по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Галямов Артур Амирович
Философия и культура, 2023-11
Галямов А.А. - Покоренный Севером: творческие командировки художника В.А. Игошева 1950–1960-х годов c. 90-106

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.11.44046

Аннотация: Северные творческие командировки народного художника СССР Владимира Александровича Игошева (1921-2007) представляют собой важные и яркие страницы в его творческой биографии. Объектом настоящего исследования является творческое наследие художника В.А. Игошева. Предметом исследования - творческие командировки художника В.А. Игошева на Север (Свердловская и Тюменская обл.) 1950-1960-х гг. Цель данного исследования – на основании живописных и графических произведений раннего «северного цикла», архивных материалов, каталогов выставок, советской периодики, отдельных научных статей и сведений от информантов, реконструировать общую картину северных творческих командировок художника В.А. Игошева 1950–1960-х годов.   Новизна исследования заключается в наиболее полном и подробном на данный момент рассмотрении вопроса о северных творческих командировок художника В.А. Игошева 1950-1960-х годов. Ранее данная тема не получала специального освещения. Современные исследователи творческого наследия художника В.А. Игошева в своих обзорных статьях практически не касались данной проблемы, ограничиваясь упоминанием отдельных эпизодов из творческой биографии мастера. Автор исследования приводит исторические факты, связанные с конкретными датами поездок, знакомит с перечнем живописных и графических произведений, со всеми обстоятельствами их создания и дальнейшего экспонирования на крупных художественных выставках 1950–1960-х годов.
Философия и культура, 2023-9
Галямов А.А. - «Снегири Севера»: детские портреты В.А. Игошева из фондов государственных музеев Югры c. 216-229

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.9.43994

Аннотация: Статья посвящена теме детства – одной из главных творческих линий в художественном наследии Владимира Александровича Игошева. Художественное освоение далекой и до того малоизвестной периферии началось с первых графических работ и отдельных этюдов в марте 1954 года, посвященных маленьким обитателям суровой земли, и закончилось проникновенными шедеврами, созданными в последние годы жизни мастера, когда все силы отнимала болезнь. Объект исследования: художественное наследие художника В.А. Игошева. Предмет исследования: своеобразие детской темы "северного цикла" в контексте творчества В.А. Игошева. Цель настоящей статьи – выявить на основании искусствоведческого анализа художественных произведений В.А. Игошева из фондов государственных музеев Югры («Государственный художественный музей», «Музей Природы и Человека») образно-стилистическое своеобразие детской темы в контексте «северного цикла». Основными выводами проведенного исследования являются изменения автором художественных задач, вследствие глубокого творческого погружения в самобытный и органичный мир Севера, образная трактовка детской темы, приобретающей эстетически-автономное значение. На основании искусствоведческого анализа художественных произведений В.А. Игошева из фондов государственных музеев Югры выявлено образно-стилистическое своеобразие детской темы в контексте «северного цикла», обозначена общая эволюция портретного творчества. Автором продемонстрировано, как образная структура произведений обогащалась новыми пластическими приемами, впитывая и самобытно развивая прерванные реалистические традиции рубежа XIX–XX веков (поздний русский импрессионизм, модерн).
Genesis: исторические исследования, 2021-6
Галямов А.А. - Историко-этнографические и изобразительные источники гравюр Х. М. Рота из издания И. Г. Георги (на примере обских угров) c. 95-105

