по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 07, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 05-08-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2022
Круглый стол
Яркова Е.Н., Черникова И.В., Диев В.С., Закс Л.А., Кудашов В.И., Дягилева Т.В., Михайлов И.С. - Философские традиции российских регионов: прошлое, настоящее, будущее (МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА) c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.7.38233

EDN: MTDHTU

Аннотация: Статья является кратким изложением содержания круглого стола, состоявшегося в апреле этого года. Тема обсуждения: философские традиции регионов России. Представлены разные точки зрения относительно понимания самого феномена философских традиций регионов России, его сущности и различных аспектов существования. Делается попытка реконструировать историю формирования философских традиций в таких регионах России, как: Томск, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Тюмень. Обсуждается проблема соотношения философских традиций регионов России и таких явлений в науке, как «научный провинциализм», «туземная наука». Выступающие дистанцируются от однозначно апологетических или критических подходов к изучению философских традиций регионов России, культивируя аналитический подход. Выявляются факторы, повлиявшие на формирование философских традиций в этих регионах: присутствие в регионе философов-подвижников, обладающих харизматическим даром внушать молодежи любовь к философии, интерес к тому или иному направлению философствования (логика и методология науки, эстетика, этика); наличие естественнонаучных или социально-гуманитарных школ, внутри которых рождается стремление к философскому осмыслению конкретно-научных проблем; формирование определенной региональной и общероссийской социокультурной ситуации, которая становится триггером развития философских традиций регионов России; культивирование разнообразия интеллектуальной жизни, отказ от интеллектуального авторитаризма и переход интеллектуальному плюрализму; развитие системы высшего университетского образования – появление философского факультета, становление философского сообщества, образование философской культурной среды. Новизна предлагаемого читателю проекта заключается в том, что практически впервые предпринята попытка репрезентации сразу нескольких региональных философских традиций, что позволяет выявить их общие и особые сущностные характеристики. В заключении констатируется, что осмысление путей развития философского знания в России является сложной, но важной задачей.
Эстетика
Загрядская А.С. - Репрезентация боли и метаморфозы эстетики от Средневековья к Новому времени c. 21-35

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.7.38464

EDN: GVVXAA

Аннотация: В статье осуществляется эстетико-философский анализ причин исторических изменений изображения боли в западноевропейской культуре. Возникающая в эпоху Возрождения концепция страданий рассматривается как значимое отражение общей трансформации чувственности. Обозначаются основные подходы к феномену боли в гуманитарных науках и различные точки зрения на возможность ее репрезентации художественными средствами. В фокусе внимания находятся изменения пространственно-временных ориентаций культуры, а также обусловленные ими эстетические метаморфозы, рассмотренные на примере того, как художественное творчество раскрывало тему боли. Изменение эстетического сознания от Средних веков к Новому времени анализируется на примерах из средневекового, ренессансного и барочного искусства. Исследуется складывание концепции личного экзистенциального страдания и его отражение в артефактах культуры.   Новизну исследования составляет концепция эстетического механизма Ренессанса, понятого как смена форм чувственности, которые структурируют опыт. Такие трансформации ведут к появлению новых художественных форм, что в особенности характеризует эпоху Возрождения. Основания метаморфоз чувственности обнаруживаются в изменении образа реальности, который сформировал возрожденческую эстетику и предопределил последующие культурные тенденции. Рассмотрены социальные и богословские причины этих перемен, их осмысление философами-гуманистами. Исследование проводит связь между новым пониманием времени и пространства, сообщаемого как потустороннему миру, так и земной жизни, и углублением личного аффективного опыта и эстетического компонента. Делается вывод о том, что результатом нового хронотопирования стало усиление имманентного переживания страдания и становление иного способа репрезентации.
Философия познания
Качай И.С., Петров М.А. - Проблема творческого воображения. Кантианская и шеллингианская концепции продуктивного воображения как гносеологического и онтологического источника творчества c. 36-46

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.7.38462

EDN: DUXCUM

Аннотация: Объектом данного исследования является проблема творческого воображения. Предмет исследования – онтологическая и гносеологическая природа продуктивного воображения в контексте философских исканий И. Канта и Ф.В.Й. Шеллинга. Цель настоящей работы заключается в концептуализации онтологической и гносеологической детерминант продуктивного воображения на основе кантианской и шеллингианской философских доктрин. Методологическим фундаментом настоящего исследования предстают оригинальные труды указанных мыслителей немецкой классической философии, а также актуальные работы отечественных и зарубежных специалистов в сфере философии творчества. Авторы исследования в своей работе руководствовались сравнительно-историческим, аналитико-интерпретативным, герменевтическим и феноменологическим методами. Научная новизна работы состоит в раскрытии онтологической и гносеологической укоренённости продуктивного воображения. Помимо этого, авторы разграничивают воображение как способность порождения оригинальных образов на основе синтеза и преобразования эмпирического материала и фантазию как способ «виртуальной» реализации неудовлетворённых потребностей и бегства от действительности. Основным выводом проведённого исследования выступает положение о том, что в философском учении И. Канта продуктивное воображение раскрывается в гносеологическом ракурсе, представая в качестве генеральной познавательной способности и условия трансцендентального синтеза чувственности и рассудка, в то время как в шеллингианской философии продуктивное воображение рассматривается под онтологическим углом зрения, обосновываясь как способность субъекта наделять физические объекты идеальной действительностью.
Социальная философия
Линде А.Н. - Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой о соотношении личности, индивида и общества c. 47-54

