по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Качай Илья Сергеевич
Психология и Психотехника, 2024-1
Качай И.С., Федоренко П.А. - Алгоритм составления концептуализации в рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса c. 24-41

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.69133

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступают практические принципы проведения рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ) А. Эллиса. Предметом исследования является специфика формирования концептуализации клиента в рамках рационально-эмоционально-поведенческого подхода. Цель данного исследования состоит в разработке алгоритма составления клиентской концептуализации в рассматриваемом терапевтическом направлении на основе систематизации активирующих событий, иррациональных верований, ключевых оспаривающих контраргументов, рациональных утверждений и установления взаимосвязи между данными аспектами клиентского опыта. Разработанная в настоящем исследовании концептуализация также позволяет клиенту сформировать абстрактные представления о проблемных сферах жизни, обнаружить свойственные ему общие когнитивно-поведенческие паттерны («схемы»), вывести абстрактные иррациональные верования и рациональные утверждения (новую эффективную философию) и поведенчески подкрепить последние с целью реализации значимых (в том числе глобальных) жизненных целей и ценностей.  Методологической основой работы являются исследования основателей и представителей рационально-эмоционально-поведенческой и когнитивной психотерапий. При написании работы авторы руководствовались системным подходом и общенаучными методами анализа, синтеза, индукции и дедукции. Главным результатом проведённого исследования является разработанная РЭПТ-концептуализация, до настоящего момента отсутствовавшая в рационально-эмоционально-поведенческой терапии, но активно использующаяся в смежном психотерапевтическом подходе – когнитивной терапии А. Бека. Представленная концептуализация и описанный алгоритм её составления способствуют устранению рисков, связанных с недостаточно системным пониманием клиентом абстрактной структуры его эмоциональных и поведенческих расстройств при прохождении рационально-эмоционально-поведенческой терапии, известной своим глубинным философским подходом к решению конкретных проблем, главным образом, за счёт философского диспутирования конкретных иррациональных верований клиента. Научная новизна работы также заключается в описании характерных для большинства клиентов, страдающих от аффективных расстройств, когнитивно-поведенческих паттернов («схем»), сформулированных на основе двенадцати типичных иррациональных верований, выявленных А. Эллисом в 1956 г. Практическая ценность исследования состоит в описании принципов и механизмов генерализации когнитивных и поведенческих изменений на различные сферы жизни клиента.
Философия и культура, 2023-12
Равочкин Н.Н., Качай И.С., Петров М.А. - Личные истории как результат творческой деятельности и инструмент преодоления фрагментированности повседневности: культурфилософский анализ c. 36-47

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.12.69343

Аннотация: Объектом настоящего исследования является фрагментированная повседневность практик социального бытия. Предметом работы выступают личные истории, реализуемые в сторителлинге и рассматривающиеся в качестве результата творческой деятельности субъекта и способа преодоления фрагментированности повседневности современной культуры. Авторы статьи рассматривают фрагментированность повседневности как фактор десоциализации субъекта и нивелирования единых механизмов социальной интеракции. Сторителлинг определяется как способ последовательного изложения человеком различных сюжетных линий и транслирования принципов своего персонального бытия, создающий у реципиентов эффект сопричастности и пробуждающий их воображение. В исследовании обосновывается, что ресурсы сторителлинга позволяют субъекту транслировать персональные ценности, творчески проявлять свою индивидуальность за счёт виртуальной самопрезентации и реагировать на актуальные общественные запросы, тем самым преодолевая фрагментированность повседневности.  В процессе осуществления настоящего научного исследования авторами задействовались компаративистский, аналитико-интерпретативный и типологический методы. В качестве выводов проведённого исследования авторы утверждают положение о том, что общественный порядок и социальное взаимодействие обуславливаются влиянием нарративов каждого субъекта на фундирование собственного бытия и формирование вектора развития всех участников интерсубъективных отношений за счёт распространения принципов персонального существования в системе сторителлинга. Авторы подчёркивают творческий характер личных историй, создание и рассказывание которых выступает предпосылкой для формирования единых принципов социального бытия за счёт транслируемых представлений о социально допустимых правилах и устойчивых образцах поведения, становящихся совокупностью ритуалов. Авторы заключают, что личные истории позволяют субъекту преодолеть фрагментированную повседневность, перейти на качественно новый уровень нормативной детерминации, выработать стратегию самоидентичности и перейти от обособленного способа бытия к целостному существованию в контексте интерсубъективных взаимодействий.
Человек и культура, 2023-6
Качай И.С. - Онтологическое, гносеологическое и антропологическое измерения творчества в контексте классической европейской философии c. 137-152

