Статья 'Исторические истоки современного перформанса' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Исторические истоки современного перформанса

Петров Владислав Олегович

доктор искусствоведения

профессор, Астраханская государственная консерватория

414000, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Советская, 23

Petrov Vladislav Olegovich

Doctor of Art History

Professor at the Department of Theory and History of Music of Astrakhan State Conservatory

414000, Russia, Astrakhanskaya oblast', g. Astrakhan', ul. Sovetskaya, 23

petrovagk@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.2.13983

Дата направления статьи в редакцию:

12-12-2014


Дата публикации:

25-02-2015


Аннотация: Предметом исследования в статье стал один из знаковых феноменов искусства ХХ столетия - перформанс, подразумевающий синтез искусств в одном отдельно взятом произведении, а синтез искусств, как известно, — главный признак постмодернизма, олицетворяющего современное общество. Его становление длилось на протяжении всего эволюционного пути развития искусства. Истоки перформанса можно найти, разумеется, в синкретическом ритуале, площадном театре Средневековья, а также — в отдельных образцах театральных представлений XV–XVII веков — итальянского Возрождения и барокко. Эти истоки подробно рассматриваются в статье. Исследование перформанса как целостного объекта осуществляется сквозь призму его исторической эволюции. Главным при этом предстает возможность сопоставления истоков перформанса с перформансными представлениями ХХ века, что позволяет охватить предмет исследования достаточно глобально. Новизна исследования заклюдчается в том, что впервые перформанс предстает явлением не только олицетворяющим искусство ХХ столетия, но и широко представленным в прошлых веках. Генетические прототипы современного перформанса находят свое выражение в синкретических ритуалах, в комедии dell'arte, в творчестве Л. да Винчи, Д. Бернини и других художников, музыкантов и литераторов прошлого.


Ключевые слова:

искусство, искусствознание, перформанс, хэппенинг, акционизм, ритуал, синтез искусств, музыка, архитектура, эпатаж

Библиография
1. Голдберг Р. Искусство перформанса от футуризма до наших дней. — М.: Ад Марги-нем Пресс, 2014. 320 с.
2. Дубинец Е.А. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. — Киев: Гамаюн, 1999. 314 с.
3. Назайкинский Е.В. Пространственная музыка // Теория современной композиции: Учебное пособие / Отв. ред. В.С. Ценова. — М.: Музыка, 2007. С. 450–464.
4. Папенина А.Н. Музыкальный авангард середины ХХ века и проблемы художествен-ного восприятия. — СПб.: Изд–во СПбГУП, 2008. 152 с.
5. Петров В.О. Инструментальный театр: функции передвижения исполнителей // Акту-альные проблемы высшего музыкального образования: Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. — 2011. — № 2 (18). С. 40-45.
6. Петров В.О. Музыкальный хэппенинг: эстетика явления // Философия и искусство: Материалы II Международной конференции / Отв. ред. Т.П. Заборских. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 28-35.
7. Петров В.О. Новаторские образы искусства ХХ века: в ракурсе эпатажа // Культура и искусство. — 2013. — № 5. С. 562-569.
8. Петров В.О. О событийности сюжетов в произведениях инструментального театра // Музыковедение. — 2011. — № 12. С. 9-14.
9. Петров В.О. Под знаком перформанса // Музыкальная академия. — 2012. — № 2. С. 123-127.
10. Петров В.О. Хеппенинг в искусстве ХХ века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. — № 1. Том 16: Основной выпуск. С. 212-215.
11. Петров В.О. Эпатаж в искусстве ХХ века // Культура и искусство. — 2013. — № 6. С. 623-632.
12. Сигида С.Ю. Музыкальная культура Европы. Вторая половина ХХ века. Великобри-тания // История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие / Отв. ред. Н.А. Гаврилова. — М.: Музыка, 2005. С. 217–233.
13. Терехин А.В. Социально–философский аспект концепции народной смеховой куль-туры М.М. Бахтина // Искусство ХХ века: Парадоксы смеховой культуры: Сб. статей. — Нижний Новгород, 2001. С. 240–246.
14. Lucignani L. Il gran teatro di Bernini // la Repubblica. — 11.04.1992.
15. Malinverni L. 13 gennaio 1490: la Festa del Paradiso // http://lauramalinverni.net/pdf/13_GENNAIO_1490_LA_FESTA_DEL_PARADISO.pdf
References
1. Goldberg R. Iskusstvo performansa ot futurizma do nashikh dnei. — M.: Ad Margi-nem Press, 2014. 320 s.
2. Dubinets E.A. Znaki zvukov. O sovremennoi muzykal'noi notatsii. — Kiev: Gamayun, 1999. 314 s.
3. Nazaikinskii E.V. Prostranstvennaya muzyka // Teoriya sovremennoi kompozitsii: Uchebnoe posobie / Otv. red. V.S. Tsenova. — M.: Muzyka, 2007. S. 450–464.
4. Papenina A.N. Muzykal'nyi avangard serediny KhKh veka i problemy khudozhestven-nogo vospriyatiya. — SPb.: Izd–vo SPbGUP, 2008. 152 s.
5. Petrov V.O. Instrumental'nyi teatr: funktsii peredvizheniya ispolnitelei // Aktu-al'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya: Nauchno-analiticheskii i nauchno-obrazovatel'nyi zhurnal. — 2011. — № 2 (18). S. 40-45.
6. Petrov V.O. Muzykal'nyi kheppening: estetika yavleniya // Filosofiya i iskusstvo: Materialy II Mezhdunarodnoi konferentsii / Otv. red. T.P. Zaborskikh. — M.: RAM im. Gnesinykh, 2013. S. 28-35.
7. Petrov V.O. Novatorskie obrazy iskusstva KhKh veka: v rakurse epatazha // Kul'tura i iskusstvo. — 2013. — № 5. S. 562-569.
8. Petrov V.O. O sobytiinosti syuzhetov v proizvedeniyakh instrumental'nogo teatra // Muzykovedenie. — 2011. — № 12. S. 9-14.
9. Petrov V.O. Pod znakom performansa // Muzykal'naya akademiya. — 2012. — № 2. S. 123-127.
10. Petrov V.O. Kheppening v iskusstve KhKh veka // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. – 2010. — № 1. Tom 16: Osnovnoi vypusk. S. 212-215.
11. Petrov V.O. Epatazh v iskusstve KhKh veka // Kul'tura i iskusstvo. — 2013. — № 6. S. 623-632.
12. Sigida S.Yu. Muzykal'naya kul'tura Evropy. Vtoraya polovina KhKh veka. Velikobri-taniya // Istoriya zarubezhnoi muzyki. KhKh vek: Uchebnoe posobie / Otv. red. N.A. Gavrilova. — M.: Muzyka, 2005. S. 217–233.
13. Terekhin A.V. Sotsial'no–filosofskii aspekt kontseptsii narodnoi smekhovoi kul'-tury M.M. Bakhtina // Iskusstvo KhKh veka: Paradoksy smekhovoi kul'tury: Sb. statei. — Nizhnii Novgorod, 2001. S. 240–246.
14. Lucignani L. Il gran teatro di Bernini // la Repubblica. — 11.04.1992.
15. Malinverni L. 13 gennaio 1490: la Festa del Paradiso // http://lauramalinverni.net/pdf/13_GENNAIO_1490_LA_FESTA_DEL_PARADISO.pdf
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.