по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Федорова Айталина Родионовна
Человек и культура, 2023-6
Федорова А.Р., Гоголев А.И. - Трансформация зимнего костюма в Якутия в эпоху модернизации конца XIX – середины ХХ вв. c. 114-129

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69142

Аннотация: В настоящей статье рассматривается процесс изменения повседневной одежды в Якутии конца XIX – середины ХХ вв. на примере зимнего костюма. Данный исторический период ознаменовывался активными модернизационными процессами в регионе, что отразилось и на материальной культуре населения. Актуальным в этом ключе является вопрос адаптации жителей крайнего севера к новым экономическим условиям: как происходил переход от традиционного уклада к советской культуре. Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что культура и технологии традиционного пошива одежды из меха и кожи сохранились в изучаемый период именно из-за необходимости населения самообеспечивать себя зимней одеждой в условиях нехватки товаров и сырья. Хронологические рамки исследования охватывают период конца бытования традиционного якутского костюма и заканчиваются серединой ХХ века.  Для изучения зимнего костюма ХХ задействованы фотоматериалы, на которых запечатлены образцы повседневной одежды. Рассмотрены фотографии из фотофондов Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, куда входят снимки как из государственных, так и частных коллекций. Кроме того, для дополнения данных проводились консультации с информантами. Настоящая тема еще не становилась предметом специального изучения, поскольку костюм этого периода уже не является этническим. Тем не менее на наш взгляд она является интересной в контексте изучения адаптации народных традиций к модернизационным процессам. С использованием визуальных и полевых источников рассмотрена трансформация повседневной одежды в Якутии изучаемого периода. Авторы статьи пришли к выводам, что в эпоху модернизации произошла резкая смена уклада жизни, которая отразилась и на материальной культуре жителей Якутии. Унификации в гардеробе граждан советского государства первой половины ХХ века не всегда могли покрывать потребности жителей специфических климатических зон, в том числе и жителей северных республик. Это способствовало сохранению традиционных технологий ручного производства зимней одежды.
Genesis: исторические исследования, 2021-9
Федорова А.Р. - К вопросу о формировании якутской страшилки как жанра современного фольклора c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.9.36403

Аннотация: В данной работе проводится исследование якутской страшилки: ее формирования и сущности. Современная якутская страшилка берет свои корни из традиционной культуры, но по своей жанровой форме является современным городским фольклором. Целью нашего исследования являлось, с точки зрения антропологии, понять, как этот процесс синтеза происходил, в какой период и почему. Также в исследовании производится попытка анализа отличий якутских пугающих мотивов от советских и общероссийских и выявления основных традиционных источников формирования якутской страшилки. В этом исследовании мы не ставим перед собой цель изучения страшилки с точки зрения фольклористики и не рассматриваем отдельные истории для анализа, страшилка здесь выступает как важная часть современной этнической культуры, в которой сохранились традиционные образы, как результат перехода традиционной жизни в индустриальное общество.   Отдельно данному вопросу ранее в научной литературе внимания не уделялось, что и является новизной данного исследования. Источниками в данной статье являются теоретические работы о якутской культуре, фольклоре в целом и отечественной и советской страшилке. Также источником выступают полевые материалы автора, представленные выдержками из материалов интервью и социологического опроса. В результате исследования автор приходит к выводу, что современная якутская страшилка начинает свое формирование в 1970-ые годы. Основой для нее становится якутский традиционный фольклор, который приобретает формы советской страшилки и образует новый жанр современного устного творчества.
Человек и культура, 2019-6
Федорова А.Р., Слепцова А.А. - Отражение образа мамонта в духовной культуре народов Якутии c. 164-170

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31072

Аннотация: Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре народов населяющих Якутию. Мамонтовая фауна всегда, так или иначе, влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов. Эти представления сыграли достаточно существенную роль в духовной культуре народов Якутии и в данной статье проводится попытка изучения в их фольклоре архетипа мамонта как части этнической культуры. При изучении данной темы были использованы следующие методы исторического исследования: историко-генетический, сравнительный, системный и метод абстрагирования. На сегодняшний день имеются разрозненные данные о представлении разных народов о мамонтовой фауне. Как правило эти мифы записаны комплексно со всем спектром фольклора того или иного этноса и объемно не рассматривались в едином контексте. Новизной данного исследования является попытка сбора, систематизации и анализа данных о роли мамонта в фольклоре народов Якутии, выявление категории образов, отражающих традиционные представления о мамонте и определение их региональных особенностей. По итогам исследования можно прийти к выводам, что представления о мамонте у народов Якутии можно разделить на две категории: более реалистичные восточные (у автохтонов Севера юкагиров и чукчей) и более фантастический западный (у якутов, эвенов и эвенков). В целом, мамонт для всех перечисленных народов является важным и сакральным животным, который имеет хтонические черты, но и несет в себе религиозные посреднические функции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.