по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Круглова Елена Валентиновна
Человек и культура, 2023-6
Круглова Е.В. - Выразительные свойства украшений в вокальной музыке первой половины XVIII века c. 76-84

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69245

Аннотация: В современном исполнительстве старинной музыки одной из центральных задач певцов является стремление к самостоятельному декорированию мелодии. Принимая во внимание отсутствие у отечественных исполнителей знаний и навыков барочной импровизации, применяемые украшения зачастую представляют, по сути, только технический элемент, с которым необходимо справиться. В данном случае художественной ценности орнаменты не имеют, звучат блекло, бессодержательно в отношении экспрессии, не соответствуя главному предназначению – подчеркиванию аффекта и усилению его выразительности, о чем настоятельно писали старинные мастера. Предлагаемая статья направлена на решение актуальных проблем в области барочного исполнительства, связанных с вокальной орнаментацией и передачей аффекта сочинения. В современном отечественном музыкознании данная тема не получила еще своего освещения. Автор статьи приводит исторические данные о характеристике мелизмов и их направленности на выражение определенных аффектов, что и определяет научную новизну исследования. Методология исследования базируется на историческом подходе. Особое значение имеют также методы анализа и синтеза, благодаря которым при изучении разрозненных данных удалось воссоздать историю орнаментального искусства во взаимосвязи с оперными традициями первой половины XVIII века. Позиция автора заключается в том, что любой вид орнаментации в старинных ариях должен применяться в мелодической линии с целью подчеркивания и усиления аффекта исполняемого сочинения. Певцу при исполнении сочинений рассматриваемого времени важно понимать значение декорирования мелодии, как одного из главных средств выразительности и в соответствии с этим руководствоваться выбором украшений. Автор делает выводы о взаимосвязи и взаимовлиянии орнаментики и аффекта в музыке эпохи барокко. Материал статьи и выводы будут полезны певцам, исполняющим старинную музыку, для стилистически верной ее интерпретации, а также в учебных курсах истории вокального исполнительства на исполнительских отделениях в музыкальных колледжах и факультетах вузов.
Человек и культура, 2023-4
Круглова Е.В. - Исторический портрет первой оперной примадонны эпохи барокко: Виттория Аркилеи c. 129-140

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.43644

Аннотация: Имя Виттории Аркилеи вошло в историю вокального искусства, как первой оперной примадонны в новом для рубежа XVI-XVII столетий стиля пения. При жизни певица пользовалась огромной популярностью. Выдающиеся композиторы Дж. Каччини, Я. Пери, С. Д’ Индиа, Э. де’ Кавальери и др. восхищались ее мастерством, отмечая необычайную нежность звучания голоса, сочетающуюся с его яркой виртуозностью. Исполнение Аркилеи значительно отличалось от других певцов, ее современников. Не случайно Я. Пери называет примадонну Эвтерпой своего времени. В предлагаемой статье представлен творческий портрет Виттории Аркилеи – первого блестящего интерпретатора монодической музыки, выдающейся певицы, создавшей новый метод пения женщин. Методологическую основу работы составляет принцип историзма. Использован культурно-исторический метод исследования. Биографическая реконструкция произведена на основе источниковедческой работы с отзывами современников певицы, письмами, музыкально-критическими статьями. В отечественном музыковедении данная статья является первой специальной публикацией, посвященной творческому пути Виттории Аркилеи. Этот материал будет полезен музыкантам, певцам, исполняющим старинную музыку, для стилистически верной ее интерпретации, а также в учебных курсах истории вокального исполнительства на вокальных отделениях музыкальных колледжей и факультетах вузов.
Философия и культура, 2023-2
Круглова Е.В. - «Старинная музыка – Историческое пение» («Alte musick – Historischer Gesang») в немецких Высших школах музыки c. 12-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39688

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме исторически обоснованного исполнения вокальной музыки эпохи барокко академическими вокалистами. Слушательская активность, востребованность старинной музыки в России выдвигает перед исполнителями вопросы, требующие своего решения в рамках исторической исполнительской практики. Для выполнения всех условий важным становится получение соответствующего специализированного образования. В России профессиональной подготовке академических вокалистов в области исторического пения или барочного пения уделяется незначительное внимание, тогда как в Италии и Германии интенсивно работают самостоятельные факультеты старинной музыки, включая, наряду с инструменталистами, обучение певцов. Автор раскрывает особенности содержания и организации образовательного процесса в вузах в Германии и России. Целью данной статьи является определение возможных путей формирования сольного академического певца исторической специализации. Методологическую основу работы составляют исторический, аналитический методы, раскрывающие тему в различных ракурсах. На примере ряда учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области исторического пения, таких как Высшая школа искусств в Бремене, Высшая школа музыки и театра «Феликс Мендельсон-Бартольди» в Лейпциге, Высшая школа музыки и танца в Кёльне и Высшая школа музыки в Нюрнберге, в статье представлен сравнительный анализ учебных планов, рассматриваются изучаемые дисциплины в рамках различных модулей. Делается вывод о перспективах использования опыта зарубежных стран в подготовке специалистов в области барочного пения.
Человек и культура, 2022-6
Круглова Е.В. - Вокальный метод великого Николы Антонио Порпоры c. 103-110

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39435

Аннотация: Имя Н. А. Порпоры вошло в историю музыки, прежде всего, как блестящего неаполитанского композитора. Вместе с тем, он был одним из величайших вокальных педагогов своего времени, воспитавших плеяду знаменитых певцов. Школа Порпоры значительно отличалась от других. По отзывам современников его ученики пели иным образом, а педагогический метод был неслыханным на то время. Предлагаемая статья посвящена актуальным вопросам вокальной школы выдающегося учителя пения XVIII века Н. А. Порпоры. Статья выстроена на основе общенаучных и специальных музыковедческих подходов, направленных на изучение рассматриваемого явления. Методологическую основу составляет принцип историзма. Использованы культурно-исторический и сравнительный методы анализа. С помощью культурно-исторического метода прослеживается динамика в становлении певческих школ в эпоху барокко. Сравнительный метод позволяет обнаружить и описать особенности вокального метода великого педагога Порпоры, а также выявить его отличие от других педагогических установок, существовавших в тот исторический период. Впервые сделана попытка реконструкции педагогического метода великого Порпоры. Проведен анализ его уникальной системы знаменитых упражнений, по которым маэстро в течении шести лет обучал своего талантливого ученика Каффарелли, ставшего впоследствии певцом мирового значения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.