Статья 'Эстетика любви/страдания в музыкально-поэтическом дискурсе романтизма' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Эстетика любви/страдания в музыкально-поэтическом дискурсе романтизма

Шапинская Екатерина Николаевна

доктор философских наук

профессор, РГУФК СМиТ

107207, Россия, г. Москва, ул. Уральская, 6

Shapinskaia Ekaterina Nikolaevna

Doctor of Philosophy

deputy head of the Expert-Analytical Center for the Development of Education Systems in the Sphere of Culture at Institute of Cultural and Natural Heritage of Dmitry Likhachov

107207, Russia, g. Moscow, ul. Ural'skaya, 6, of. Uralskaya

reenash@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.5.16424

Дата направления статьи в редакцию:

20-09-2015


Дата публикации:

13-10-2015


Аннотация: Предметом исследования в данной статье является проблема восприятия музыкально-поэтического дискурса романтизма в современной культуре. Тематической доминантой поэтов и композиторов-романтиков является Любовь-Страдание, эстетизированная в процессе художественной репрезентации. Связана с этим и тема природы, которая в творчестве романтиков окрашена в субъективные тона в соответствии с эмоциональным состоянием автора и героя. Особое внимание уделяется особенностям музыкально-поэтического дискурса как части социального дискурса данной эпохи в целом. В статье используется дискурсивный анализ текстов романсов (Lieder) Шуберта, которые, с одной стороны, помещены в социокультурный контекст времени композитора, с другой – анализируются с точки зрения универсальных ценностей и смыслов, делающими их релевантными для современного человека. Особое внимание уделено специфике данного жанра, сочетающего в себе музыку и поэтическое слово, которые вступают между собой в сложные отношения, образуя целостность, к которой тяготеют даже не связанные в циклы произведения этого жанра. Научная новизна статьи заключается в том, что музыкально-поэтические произведения авторов-романтиков рассматриваются в поле дискурсивных практик эпохи их создания и, в то же время, выделяются семантические доминанты, имеющие универсальное значение. Такой доминантой является тема Любви-Страдания, характерной для выдающихся произведений этого жанра. В статье приведен ряд примеров из области интерпретации музыкально-поэтической формы выдающимися исполнителями и их рефлексии по этому поводу. Рассмотрены также реакции современных слушателей, как подготовленных, так и новичков, на музыкально-поэтические дискурсивные практики романтизма. Делается вывод о значимости этих произведений для наших современников, которым в эпоху культа потребления и доминации массовой культуры не хватает эстетических ценностей и эмоциональных переживаний, которыми так богат музыкально-поэтический дискурс романтизма.


Ключевые слова:

эстетика, культура, романтизм, дискурс, ценность, жанр, интерпретация, поэзия, музыка, эмоция

Публикация подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 14-03-00035

Abstract: The subject of the present research is the perception of the musical-poetic discourse of Romanticism by the representatives of contemporary culture. The dominating theme in works created by romantic poets and composers is Love/Suffering aestheticized in the process of art representation. Another theme associated with Love/Suffering is Nature that was subjectively described by romantics depending on emotions felt by an author or a main character. Special attention is paid to peculiarities of the musical-poetic discourse as part of the social discourse of that age in general. In her research the author of the article has used the discursive analysis of lyrics of Schubert's romances (Lieder) which, on the one hand, are being viewed as part of the socio-cultural environment of those times and, on the other hand, analyzed from the point of view of universal values and concepts that make them relevant for a modern man. The emphasis is also made on peculiarities of this genre because it combines both music and poetry, moreover, their combination allows to achieve the integrity both poetry and music strive for. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the musical-poetic works of romantics are being discussed as part of the discursive practices of those times and, at the same time, as having particular semantic dominants that have a universal meaning. The theme of Love/Suffering is such a dominant typical for the most popular artworks of that genre.  In her article Shapinskaya also provides a number of examples of interpretations of musical-poetic forms by famous performers as well as their opinions and thoughts on the matter. The author also analyzes the reaction of the modern audience, both prepared ones and beginners, regarding the musical-poetic discursive practices of romantics. It is concluded that musical-poetic works of those times are very important for our contemporaries who long for aesthetic values and emotions of Romanticism in the age of the cult of consumption and domination of popular culture. 


