» //http://sovkladovka.net/gazety-i-zhurnaly/stuk-stuk-stuk.html posled obrashchenie 13.10.2015
2. Revyakin A.I. Problema tipicheskogo v khudozhestvennoi literature. M.: «Uchpedgiz», M., 1959 g.// http://www.detskiysad.ru/raznlit/tipicheskoe.html// data obrashcheniya 13.10.2015
3. Kruglova T.A. Antropologicheskie transformatsii i khudozhestvennye reprezentatsii zhizni v terrore: strakh i entuziazm kak motivy sotsrealizma // Istoriya stalinizma: Zhizn' v terrore. Sotsial'nye aspekty repressii: materialy mezhdunar. nauchn.konf. SPb., 18-20 okt.2012 g. M.: ROSSPEN; «Prezidentskii tsentr B.N.El'tsina», 2013. – 485 s. – 226-336.
4. Revyakin A.I. Problema tipicheskogo v khudozhestvennoi literature. M., «Uchpedgiz», M., 1959 g.// http://www.detskiysad.ru/raznlit/tipicheskoe.html//data obrashcheniya 27.09.2015
5. Zholkovskii A. Dve versii strakha: Akhmatova i Zoshchenko// Semiotika strakha. Sbornik statei. M.: Russkii institut: izd-vo “Evropa”, 2005. S.250
6. Ioganson B. V. Dopros kommunistov. M. : Sovetskii khudozhnik, 1966. S.6
7. Zimenko V. Obraz Lenina v sovetskom izobrazitel'nom iskusstve. M.Sovetskii khudozhnik 1961. S.13
8. Gudkova V. V. Rozhdenie sovetskikh syuzhetov: tipologiya otechestvennoi dramy 1920-kh godov. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2008. S. 135
9. Stykalin S., Kremenskaya I. Sovetskaya satiricheskaya pechat'. 1917-1963 – M. : Gospolitizdat , 1963. S.23.
10. Dashkova T. Granitsy privatnogo v sovetskikh kinofil'makh do i posle 1956 goda: problematizatsiya perekhodnogo perioda.// SSSR. Territoriya lyubvi. M: Novoe izdatel'stvo, 2008 , S. 159
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.