по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 08-10-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
История музыки
Шихрагимова Э.Р. - Претворение поэзии М. Цветаевой в хоровом концерте «Троицын день» Ю. Фалика c. 1-9

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.4.38280

Аннотация: Имя Петербургского композитора Юрия Александровича Фалика известно как в России, так и за рубежом. Он создал ,большое количество сочинений в разных жанрах. Значительное внимание Фалик уделяет хоровой музыке. Его хоровое наследие представлено широким спектром жанров. Это миниатюры, хоровой концерт, поэма и хоровой цикл, православные песнопения и католическая ординарная месса. Богат и круг поэтических предпочтений композитора. Фалик обращается к стихотворениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А.А. Тарковского, А.И. Солженицина, Н. А. Клюева, А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева и М.И. Цветаевой. В статье рассматриваются особенности претворения музыкальными средствами содержания стихотворений М. Цветаевой в хоровом концерте «Троицын день» Ю. Фалика. Отталкиваясь от фольклорных мотивов, заложенных в стихотворениях, Фалик создает стилизации, отсылающие к русским протяжным песням, частушкам, характерному для народной традиции говору. Композитор использует варьирование мелодических мотивов, ритмическое варьирование, сочетает натурально-ладовые средства и хроматику, использует такие приемы как хоровое staccato, glissando, имитацию инструментальных наигрышей, вводит остинатные пласты звучания. Установлено, что композитору удалось найти такие структурные, мелодические, ритмические приемы и музыкальные средства, которые не просто иллюстрируют содержание стихотворений, но и выявляют его новые грани.
История и теория исполнительского искусства
Безменов В.С. - Цифровой кибернарратив: «Опера мозга» Тода Маховера c. 10-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.4.38622

EDN: VKYPVZ

Аннотация: Статья посвящена применению новых технологий цифровой эпохи в современной опере. Анализируется феномен кибернарратива, который создает особые формы представления условного сюжета в оперном театре, или репрезентации основной идеи. В качестве особой формы кибернарратива предлагается анализ инструментария и основополагающих идей Оперы Мозга американского композитора и изобретателя Тода Маховера. Это экспериментальное сочинение сочетает в себе как концептуальные идеи постижения основ человеческого мышления и попытки представить мозговые импульсы в качестве музыкального материала, составляющего стохастическую вариабельную композицию оперы. Особое внимание уделяется интерактивности, в рамках которой, слушатель предварительно общается с различными интерфейсами – электронными игрушками, которые позволяют ему развивать его творческую энергию и увидеть ее в качестве элемента композиции в Опере Мозга.    Выводом из проведенного исследования становится то, что идея кибернарратива стала основополагающей для проекта, получившего кибернарративное представление. Трактат известного ученого –когнитивиста Марвина Минского «Сообщество разума» и стихия творческой энергии реципиента – посетителя звуковой инсталляции, служат основами повествования, в то время как сам сюжет либретто – условный и он едва ли прочитывается сквозь путешествие по так называемым «дебрям разума». Современная опера использует кибернарратив как систему коммуникации, в поле которой включаются все новейшие технологии. При этом, размывается содержание оперы, которое оказывается вариативным. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны: вовлеченность публики в творческий процесс, который всячески поощряет в своей концепции Оперы Мозга Тод Маховер, помогает преодолеть пассивное восприятие, однако, композиция перестает быть законченной формой и превращается в открытое произведение – work in progress.
Чжан Ф., Гумерова А.Т. - Ду Миньсинь. Фортепианная сюита по балету «Русалка»: опыт стилистического и исполнительского анализа c. 27-38

