Статья 'Историко-художественное значение неовизантийского стиля в храмовых росписях М.М. Васильева' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Историко-художественное значение неовизантийского стиля в храмовых росписях М.М. Васильева

Фещенко Вера Сергеевна

кандидат искусствоведения

аспирант, кафедра всеобщей истории искусств, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

107150, Россия, г. Москва, ул. Ивантеевская, 1, корп. 5

Feshchenko Vera Sergeevna

PhD in Art History

Post-graduate student of the Depatment of General History of Art at Ilya Glazonouv Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture

107150, Russia, Moscow, Ivanteevskaya str. 1, bld. 5, ap. 12

vera-f27@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.3.12216

Дата направления статьи в редакцию:

17-01-2015


Дата публикации:

24-04-2015


Аннотация: Предметом исследования является храмовая живопись, выполненная в неовизантийском стиле в конце XIX – начале XX века М.М. Васильевым. Своеобразный художественный подход этого мастера представляется уникальным явлением среди живописных образцов, обращенных к византийской манере письма. В данной работе предполагается впервые целостно осветить факты биографии и этапы творческого пути художника, а также на примерах некоторых работ провести искусствоведческий анализ особенностей живописной манеры М.М. Васильева в сравнении с образцами неовизантийского стиля в творчестве В.М. Васнецова. Опираясь на неоспоримую духоносность образцов храмовой живописи Византии X–XII веков и их социально-художественную значимость, методика исследования данной работы представляет собой сравнительный анализ живописи М.М. Васильева с манерой неовизантийского стиля, выработанной В.М. Васнецовым. Критическая оценка творчества этих художников будет способствовать выявлению сущностно-идеологической значимости и эффективности их подходов письма, необходимых для духовного подъема общества внутри храмовой среды. В результате исследования примеров росписей неовизантийского стиля предполагается отделить творческий подход М.М. Васильева от общепринятого понятия «васнецовская школа», так как между ними есть принципиальные отличия в трактовке образов и композиций. Также представляется целесообразным определить круг сотрудничавших с М.М. Васильевым художников, в который входят А.П. Блазнов, Ф.М. Вахрушев, Ф.Р. Райлян, Л.А. Пьяновский и др. Росписи храмов, выполненные с участием Васильева, отмечены глубоким проникновением в средневековый образ. Не уходя от современных тенденций, мастер сохраняет идейность васнецовского национального направления, одновременно преломляя, подчиняя и приобщая к идее Богообщения стиль модерн. Для современного искусства то подлинное, что выделяет росписи Васильева и художников его круга, может явиться, образно выражаясь, оборванным концом нити, протянув которую к современному религиозному искусству, появится возможность возродить понятный, живой, творческий язык храмовых образов, не умствуя и не бездумно копируя, но творя свободно и истинно.


Ключевые слова:

искусствоведение, идеологические поиски, неовизантийский стиль, храмовая живопись, васнецовский стиль, византийская манера письма, академизм, модерн, иконописная условность, богословская теория образа

УДК:

7.035...32

Abstract: The subject of this study are temple paintings, drawn in neo-Byzantine style in the late XIX - early XX century by M.M. Vasiliev. Master's artistic original is unique among pictural samples presented to the Byzantine mode of execution. This work is supposed integral to shed light on biographical facts and stages of the creative path of the artist, as well by the examples of some works of art, to conduct analysis of the features brushwork by M.M. Vasilyev in comparison with samples of neo-Byzantine style in the works of V.M. Vasnetsov.Based on the undeniable Spirit-bearing samples temple painting Byzantine X-XII centuries and their social and artistic significance, research methodology of this study is a comparative analysis of the painting MM Vasilyev style neo-Byzantine style, generated by V.M. Vasnetsov. Critical appraisal of these artists works will contribute to the identification of essentially ideological importance and the effectiveness of their approaches of mode of execution wich are necessary for the upliftment of the society within the temple environment. The result of investigation of neo-Byzantine style of painting is supposed to separate M.M. Vasiliev creative approach from the conventional concept of "Vasnetsov school", as between them there are fundamental differences in the interpretation of images and compositions. Also, it seems appropriate to define a circle collaborated with M.M. Vasiliev, artists, which includes A.P. Blaznov, F.M. Vahrushev, F.R. Railean, L.A. Pyanovsky et al.Mural temples accomplished with Vasiliev, marked by deep penetration into the medieval image. Without departing from current trends, the master saves ideological Vasnetsov national direction, simultaneously breaking, subordinating and an introduction to the idea of communion with God Nouveau style. For contemporary art is genuine, what distinguishes painting Vasiliev and artists of his circle, can be a, figuratively speaking, the ragged ends of the thread, which stretched to the modern religious art, it will be possible to revive the friendly, lively, creative language of temple imagery, nwithout philosophize and not mindlessly copying but creating freely and truely.