Keywords:

poetry, aesthetics, culture, romanticism, discourse, value, genre, interpretation, music, emotion

Библиография
1. Шапинская Е.Н. «Зимний путь» Шуберта в современной культуре: вечные вопросы бытия и тоска по утраченным ценностям// культура культуры №1, 2015 [Эл. ресурс] URL http://cult-cult.ru/schubert-s-die-winterreise-in--culture-the-eternal-questions-of-bein/
2. Fiske J. British Cultural Studies. – In: Channels of discourse. Chapelhill: The University of North California press, 1987.
3. Уланд Л. О романтическом.-В кн.: Литературные манифесты немецких романтиков. М., 1980
4. Harre R. and Gillet G. The Discursive Mind. Thousand Oaks. CA.: Sage, 1994.
5. Шапинская Е.Н Дискурс. любви. М., Прометей, 1997.
6. Асафьев Б. музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
7. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ч.2-3. М., «Музыка», 1978.
8. Barenboim D. Dietrich Fischer-Dieskau was a Revolutionary performer. [Эл. ресурс ] URL
9. Новалис. Фрагменты. В кн.: Литературные манифесты немецких романтиков. М., 1980
10. Гофман Э.Т.А. Крейслериана.-В кн.: Литературные манифесты немецких романтиков. М., 1980.
11. Цодоков Е.С., Шапинская Е.Н. Парадокс об опере. Диалог музыковеда и культуролога. Ч.1.// Культура культуры №4, 2015
12. Тик Л. Любовные песни немецких миннезингеров. – В кн.: Литературные манифесты немецких романтиков. М., 1980.
13. Франц Шуберт. Переписка. Записи. Дневники. Стихотворения. Под ред. Ю.Н.Хохлова. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015.
14. де Сталь А.-Л.-Ж. О влиянии страстей на счастье людей и народов. В кн.: Литературные манифесты немецких романтиков. М., 1980
15. Рэнд А. Романтический манифест: Философия литературы. – М.: Альпина Паблишер, 2011
16. Пекелис М.-Даргомыжский и его окружение. [Эл. ресурс] URL http://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/dargomyjskyi4.htm
17. Luhman N. Love as Passion. Cambridge: Polity Press, 1986.
18. Bostridge I., Schubert’s Winter Journey. Anatomy of an Obsession. – L.: Faber and Faber, 2015
19. Newbold B. Schubert. The Music and the Man. – L.: Victor Gollancz, 1999
20. [Эл. ресурс] URL http://www.simonkeenlyside.info/index.php/performances/performances-concert-recital-oratorio/concert-performances-2011/2011-03-13-alice-tully-hall-new-york-emanuel-ax/
21. Гуревич П.С. Романтизм европейский и русский // Филология: научные исследования.-2014.-4.-C. 369-377. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.4.13432.
22. Шапинская Е.Н. «Зимний путь» Шуберта в контексте современной культуры: вечные темы и безграничность интерпретации. // PHILHARMONICA. International Music Journal.-2014.-2.-C. 272-283. DOI: 10.7256/1339-4002.2014.2.13536.
23. Никитина И.П. Эстетика и художественная критика // Философия и культура.-2010.-7.-C. 67-75.
24. Долгов К.М. Эстетика: развитие или отречение? // Философия и культура.-2011.-5.-C. 155-165. 25.21.[Эл. ресурс] URL http://www.simonkeenlyside.info/index.php/performances/performances-concert-recital-oratorio/concert-performances-2011/2011-03-13-alice-tully-hall-new-york-emanuel-ax/
25. Гуревич П.С. Романтизм европейский и русский // Филология: научные исследования.-2014.-4.-C. 369-377. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.4.13432.
26. Никитина И.П. Эстетика и художественная критика // Философия и культура.-2010.-7.-C. 67-75.
27. Долгов К.М. Эстетика: развитие или отречение? // Философия и культура.-2011.-5.-C. 155-165.