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.4.38407

EDN: BXQNBJ

Аннотация: Объектом исследования становится фортепианное творчество известного китайского композитора, педагога Ду Миньсиня (род. 1928). Жанровый состав его фортепианного творчества разнообразен – включает миниатюры, сюитные циклы, концерты, фантазии, токкаты. Отдельное место занимают фортепианные транскрипции, созданные композитором на материале его же балетов – «Красный женский отряд», «Русалка». Предмет исследования – фортепианная сюита по балету «Русалка», являющаяся репертуарным сочинением в концертной и педагогической практике Китая. Цель работы – выявление стилистических и необходимых для успешной интерпретации произведения исполнительских особенностей произведения. В процессе подготовки материала были привлечены теоретические и эмпирические методы исследования, в том числе анализ, обобщение и систематизация научных источников, стилистический и исполнительский анализ сюиты "Русалка" Ду Миньсиня.   В результате подробного рассмотрения ряда пьес выявляются особенности образного строя, формообразования, интонационности, гармонического языка, фактуры. Отдельное внимание уделяется исполнительским задачам, которые необходимо решить пианисту при обращении к данному сочинению. В частности, автор касается вопросов штриховой техники, педализации, темповой и динамической драматургии, раскрытия и использования тембро-колористических возможностей фортепиано. Особое значение при исполнении сочинения приобретает оркестральность звучания фортепиано. Делается вывод о важности предварительного анализа оркестровой партитуры при исполнении фортепианной транскрипции балетной музыки. В отечественной исследовательской литературе сюита по балету Ду Миньсиня «Русалка» подробно рассматривается впервые.
Музыкальная педагогика и психология
Сафонова Т.В. - Психологические аспекты методики работы над музыкальным текстом c. 39-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.4.38043

EDN: BUICPB

Аннотация: Работа посвящена процессу подготовки музыкального произведения к концертному исполнению. В качестве объекта исследования выступают эффективные методики работы с нотным текстом, включающие учёт психологической составляющей в профессиональной деятельности музыкантов. Рассматриваются индивидуальные особенности психики исполнителя, способность к восприятию, анализу и запоминанию информации с позиции определяющего его типа репрезентативной системы. Выявляются возможности аудиального, визуального, кинестетического способов постижения текста. Особое значение уделяется музыкальной памяти, необходимой для успешного выступления на сцене. Выявляются различные методы работы с нотным текстом, направленные на увеличение её эффективности и интенсивности. Подчёркивается важность знания индивидуальных особенностей восприятия исполнителя, раскрываются способы, обеспечивающие прочность запоминания текста и стабильность исполнения на сцене. Проводится мысль о существенном значении для исполнителя зрительного канала восприятия информации, недооценённого в музыкальной педагогике. Обоснована необходимость комплексного подхода, предполагающего подключение всех репрезентативных систем в процессе разучивания и освоения произведения. Работа опирается на теоретические разработки и рассуждения зарубежных и отечественных музыковедов и выдающихся исполнителей: Д. Кирнарской, Л. Маккиннон, Г. Нейгауза, Ф. Бузони. Особое внимание уделено результатам исследования учёного-психолога Б. Зейгарник, обосновывается правомерность их применения в исполнительской практике музыкантов.
Музыкальная этнография и фольклор
Королькова И.В. - Напев калик перехожих и его роль в русской народно-музыкальной традиции c. 48-69

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.4.38875

EDN: BTBPCZ

Аннотация: В статье характеризуется музыкальная традиция русских певцов-странников, зафиксированная собирателями в северо-западных, северных и центральных губерниях России. Впервые осуществляется сравнительное изучение вариантов поминальных и заздравных песнопений, исполняемых каликами перехожими и нищими. В исследовании обобщаются различные источники – слуховые записи XIX века, публикации ХХ века, неопубликованные фольклорные материалы. Автор обращает внимание на малоизвестные записи поминальных и заздравных песнопений, зафиксированные в Новгородской, Ярославской, Тверской, Псковкой областях. Задачи статьи заключаются в проведении сравнительного исследования напевов «нищей братии», выявлении их типологических свойств и интонационных истоков. Заздравные и поминальные песнопения рассматриваются автором как особое явление русской народной музыкальной культуры. Ядро этой традиции составил напев, выполнявший роль музыкальной формулы, на которую калики перехожие распевали различные тексты. На основе приведенных в статье фактов можно сделать заключение о том, что основную версию напева калик перехожих характеризует одностиховая композиция и 10-временная основа мелостроки. В русском фольклоре бытование данного музыкально-структурного типа ограничено только заздравными и поминальными песнопениями калик, духовными стихами и балладой «Князь Михайло», и в других жанровых сферах не обнаруживается. Однако тесная интонационная, ритмическая, композиционная взаимосвязь напева с широким кругом фольклорных жанров свидетельствует о том, что он складывался на основе композиционных и мелодических приемов, сложившихся в практике крестьянской песенной культуры. Интонационное родство напева с церковными песнопениями, в особенности – с формами литургического чтения, является показателем близости певческой культуры калик перехожих и церковной музыкальной традиции в целом, а также выявляет те свойства, которые могут быть отнесены к разряду универсалий древнерусского музыкального языка, основанного на речевых интонациях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.