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.6.35871

Аннотация: Предметом исследования являются гравюры Х. Рота из академического издания И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов…». Работам нюрнбергского гравёра Христофора Рота, в качестве значимого источника, долгое время было уделено незаслуженно мало внимания, ибо его рассматривали лишь в контексте изучения академического труда И. Г. Георги. Цель исследования заключается в проведении всестороннего анализа историко-этнографических и изобразительных источников гравюр Х. М. Рота на примере изображений обских угров («Остяк при реке Обь», «Остяк на ловле горностаев», «Остячка с лица» и «Остячка с тыла»). Благодаря образовавшимся изобразительным мотивам – костюмы, характерные «позитуры», атрибуты и т. д., представляется возможным реконструировать тот перечень источников, который использовал Х. Рот для создания своих произведений. Основными выводами исследования являются, что Х. Рот в качестве историко-этнографических и изобразительных источников использовал рисунки (в том числе рисунки «натурные», экспедиционные), «фигуры» (манекены) и образцы «остятских платьев» из сибирской коллекции Кунсткамеры. Однако при создании таких гравюр как «Остяк на ловле горностаев», «Остячка с лица» и «Остячка с тыла», перечень данных источников мог быть дополнен этнографическими описаниями из академических изданий второй половины XVIII в., миниатюрами из летописей («Краткая Сибирская (Кунгурская) летопись»), а также этнографическими картами («Этнографическая карта Сибири Второй Камчатской экспедиции»).
Genesis: исторические исследования, 2020-9
Галямов А.А. - Эволюция образов обских угров в этнографических иллюстрированных изданиях второй половины XVIII – начала XIX вв. c. 88-99

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.9.33822

Аннотация: Предметом исследования является репрезентация образов обских угров в этнографических иллюстрированных изданиях второй половины XVIII – начала XIX вв. Автор рассматривает произведения Х. Рота, Ж. - Б. Лепренса, Х. Г. Гейслера в качестве изобразительных и историко-этнографических источников. Автор затрагивает общий исторический, художественный и интеллектуальный контексты второй половины XVIII – начала XIX вв., отображая господствующие представления современников о быте и культуре обских угров. По мнению автора плодотворным представляется подход, предложенный Ю. Слёзкиным, позволяющий рассматривать обских угров опосредованно, то есть «глазами россиян». При анализе визуальной формы произведений автор опирался на иконологический метод.     Новизна исследования связана с актуальностью изучения визуальной репрезентации обских угров в иллюстрированных изданиях второй половины XVIII – начала XIX вв. на примере гравюр Рота, Лепренса, Гейслера. Данная тема является малоизученной, как с точки зрения наличия соответствующих историко-этнографических исследований, так и с точки зрения анализа художественной формы произведений. Наконец, актуальной следует считать задачу реконструкции представлений самих художников о быте и культуре обских угров. Данные представления формировались, в том числе, в рамках определённых теоретических моделей, концепций, историко-этнографических идей эпохи, а также являлись отражением господствующих эстетических канонов и художественных конвенций, обусловивших, в конечном счёте, общий «портрет» обских угров.
Человек и культура, 2020-5
Галямов А.А., Ершов М.Ф. - М. А. Тебетев: социокультурные истоки живописи хантыйского художника c. 104-111

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.32286

Аннотация: Предметом исследования является творчество самобытного хантыйского художника Митрофана Алексеевича Тебетева (1924-2011), которое рассматривается с точки зрения анализа его социокультурных истоков. Творческое развитие данного самобытного хантыйского художника происходило на стыке двух взаимно проникающих культур: патриархальной культуры обских угров и культуры советского официоза. М. А. Тебетев достаточно органично впитал в себя обе эти культуры. Может показаться, что для его изобразительного творчества характерно тяготение к наивному стилю. Однако данная оценка во многом обедняет анализ содержания картин данного художника. Поэтому определённое отрешение от избыточного узкопрофессионального искусствоведческого дискурса способно вывести рассмотрение его творчества на иной, общекультурный уровень. Важнейшую часть исследования составили труды таких теоретиков как П. Тиллих, М. Дворжак, А. Хаузер, В. Н. Прокофьев, обусловившие, в свою очередь, теоретико-методологическое основы данной статьи. Источниками исследования послужили работы М. А. Тебетева, каталоги выставок и репродукции его произведений, а также труды, посвящённые творчеству художника. Основными выводами проведённого исследования являются: работы М. А. Тебетева обладают свойствами визуальных историко-этнографических источников. Развитие отечественной живописи от фотографической точности, к латентной иконописной простоте и открытому архетипическому язычеству отображает глубокие изменения в мировоззрении второй половины XX – начала XXI в.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.