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.7.38506

EDN: BZRJST

Аннотация: Основным предметом данной статьи является соотношение человека как личности или как индивида и общества в художественно-философском творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Основная цель этой работы - в сравнении со структуралистским подходом, проанализировать основные положения подходов Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, затронувших проблему соотношения человека как личности или как индивида и общества. Основные задачи этой статьи: проанализировать, чем отличаются концепции личности и индивида, и каково соотнесение личности и индивида с обществом в целом. Затем определяется, каково понимание индивида и его, чисто функциональной, роли в социуме структуралистском подходе. Наконец, выявляется понимание человека как уникальной личности, сотворённой по образу и подобию Божьему в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Определяется, в чём преимущество такого, экзистенциально-персоналистского подхода двух российских мыслителей перед структуралистским направлением и его подходом к индивиду как только к «винтику» системно-функционально регулируемого социума. Так, как показывается в статье, структурализм предполагает доминирование общего, целого над индивидуальным, частным и нивелирует человека как личность, превращая его в только атомарного социального индивида. В противоположность структурализму, Ф.М. Достоевский и Л. Н. Толстой развивают подход к человеку как к личности и предлагают оригинальную модель общества как взаимосвязанного сообщества личностей. Как доказывается в исследовании, мыслители также повлияли на персоналистскую философию XX в., а их подход в целом позволяет человеку реализоваться как подлинная, независимая личность, а не как управляемый социальной системой индивид, порабощаемый социумом.
Философия науки
Филатова М.И. - Генезис новой науки и христианство в свете проблемы бесконечности c. 55-86

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.7.30044

EDN: FZJSUT

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь философской и богословской онтологий в контексте решающей для генезиса новой науки проблемы соотношения конечного с бесконечным. Впервые предлагаются основания для восполнения одностороннего подхода к исследованию генезиса новой науки в рамках истории философии, где не может быть вполне раскрыт вопрос о влиянии христианства. Установлено, что апории Зенона Элейского являются философским эквивалентом евангельской притчи о брачном пире, а эта последняя богословским эквивалентом рассуждений Зенона. В работе использованы методы анализа, обобщения, сравнения. Показано, что основателями новой науки решение проблемы соотношения конечного и бесконечного проводится именно по «схеме Зенона». И ввиду эквивалентности этой схемы евангельской притчи о брачном пире находят объяснение онтологические изменения, вызвавшие современный кризис субъект-объектной парадигмы, а также кризис идентичности Я-субъекта. Автор приходит к выводу об онтотеологическом характере происхождения новой науки, в свете которого находят своё место трансгуманистические намерения обновить природу человека.
Социальная философия
Крюкова Ю.Е. - Социальные нормы в обществе как неотъемлемый фактор формирования и оценки репутации индивида c. 87-96

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.7.26606

EDN: GCWLAA

Аннотация: Одна из проблем в исследовании репутации, которая встает перед специалистами разных областей, — это поиск факторов формирования и критериев оценки ценностных характеристик субъектов как индивидуализированных, так и коллективных. Так, например, специалисты в области теории игр придерживаются мнения о том, что существуют теоретико-игровые модели репутации и нормы деятельности, а сама репутация, в их исследовании является, в некотором смысле, рефлексией над нормой деятельности. В данной статье ставится задача рассмотреть социальные нормы, во-первых, в качестве фактора формирования репутации, во-вторых, в качестве фактора оценки субъекта. В период воспитания происходит интериозация социальных норм и формирование систем ценностей, что отражается на деятельности субъекта. На основании анализа деятельности субъекта можно судить о репутации. Само понятие «репутация» носит полисемантический характер. Это позволяет нам говорить о репутации, с одной стороны, как об определенном явлении, сложившейся системе оценок и ценностных характеристик, с другой, как о процессе формирования таких оценок и характеристик. В последнем случае оказывается, что «репутация» в качестве процессуального понятия оборачивается к нам в виде процесса поиска ценностных характеристик субъектов и результатов их деятельности и процесс принятия решения о том, какую оценку дать деятельности субъекта.В статье будет показано, что соответствие или несоответствие деятельности субъекта общепринятым социальным нормам, а также ценностным предпочтениям оценивающего субъекта оказывается одним из основополагающих факторов для принятия решения относительно репутации оцениваемого субъекта как индивидуализированного, так и коллективного.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.