по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 06, 2022
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
Содержание № 06, 2022
История музыки
Шкиртиль Л.В. - Новый «звучащий образ» фортепиано в отечественном «женском» вокальном цикле 1960–1970-х годов c. 1-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.6.39459

EDN: UHXYFO

Аннотация: Предметом исследования является новый «звучащий образ» фортепиано в камерно-вокальных циклах отечественных композиторов 1960–1970-х годов. Избранный ракурс – «женские» вокальные циклы, т.е., те, что должны исполняться исключительно женскими голосами. Автор рассматривает фортепианные партии в вокальных циклах Б. Тищенко, Д. Шостаковича, А. Кнайфеля, А. Шнитке, Э. Денисова, Г. Банщикова, В. Гаврилина и других отечественных мастеров, выявляет то новое, оригинальное, свежее, что на волне хрущевской «оттепели» принесли они в музыку фортепианного аккомпанемента. Прежде всего, в области фактуры, ритма, авангардных приемов исполнения, тембрально-регистровой организации музыкальной ткани.   Основным выводом проведенного исследования становится мысль о том, что плодотворный синтез достижений европейского авангарда и отечественного опыта привел к возникновению нового «звучащего образа» фортепиано в советской музыке 1960-х, который в полной мере оказался востребован и в вокальном цикле. Каждый из композиторов шел в искусстве своим, неповторимым путем, индивидуально преломлял традицию, но общая панорама музыкального искусства, камерно-вокального творчества оказалась богатой и насыщенной выдающимися достижениями. Новизна исследования заключается в том, что фортепианный аккомпанемент отечественного вокального цикла впервые подвергся отдельному и достаточно широкому анализу.
История и теория исполнительского искусства
Круглова Е.В. - Об орнаментации и импровизации в вокальном исполнительстве эпохи барокко c. 13-23

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.6.39508

EDN: QURDWI

Аннотация: Стремительное возрождение в России музыки эпохи барокко предъявляет к певцам все более высокие требования в отношении исторически обоснованного стиля исполнения. Это проявляется не только в содержании вокально-технического оснащения (подразумевая наличие гибкости, эластичности голосового аппарата, владение широкой кантиленой и легкой колоратурной беглостью), но и в необходимости формирования собственного креативного подхода в создании оригинальной версии, включающей орнаментацию и импровизацию в каденции, повторяющихся частях арий da capo. Предлагаемая статья направлена на решение актуальных проблем в области барочного исполнительства, связанных с вокальной орнаментацией и импровизацией.   Методология исследования базируется на историческом подходе, включающем как диахронический аспект, направленный на выявление динамики в эволюции изучаемого явления от XVI до XVIII века, так и синхронический, благодаря которому рассматриваются различные виды украшений, особенности импровизации в исполнительстве в эпоху барокко, как важнейшие элементы стиля. Автор делает выводы о значении орнаментики в музыке эпохи барокко. Материал статьи и выводы будут полезны музыкантам, певцам, исполняющим старинную музыку, для стилистически верной ее интерпретации, а также в учебных курсах истории вокального исполнительства и стилистики на исполнительских отделениях музыкальных колледжах и факультетах вузов.
Современная композиция
Сычева Н.Н. - Романтические традиции в творчестве Ивана Соколова на примере интертекстуальной поэтики «Евангельских картин» c. 24-39

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.6.39523

EDN: SKKPMI

Аннотация: Статья посвящена творчеству Ивана Глебовича Соколова (род. 1960), которое разворачивается во многих сферах деятельности, и среди них выделяется главная – композиторско-пианистическая. Исполнительство напрямую влияет на его композиторские поиски. Осознавая особое воздействие музыки композиторов-романтиков на слушателей, И. Г. Соколов сменяет направленность своего творчества с «концептуального» вектора на традиционный стиль письма. Он создает ряд сочинений, непосредственно связанных с романтической традицией, среди них особо выделяется фортепианный цикл «Евангельские картины» (2012), в котором выявляется значительная роль ассоциативных связей с наследием композиторов-романтиков (И. Брамса, Ф. Листа, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Шумана). В центре внимания статьи – интертекстуальный пласт в «Евангельских картинах», который реализуется на двух уровнях: композиционном и интонационно-тематическом (цитаты, quasi-цитаты, аллюзии), последнему в статье отводится особое внимание. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что отмеченный материал, напрямую связанный с музыкальной культурой романтизма, сливается в единое целое со стилистикой музыкального языка фортепианного цикла, образуя «моностилистическую» (Г. В. Григорьева) музыкальную ткань, что акцентирует актуальность концепции продления романтических традиций в современной отечественной музыкальной культуре. В то же время данный ракурс исследования подтверждает концепцию А. В. Михайлова о «феномене всеприсутствия романтической музыки», а также его «неистребимости» и «бессмертности» в процессе эволюции музыкальной культуры.
История музыки
Фу С. - Дворцовая музыка династии Цин конца XVII-XVIII веков: основные аспекты исследования c. 40-54

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.6.39562

EDN: ADGNXP

Аннотация: Цель данной работы - представить научный обзор исследований по дворцовой музыке династии Цин периода «золотого века» и обозначить новые аспекты изучения этого уникального феномена художественной культуры. Актуальность поднятой темы обусловлена возрастающей ролью китайской культуры в глобальных процессах культурной интеграции, когда обостряется проблема сохранения объектов традиционной нематериальной культуры (и дворцовая музыка династии Цин XVII-XVIII вв. — один из них). Автор полагает, что наличие лакун в российском музыкознании по проблемам цинской музыки долгое время было вызвано объективными трудностями в коммуникации с китайской научной общественностью и отсутствием доступа к архивам и библиотекам в связи с известными политическими событиями, как то падением империи Цин в начале ХХ века и культурной революцией 60-70-х годов, когда изучение императорской культуры не поощрялось. Тем не менее, современная открытость Поднебесной к научным контактам уже сегодня позволяет ввести в корпус российского музыкознания достижения китайской науки последних десятилетий. Перспективы исследования цинской музыкальной культуры автор видит в изучении культурно-исторического контекста в аспекте преемственности династийных традиций, в изучении архитектурных пространств звучащей музыки в аспекте их акустических особенностей, функциональном предназначении и символическом смысле, а также в продолжении источниковедческих исследований, подразумевающих постижение содержания музыкально-теоретических трудов эпохи Цин.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.