References
1. Shapinskaya E.N. «Zimnii put'» Shuberta v sovremennoi kul'ture: vechnye voprosy bytiya i toska po utrachennym tsennostyam// kul'tura kul'tury №1, 2015 [El. resurs] URL http://cult-cult.ru/schubert-s-die-winterreise-in--culture-the-eternal-questions-of-bein/
2. Fiske J. British Cultural Studies. – In: Channels of discourse. Chapelhill: The University of North California press, 1987.
3. Uland L. O romanticheskom.-V kn.: Literaturnye manifesty nemetskikh romantikov. M., 1980
4. Harre R. and Gillet G. The Discursive Mind. Thousand Oaks. CA.: Sage, 1994.
5. Shapinskaya E.N Diskurs. lyubvi. M., Prometei, 1997.
6. Asaf'ev B. muzykal'naya forma kak protsess. L., 1971.
7. Vasina-Grossman V. Muzyka i poeticheskoe slovo. Ch.2-3. M., «Muzyka», 1978.
8. Barenboim D. Dietrich Fischer-Dieskau was a Revolutionary performer. [El. resurs ] URL
9. Novalis. Fragmenty. V kn.: Literaturnye manifesty nemetskikh romantikov. M., 1980
10. Gofman E.T.A. Kreisleriana.-V kn.: Literaturnye manifesty nemetskikh romantikov. M., 1980.
11. Tsodokov E.S., Shapinskaya E.N. Paradoks ob opere. Dialog muzykoveda i kul'turologa. Ch.1.// Kul'tura kul'tury №4, 2015
12. Tik L. Lyubovnye pesni nemetskikh minnezingerov. – V kn.: Literaturnye manifesty nemetskikh romantikov. M., 1980.
13. Frants Shubert. Perepiska. Zapisi. Dnevniki. Stikhotvoreniya. Pod red. Yu.N.Khokhlova. – M.: Knizhnyi dom «LIBROKOM», 2015.
14. de Stal' A.-L.-Zh. O vliyanii strastei na schast'e lyudei i narodov. V kn.: Literaturnye manifesty nemetskikh romantikov. M., 1980
15. Rend A. Romanticheskii manifest: Filosofiya literatury. – M.: Al'pina Pablisher, 2011
16. Pekelis M.-Dargomyzhskii i ego okruzhenie. [El. resurs] URL http://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/dargomyjskyi4.htm
17. Luhman N. Love as Passion. Cambridge: Polity Press, 1986.
18. Bostridge I., Schubert’s Winter Journey. Anatomy of an Obsession. – L.: Faber and Faber, 2015
19. Newbold B. Schubert. The Music and the Man. – L.: Victor Gollancz, 1999
20. [El. resurs] URL http://www.simonkeenlyside.info/index.php/performances/performances-concert-recital-oratorio/concert-performances-2011/2011-03-13-alice-tully-hall-new-york-emanuel-ax/
21. Gurevich P.S. Romantizm evropeiskii i russkii // Filologiya: nauchnye issledovaniya.-2014.-4.-C. 369-377. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.4.13432.
22. Shapinskaya E.N. «Zimnii put'» Shuberta v kontekste sovremennoi kul'tury: vechnye temy i bezgranichnost' interpretatsii. // PHILHARMONICA. International Music Journal.-2014.-2.-C. 272-283. DOI: 10.7256/1339-4002.2014.2.13536.
23. Nikitina I.P. Estetika i khudozhestvennaya kritika // Filosofiya i kul'tura.-2010.-7.-C. 67-75.
24. Dolgov K.M. Estetika: razvitie ili otrechenie? // Filosofiya i kul'tura.-2011.-5.-C. 155-165. 25.21.[El. resurs] URL http://www.simonkeenlyside.info/index.php/performances/performances-concert-recital-oratorio/concert-performances-2011/2011-03-13-alice-tully-hall-new-york-emanuel-ax/
25. Gurevich P.S. Romantizm evropeiskii i russkii // Filologiya: nauchnye issledovaniya.-2014.-4.-C. 369-377. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.4.13432.
26. Nikitina I.P. Estetika i khudozhestvennaya kritika // Filosofiya i kul'tura.-2010.-7.-C. 67-75.
27. Dolgov K.M. Estetika: razvitie ili otrechenie? // Filosofiya i kul'tura.-2011.-5.-C. 155-165.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.