по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Королькова Инга Владимировна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2022-2
Королькова И.В. - Народная баллада «Князь Михайло» в контексте русской музыкально-эпической традиции c. 50-70

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.2.37700

Аннотация: В статье впервые осуществляется сравнительное изучение вариантов русской народной баллады «Князь Михайло» о свекрови-погубительнице. В исследовании обобщаются различные источники народных напевов – слуховые записи XIX века, публикации из фольклорных архивов собирателей ХХ века, ранее неизданные фольклорные материалы. Среди них - напевы, зафиксированные в Тверской, Нижегородской, Вологодской, Мурманской, Архангельской областях. Автор обращает внимание на малоизвестную запись баллады, сделанную в Новгородской области, и обозначает роль этого факта как важного свидетельства причастности новгородцев к попаданию «Князя Михайло» на севернорусские территории. Цель исследования заключается в необходимости дать типологическую и историческую оценку напевам баллады. Специальный ракурс работы направлен на поиск родственных музыкальных форм в других жанрах русского музыкального эпоса. Анализ показал, что напевы баллады, зафиксированные в различных регионах России, относятся к одному музыкальному типу. Он опирается на одностиховую строку 8-сложного состава с хореическим окончанием, охватывающую 10 или 12 музыкально-временных единиц. Мелодические особенности напевов свидетельствуют об их ладовом единстве, связанном с повествовательной направленностью интонирования. В ходе исследования было установлено, что «Князь Михайло» исполняется только с напевами описанной структуры. Более того, он является единственным собственно балладным текстом, закрепленным за данной моделью. В русском музыкальном фольклоре структурный тип с хореическим окончанием был выявлен (помимо баллады «Князь Михайло») в духовных стихах, небылицах, некоторых церковных песнопениях. В статье высказывается предположение, что он сложился в среде русских профессиональных певцов – скоморохов и калик перехожих. Обозначается роль Древнего Новгорода в формировании особой культурной среды, способствовавшей формированию этих социальных институтов и музыкального репертуара его представителей.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2021-1
Королькова И.В. - Новгородская музыкально-эпическая традиция – возможности реконструкции c. 102-122

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.35025

Аннотация: В статье впервые ставится проблема реконструкции музыкально-эпических традиций Новгородской области. Объектом исследования выступают напевно-декламационные формы фольклора, типологически связанные с былинной традицией. Предметом изучения становятся их структурные и стилевые особенности. Впервые в одном источнике систематизируются все факты бытования музыкального эпоса, зафиксированные на территории Новгородской области разными собирателями, от слуховых нотаций слуховые нотаций А. К. Лядова (1890 год) до последних свидетельств бытования музыкально-эпической традиции (записи Ленинградской-Санкт-Петербургской консерватории 1980-1990 годов). В качестве сравнительных материалов использованы фольклорные образцы из Вологодской, Архангельской, Тверской областей. Некоторые музыкальные тексты публикуются впервые. Автором выделен жанровый состав музыкально-эпической области новгородского фольклора (скоморошины и небылицы, баллады, духовные стихи и поминальные песнопения), описаны виды композиционного строения основных образцов (одностиховые, тирадные и строфические). Исследованный материал дает основания предполагать, что в новгородских фольклорных традициях в конце XIX и на протяжении XX столетий были распространены способы мелодекламации, типологически родственные двум северорусским стилям - формульному кратко-напевному и рапсодическому. Делается вывод о том, что что бассейн озера Ильмень и прилегающие территории были одним из тех мест, где происходило формирование этих стилей. С одной стороны, обнаружение типологической близости новгородских и севернорусских форм музыкального повествования помогает определить структуру и оценить стилистику единичных фактов новгородского фольклора. С другой стороны, найденные параллели имеют принципиально важное значение для подтверждения новгородских корней северно-русских былинных традиций.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-6
Королькова И.В. - Экспедиционные и научные исследования календарного фольклора Новгородской области: результаты и перспективы c. 75-86

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.33571

Аннотация: В центре внимания исследования находится календарно-обрядовый фольклор Новгородской области как важная часть народно-песенных традиций региона. Музыкально-поэтические формы календаря рассматриваются в типологическом, жанровом и ареальном аспектах. В статье впервые систематизируются сведения о записях календарного фольклора, сделанных на территории Новгородской области разными собирателями в 1960–1990 гг. Наиболее важное место отводится представлению результатов экспедиционной деятельности Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Автор вводит в научный оборот ряд образцов календарного фольклора из архива консерватории (масленичные, подблюдные, пасхальные песни и выкрики). Специфика новгородских календарных традиций связана с особой ролью интонируемых выкриков, выполняющих функцию окликания обрядовых персонажей, а также святочных поминальных песнопений, сочетающих свойства народной и церковной мелодики. Некоторые из фольклорных форм, зафиксированных на Новгородчине, могут быть отнесены к разряду уникальных (северо-восточный масленичный напев, песня «Дударь», пасхальные окликания). С учетом особенностей жанрового состава календаря, типологии напевов, стилевых свойств оказывается возможным выделить на территории Новгородской области три историко-культурные зоны – северо-восточную, юго-западную и центральную. Полученные результаты могут быть использованы в ходе картографирования напевов календарного фольклора Северо-Запада России, а также применены в процессе дальнейшего ареального изучения народно-музыкальных традиций Новгородской области, в совокупности с другими фольклорными жанрами.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-6
Королькова И.В. - Экспедиционные и научные исследования календарного фольклора Новгородской области: результаты и перспективы c. 75-86

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.40364

Аннотация: В центре внимания исследования находится календарно-обрядовый фольклор Новгородской области как важная часть народно-песенных традиций региона. Музыкально-поэтические формы календаря рассматриваются в типологическом, жанровом и ареальном аспектах. В статье впервые систематизируются сведения о записях календарного фольклора, сделанных на территории Новгородской области разными собирателями в 1960–1990 гг. Наиболее важное место отводится представлению результатов экспедиционной деятельности Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Автор вводит в научный оборот ряд образцов календарного фольклора из архива консерватории (масленичные, подблюдные, пасхальные песни и выкрики). Специфика новгородских календарных традиций связана с особой ролью интонируемых выкриков, выполняющих функцию окликания обрядовых персонажей, а также святочных поминальных песнопений, сочетающих свойства народной и церковной мелодики. Некоторые из фольклорных форм, зафиксированных на Новгородчине, могут быть отнесены к разряду уникальных (северо-восточный масленичный напев, песня «Дударь», пасхальные окликания). С учетом особенностей жанрового состава календаря, типологии напевов, стилевых свойств оказывается возможным выделить на территории Новгородской области три историко-культурные зоны – северо-восточную, юго-западную и центральную. Полученные результаты могут быть использованы в ходе картографирования напевов календарного фольклора Северо-Запада России, а также применены в процессе дальнейшего ареального изучения народно-музыкальных традиций Новгородской области, в совокупности с другими фольклорными жанрами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.