Keywords:

academic, Byzantine style of writing, Vasnetsov style, Temple painting, neo-Byzantine style, ideological searches, art history, Nouveau, iconographic convention, theological theory of image

Библиография
1. Гамлицкий А.В. Роспись Кронштадтского морского собора // XI Филевские чтения: материалы научной конференции. 24–26 декабря 2012, Москва [Электронный ресурс] URL: http://archi.ru/lib/publication.html?id=1850569962&fl=5&sl=1 (дата обращения 18.09.2013).
2. Горохов В.А., Крестьянинов В.Я. Кронштадтский Морской собор // Исторический альманах. – СПб.: Цитадель, 1997. – № 6.
3. Гусакова В.О. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX – начала XX века. – СПб.: Аврора, 2008.
4. Забелин С.Н. Русские церкви в Европе // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв.: альманах. – М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. – С. 589–600. – [Т.] IX [Электронный ресурс] URL: http://runivers.ru/new_htmlreader/?book=5613&chapter=84445 (дата обращения 05.01.12)
5. Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. – СПб: Искусство-СПБ, 2007.
6. Колпакова Г.С. Искусство Византии: Ранний и средний периоды. – СПб.: Азбука-классика, 2004.
7. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. – СПб.: Азбука-классика, 2007.
8. Крестьянинов В.Я., Гамлицкий А.В., Завьялова А.Е., Савельев Ю.Р., Соколов А.Р. Кронштадтский Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца. – СПб.: Лики России, Фонд «Спас», 2013.
9. Петров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. Документы / сост. сб., вступ. ст. и коммент. Е.Н. Селизаровой. – М.: Советский художник, 1991.
10. РГИА. Ф. 789. Оп.
11. Д. 79 (1888 г.). 11.Солнце России: еженедельный журнал. – 1913. № 32.
12. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – 2-е изд. – М.: Даръ, 2008.
13. ЦГА ВМФ СССР. Ф. 227. Оп. 1. Д. 307. С. 56 от 9 июня 1913 г. О награждении подарками художников, принимавших участие в сооружении Морского собора в Кронштадте.
14. А. В. Макеенкова Феномены «классического» и «современного» в истории изобразительного искусства // Культура и искусство.-2013.-2.-C. 215-227. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.02.10.
References
1. Gamlitskii A.V. Rospis' Kronshtadtskogo morskogo sobora // XI Filevskie chteniya: materialy nauchnoi konferentsii. 24–26 dekabrya 2012, Moskva [Elektronnyi resurs] URL: http://archi.ru/lib/publication.html?id=1850569962&fl=5&sl=1 (data obrashcheniya 18.09.2013).
2. Gorokhov V.A., Krest'yaninov V.Ya. Kronshtadtskii Morskoi sobor // Istoricheskii al'manakh. – SPb.: Tsitadel', 1997. – № 6.
3. Gusakova V.O. Viktor Vasnetsov i religiozno-natsional'noe napravlenie v russkoi zhivopisi kontsa XIX – nachala XX veka. – SPb.: Avrora, 2008.
4. Zabelin S.N. Russkie tserkvi v Evrope // Rossiiskii Arkhiv: Istoriya Otechestva v svidetel'stvakh i dokumentakh XVIII–XX vv.: al'manakh. – M.: Studiya TRITE: Ros. Arkhiv, 1999. – S. 589–600. – [T.] IX [Elektronnyi resurs] URL: http://runivers.ru/new_htmlreader/?book=5613&chapter=84445 (data obrashcheniya 05.01.12)
5. Kishkinova E.M. «Vizantiiskoe vozrozhdenie» v arkhitekture Rossii. Seredina XIX – nachalo XX veka. – SPb: Iskusstvo-SPB, 2007.
6. Kolpakova G.S. Iskusstvo Vizantii: Rannii i srednii periody. – SPb.: Azbuka-klassika, 2004.
7. Kolpakova G.S. Iskusstvo Drevnei Rusi: Domongol'skii period. – SPb.: Azbuka-klassika, 2007.
8. Krest'yaninov V.Ya., Gamlitskii A.V., Zav'yalova A.E., Savel'ev Yu.R., Sokolov A.R. Kronshtadtskii Morskoi sobor vo imya svyatitelya Nikolaya Chudotvortsa. – SPb.: Liki Rossii, Fond «Spas», 2013.
9. Petrov-Vodkin K.S. Pis'ma. Stat'i. Vystupleniya. Dokumenty / sost. sb., vstup. st. i komment. E.N. Selizarovoi. – M.: Sovetskii khudozhnik, 1991.
10. RGIA. F. 789. Op.
11. D. 79 (1888 g.). 11.Solntse Rossii: ezhenedel'nyi zhurnal. – 1913. № 32.
12. Uspenskii L.A. Bogoslovie ikony Pravoslavnoi Tserkvi. – 2-e izd. – M.: Dar'', 2008.
13. TsGA VMF SSSR. F. 227. Op. 1. D. 307. S. 56 ot 9 iyunya 1913 g. O nagrazhdenii podarkami khudozhnikov, prinimavshikh uchastie v sooruzhenii Morskogo sobora v Kronshtadte.
14. A. V. Makeenkova Fenomeny «klassicheskogo» i «sovremennogo» v istorii izobrazitel'nogo iskusstva // Kul'tura i iskusstvo.-2013.-2.-C. 215-227. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.02.10.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.