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69277

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает творчество как культурфилософский феномен. Предметом работы являются онтологический, гносеологический и антропологический аспекты творчества, раскрывающиеся в концептуальном пространстве классической европейской философии. Цель данного исследования заключается в выявлении способов осмысления творчества как культурфилософского феномена сквозь призму воззрений крупнейших представителей европейской философской мысли. При рассмотрении сущностных оснований творчества особое внимание уделяется онтологической, гносеологической и антропологической природе творчества, акцентирующейся в концептуальных построениях Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка, И. Канта и В.Ф.Й. Шеллинга. Помимо этого, в работе артикулируется тенденция дифференцирования подлинных и мнимых творческих интенций субъекта, в явном или имплицитном формате наличествующая в смысловом поле классической европейской философии. Актуальность исследования детерминируется современной тенденцией подмены творчества как свободного и вдохновенного процесса формирования нового бытия механистическими и алгоритмическими актами комбинаторного конструирования продукта с целью удовлетворениях сугубых прагматических интересов. Теоретической основой данного исследования являются оригинальные работы представителей классической европейской философии, а также современные исследования в области философии творчества. Методологическим фундаментом работы выступают компаративистский анализ и метод контекстуального видения творчества. Основным результатом проведённого исследования является артикуляция понимания феномена творчества в контексте классического периода развёртывания европейской философской мысли с позиций онтологического, гносеологического и антропологического подходов. На основе выявленных аспектов искомого культурного феномена представлено исторически детерминированное понятие творчества. Научная новизна исследования также заключается в обнаружении и акцентировании как явных, так и имплицитных стремлений классиков европейской философии к сущностному размежеванию подлинных и мнимых интенций творческого субъекта. Выявленные интенции вкупе с концептуализированными онтологическими, гносеологическими и антропологическими воззрениями европейских мыслителей относительно природы творчества позволили разработать рабочую дефиницию мнимого творчества. В этом отношении онтологический, гносеологический и антропологический аспекты творчества в перспективе могут образовать систему критериев, позволяющих дифференцировать подлинные и мнимые творческие интенции.
Психология и Психотехника, 2023-4
Качай И.С., Федоренко П.А. - Отличительные особенности подходов рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса и когнитивной терапии А. Бека в клинической практике и психотерапии эмоциональных расстройств c. 118-136

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.69064

Аннотация: Объектом данного исследования являются теоретико-методологические особенности когнитивно-поведенческого направления психотерапии. Предмет исследования – сравнительная характеристика рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ) А. Эллиса и когнитивной терапии (КТ) А. Бека в контексте диагностических и терапевтических интервенций. Цель настоящей работы состоит в выявлении и концептуализации специфических особенностей подходов А. Эллиса и А. Бека при проведении психотерапии эмоциональных расстройств. Авторы подробно исследуют когнитивную модель формирования дисфункциональных реакций, анализируют взаимодетерминацию дисфункциональных убеждений сквозь призму обоих подходов, сопоставляют философское и когнитивное решения проблемы эмоциональных нарушений, исследуют соотношение автоматических мыслей и иррациональных верований, а также акцентируют отличия когнитивной терапии А. Бека и рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса в когнитивном, эмоциональном и поведенческом ракурсах. Особое внимание уделяется исследованию последовательности изменения уровней мышления сквозь призму рассматриваемых терапевтических методов. Методологическим фундаментом работы предстают исследования основателей и представителей когнитивной и рационально-эмоционально-поведенческой терапий. При написании работы авторы руководствовались системным подходом и сравнительным методом. Основным выводом проведённого исследования является положение о том, что генеральным отличием исследуемых подходов предстаёт расхождение в обосновании структуры дисфункционального мышления и последовательности изменения различных его уровней. Если в когнитивной терапии А. Бека когнитивная реструктуризация реализуется по нисходящему принципу, последовательно затрагивая уровни автоматических мыслей, промежуточных убеждений (когнитивных искажений) и я-концепции (глубинных убеждений), то в рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса процедура диспутирования (оспаривания) иррациональных верований осуществляется по восходящему принципу, переходя от модификации императивных и производных оценочных убеждений к изменению автоматических восприятий и выводов. Научная новизна работы также заключается в уточнении категориального каркаса когнитивно-поведенческой терапии в аспекте прояснения содержания и соотношения понятий «иррациональное верование», «дисфункциональная установка» и «когнитивное искажение». В исследовании также намечены перспективы интеграции когнитивной терапии А. Бека и рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса.
Философия и культура, 2022-7
Качай И.С. - Онтологическая детерминанта феномена творчества в концептуальном пространстве неклассической философии c. 44-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38434

