по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Сухих Ольга Станиславовна
Litera, 2023-10
Сухих О.С. - Павлик Морозов в постсоветской действительности (по роману В. П. Крапивина «Бронзовый мальчик) c. 160-170

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.10.68847

Аннотация: Объектом анализа является роман В. П. Крапивина «Бронзовый мальчик». Предмет изучения – репрезентация образа Павлика Морозова в этом произведении. Цель исследования – выявить авторскую концепцию образа и судьбы Павлика Морозова в романе В. П. Крапивина. Культурно-исторический метод анализа позволяет увидеть, как момент смены политического курса страны отразился в художественном тексте и определил взгляды на героя прошедшей эпохи. Метод целостного анализа помогает определить, как название романа и сюжетные параллели способствуют созданию образа ребёнка – жертвы социально-политической борьбы и жестокости мира. Научная новизна статьи определяется тем, что образ Павлика Морозова в «Бронзовом мальчике» ранее не являлся предметом специального изучения. Исследование приводит к следующим выводам. В. П. Крапивин показывает, что Павлик Морозов является не предателем, а жертвой столкновения социально-политических интересов. В прошлом его образ сделали символом преданности общественным ценностям, а в эпоху 1990-х гг., показанную в романе, ему вновь отводят роль символа, но уже отрицательно маркированного. Дегероизация образа Павлика Морозова в эпоху 1990-х гг. – свидетельство нравственной несостоятельности общества, с точки зрения В. П. Крапивина. Анализ многоаспектного смысла названия романа позволяет заключить, что для писателя история Павлика Морозова имеет характер общечеловеческий и связано это с тем, что взрослые жертвуют интересами ребёнка. Кроме того, это трагедия человека, совершившего из высоких соображений поступок, который с формальной точки зрения может быть воспринят как одиозный. В этом плане Павлик Морозов в образной системе романа имеет двойников, с которыми связаны сюжетные ответвления, углубляющие трагическое начало. Результаты исследования могут иметь практическое применение в преподавании отечественной литературы конца ХХ в.
Филология: научные исследования, 2021-5
Сухих О.С. - Фантастическое начало в рассказе Л. И. Бородина «Этого не было» c. 73-80

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.5.35538

Аннотация: Рассказ Л. И. Бородина «Этого не было» анализируется с точки зрения особенностей воплощения в нём фантастического начала. Используется метод целостного анализа текста. Целью исследования становится изучение взаимопроникновения фантастического и реального в этом произведении, а также выявление природы необычайного в рассказе, анализ основной его функции, способов его введения в художественный мир. Подробно анализируется следующий аспект темы: взаимопроникновение фантастического и реального связано с тем, что автор произведения не ставит перед собой задачи создать образ некоего необычайного мира, а стремится за счёт фантастического допущения – путешествия рассказчика в прошлое – актуализировать его переживания и сделать возможным разрешение внутреннего конфликта.   Актуальность и научная новизна данного исследования связаны с тем, что это произведение Л. И. Бородина до сих пор не становилось объектом подробного литературоведческого изучения, хотя оно интересно в плане как проблематики, так и поэтики, в нём находит воплощение проблема вины, значимая в творчестве Л. Бородина. Исследование доказывает, что наиболее значительная функция фантастического в рассказе «Этого не было» связана с психологизмом. Необычайное в сюжете произведения является «производной» от душевной драмы рассказчика, от его сильнейшего стремления искупить вину, исправить совершённый в детстве поступок.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.