ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Петров Михаил Александрович
Философия и культура, 2024-2
|
Качай И.С., Равочкин Н.Н., Петров М.А. - Философия творчества: концептуальные подходы В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева |
|
c. 14-28
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.2.69975
Аннотация: Объектом данного исследования выступает творчество как культурфилософский и историко-философский феномен. Предметом работы является обоснование сущности творчества русской религиозной философией на примере учений В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева. Цель настоящей работы заключается в выявлении и артикулировании ключевых смысловых конструктов творчества с позиций вышепредставленных мыслителей. В статье также исследуются представления о природе творчества и специфических особенностях творческого субъекта сквозь призму актуальных концепций социально-гуманитарной направленности. Осуществляется краткий историко-философский экскурс понимания онтологической природы творчества, раскрываются современные онтологические концепции творчества и предлагается бытийно ориентированное понятие творчества. Творчество в контексте религиозно-философских исканий В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева рассматривается, соответственно, как процесс свободной теургии и экстатического трансцендирования. Теоретической основой исследования предстают оригинальные труды В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева, а также различные комментирующие научные источники. Методологическим фундаментом работы является компаративистский анализ и метод контекстуального видения творчества, посредством которых раскрывается смысл феномена творчества в концептуальных построениях вышепредставленных мыслителей. Главным результатом проведённого исследования является артикуляция ключевых аспектов понимания творчества В.С. Соловьёвым и Н.А Бердяевым. Показывается, что для первого философа центральной задачей творчества выступает одухотворение материального мира посредством осуществления всеединства Блага, Истины и Красоты, в то время как второй мыслитель основной миссией творчества полагает учреждение субъектом принципиально иного духовного бытия. Если для Соловьёва творчество раскрывается как способ восхождения человека к Богу, а субъект творчества выступает своего рода пророком потенциального совершенного мира, то Бердяев обосновывает творчество человека в качестве продолжения божественного дела миротворения, а самого творческого субъекта – как со-творца и воплотителя новой жизни. Научная новизна исследования также заключается в сравнительной характеристике концепций творчества данных мыслителей в аспекте сущности, задач, значения, материала, источников, функций, результата и иных структурных компонентов творчества.
Философия и культура, 2023-12
|
Равочкин Н.Н., Качай И.С., Петров М.А. - Личные истории как результат творческой деятельности и инструмент преодоления фрагментированности повседневности: культурфилософский анализ |
|
c. 36-47
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.12.69343
Аннотация: Объектом настоящего исследования является фрагментированная повседневность практик социального бытия. Предметом работы выступают личные истории, реализуемые в сторителлинге и рассматривающиеся в качестве результата творческой деятельности субъекта и способа преодоления фрагментированности повседневности современной культуры. Авторы статьи рассматривают фрагментированность повседневности как фактор десоциализации субъекта и нивелирования единых механизмов социальной интеракции. Сторителлинг определяется как способ последовательного изложения человеком различных сюжетных линий и транслирования принципов своего персонального бытия, создающий у реципиентов эффект сопричастности и пробуждающий их воображение. В исследовании обосновывается, что ресурсы сторителлинга позволяют субъекту транслировать персональные ценности, творчески проявлять свою индивидуальность за счёт виртуальной самопрезентации и реагировать на актуальные общественные запросы, тем самым преодолевая фрагментированность повседневности. В процессе осуществления настоящего научного исследования авторами задействовались компаративистский, аналитико-интерпретативный и типологический методы. В качестве выводов проведённого исследования авторы утверждают положение о том, что общественный порядок и социальное взаимодействие обуславливаются влиянием нарративов каждого субъекта на фундирование собственного бытия и формирование вектора развития всех участников интерсубъективных отношений за счёт распространения принципов персонального существования в системе сторителлинга. Авторы подчёркивают творческий характер личных историй, создание и рассказывание которых выступает предпосылкой для формирования единых принципов социального бытия за счёт транслируемых представлений о социально допустимых правилах и устойчивых образцах поведения, становящихся совокупностью ритуалов. Авторы заключают, что личные истории позволяют субъекту преодолеть фрагментированную повседневность, перейти на качественно новый уровень нормативной детерминации, выработать стратегию самоидентичности и перейти от обособленного способа бытия к целостному существованию в контексте интерсубъективных взаимодействий.
|