Аннотация: Предметом исследования выступает онтологическая природа феномена творчества в контексте концептуальных построений важнейших именных пластов неклассической философии. Цель работы – раскрыть онтологическую сущность творчества в контексте европейской философии XIX–XX столетий на материале трудов А. Шопенгауэра, А. Бергсона, Ж.-П. Сартра, А. Камю и М. Хайдеггера. Теоретико-методологической основой исследования являются произведения представителей неклассического периода развития философской мысли, а также труды современных отечественных и зарубежных исследователей, в своих работах прямо или косвенно затрагивающих проблему онтологической детерминанты творчества. Центральными методами исследования предстают сравнительный и комплексный методы для установления связей и отношений между явлениями, входящими в сферу бытия творчества, а также аналитико-интерпретативный метод для анализа существующих трактовок изучаемого феномена и представления авторской позиции.   Научная новизна исследования состоит в выявлении и систематизации философских представлений относительно онтологической детерминанты творчества в концептуальном поле западноевропейской неклассической философии XIX–XX столетий. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что в рамках неклассической философии онтологическая природа творчества раскрывается как на уровне объективной реальности (порождение и изменение наличествующего бытия), так в экзистенциально-личностном пространстве субъекта (самосозидание и самотрансцендирование посредством реализации иррационально-волевых интенций и смысложизненных ориентаций). В отличие от классической традиции философствования, абсолютизирующей гносеологический компонент творчества субъекта, в предметном поле неклассической философии творчество возвращает себе онтологическую укоренённость, поскольку выступает генеральным экзистенциальном человеческого бытия, раскрываясь сквозь призму таких понятий, как Воля к жизни, чистая длительность, творческая эволюция, Жизненный порыв, воображающее сознание, бунт против абсурда, выдвижение истины и выход из неподлинности.
Философская мысль, 2016-10
Качай И.С. - Лингвистические, праксиологические, антропологические и онтологические основания соотношения понятий "творчество" и "креативность" c. 32-49

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.2064

Аннотация: Объектом исследования является творчество как онтологический феномен. Предметом изучения предстают различные основания соотношения понятий "творчество" и "креативность", выступающие в качестве критериальной базы сущностного размежевания исходных феноменов. Понятие "творчество" осмысливается как внутренне свободный, спонтанный, непредсказуемый и альтруистический процесс импровизационного создания качественно нового бытия, имеющего социокультурную значимость, обладающего высокой степенью совершенства, а также ориентированного на целостное познание реальности, духовно-нравственное совершенствование универсума и самореализацию субъекта. Понятие "креативность" обосновывается как зависимый от внешних факторов, алгоритмический, технологический и прагматический процесс шаблонного комбинирования уже наличествующего бытия, представляющего ценность для массового потребителя, имеющего низкий уровень исполнения, а также направленного на фрагментарное постижение мира, общественное признание и эпатажную самопрезентацию. Методология настоящего исследования опирается на герменевтический метод, позволяющий интерпретировать смысловую нагрузку понятий "творчество" и "креативность" под углом зрения лингвистических, праксиологических, антропологических и онтологических знаний. Научная новизна проведённого исследования состоит в обосновании креативности как подобия, имитации и суррогата созидательного процесса, характеризующегося плагиативной, утилитарной и механистической природой и предстающего творчеством массового и потребительского назначения. Особым вкладом автора в исследование темы является формулирование авторского понимания креативности в качестве псевдотворчества, обоснование степени правомерности использования понятия "креативность" в научных исследованиях творчества и актуализация антисинонимичного подхода к соотношению понятий "творчество" и "креативность" посредством разработки лингвистических, праксиологических, антропологических и онтологических оснований их соотношения. Основным выводом исследования является постулирование недопустимости отождествления понятий «творчество» и «креативность» во избежание процессов дегуманизации социальных отношений и девальвации личностного начала.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.