по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Хасиева Мария Алановна
Философия и культура, 2022-3
Хасиева М.А. - Социокультурные проблемы полицентрического развития городов в контексте урбанизации c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.35325

Аннотация: В статье рассматривается культурфилософское и социально-философское значение полицентричных стратегий градостроительства в рамках исторического процесса урбанизации. Сетевое и полицентричное градостроительство начало развиваться в 19 веке, было связано с новым курсом на осознанное и планомерное развитие городов и предполагало равномерное распределение общественных объектов и коммуникаций, объединение городского пространства с соединительными осями, интеграцию транспортной и инженерной инфраструктуры. Эти тенденции в градостроительстве были обусловлены взаимосвязанными технологическими, экономическими, социальными и политическими факторами, такими, как научно-технический прогресс, промышленная революция, быстрая урбанизация. Целью статьи является определение социального и культурного значения градостроительных стратегий, реализованных в некоторых европейских столицах XIX века в контексте общего процесса урбанизации. Научная новизна статьи определяется произведенным соотнесением рассматриваемой темы с проблемами современных городских структур. Статья основана на междисциплинарном, комплексном и системном теоретическом подходе. Проведен теоретический анализ градостроительных стратегий и освоения городского пространства с целью выявления наиболее перспективных и прогрессивных тенденций градостроительства, предвосхитивших современные принципы формирования городского пространства. Выводы статьи включают в себя характеристику влияния полицентрического городского развития на формирование психосоциальной среды и типичных характеристик духовной жизни горожан. Обзор исследований, посвященных социокультурным и философским проблемам урбанистики помогает выявить влияние полицентричного городского планирования в том числе и на современное общество, жителей современных городов.
Философия и культура, 2020-4
Хасиева М.А. - Человек и техника в философии Л. Мамфорда c. 11-19

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.4.32619

Аннотация: Предметом данного исследования выступает проблема технизации природы человека, исследуемая в творчестве американского историка, социолога и философа техники Л. Мамфорда. В западной философской традиции существует традиционное противопоставление техники и природы, техники и человека. Влияние научно-технического прогресса на сознание человека и его телесную природу неоспоримо. Но при этом и сама эволюция техники отражает в себе интенции развития интеллектуальной культуры. Таким образом, техника изначально амбивалентна по отношению к человеку: она оказывает на него и дезинтегрирующее, и организующее влияние. Техника отделяет человека от природы и выстраивает новые предметные и ценностные системы. В статье используется описательный метод исследования, проводится характеристика наиболее значимых работ Л. Мамфорда, применяется герменевтический подход и метод структурного анализа текстов его произведений. Основным вкладом автора в разработку темы является разносторонний анализ интерпретаций Л. Мамфордом философских проблем техники. Во многих существующих исследованиях акцентируется его негативная оценка техники: процесс технизации он связывает с дегуманизацией, милитаризацией и закреплением тоталитарных способов социальной организации. Однако необходимо учитывать, что в течение своего творческого пути Л. Мамфорд существенно менял контекст исследования техники: так, в своей ранней работе “Техника и цивилизация” (1934) Мамфорд оптимистично определяет современный, или “неотехнический” этап развития общества. Выводы исследования касаются социокультурного и социально-экономического значения техники, детально фокусируясь на антропологической проблеме влияния техники на человеческую природу.
Философия и культура, 2019-1
Хасиева М.А. - Психосоциальный анализ архитектуры XX в. в философии П. Слотердайка c. 42-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28705

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является теория взаимосвязей между архитектурной тектоникой XX в. и изменениями в социальном пространстве и, как следствие, в индивидуальной психической жизни человека. Исследование проводится на материале работ одного из наиболее значимых представителей антропологического подхода в философии архитектуры, немецкого философа П. Слотердайка. Свою концепцию архитектуры Слотердайк выстраивает через определение сущности сознания современного человека, которое отражает в себе явления социальной реструктуризации, изменения в общественно-политической и культурной жизни. В статье рассматриваются анализируемые философом стратегии и закономерности, характерные для градостроительства и архитектурного проектирования XX в. Методология исследования включает в себя описательную характеристику философии архитектуры П. Слотердайка, герменевтический анализ текстов его работ, а также сравнительный анализ его идей с теориями других значимых представителей философии архитектуры. Научная новизна данной темы обусловлена малоисследованностью философии архитектуры Слотердайка в русскоязычной научной литературе. В выводах, сформулированных в статье, систематизируются и обобщаются его ключевые идеи, касающиеся взаимообусловленности архитектуры XX в. со сферой психосоциального, а также проводится сопоставление его философской концепции с содержанием теорий других философов архитектуры.
Культура и искусство, 2017-12
Хасиева М.А. - Значение символов и образов античной культуры в гипотезе И. Джонса (1573 - 1652) о происхождении Стоунхенджа c. 108-114

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.24774

Аннотация: Предметом исследования статьи выступает проблема репрезентации символов и образов античной культуры в творчестве одного из наиболее значимых английских архитекторов и сценографов Иниго Джонса (1573 - 1652). Античное влияние интерпретируется не только в рамках формирования творческого метода И. Джонса, характеризующегося эклектическим взаимодействием двух разнонаправленных стилей – барокко и палладианства. Отдельным вопросом, подлежащим рассмотрению, является феномен осознанно конструируемого в его произведениях уровня символических смыслов, в котором образы античной культуры используются для трансляции государственной и властной концепции стюартовской Британии начала XVII в. Гипотеза И. Джонса о происхождении Стоунхенджа, рассматриваемая в статье, являет тому яркий пример. Методология исследования включает в себя описательную характеристику архитектурного и сценографического методов И. Джонса, историографический обзор исследовательской литературы, посвященной рассматриваемой теме, а также анализ текста трактата И. Джонса, посвященного проблеме происхождения Стоунхенджа. Научная новизна данной темы обусловлена малоисследованностью гипотезы И. Джонса о Стоунхендже в контексте аллегорической репрезентации властного мифа Стюартов. Выводы, формулируемые в статье, раскрывают малоизвестные аспекты символизации античной культуры в произведениях И. Джонса, а также значение этой гипотезы в рамках реализуемой в творчестве Джонса стратегии формирования образа государства и монарха.
Филология: научные исследования, 2016-2
Хасиева М.А. - «Русский юморист»: представители группы Блумсбери о категории комического в произведениях Ф.М. Достоевского

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.19486

Аннотация: Предметом рассмотрения в данной статье являются интерпретации творчества Достоевского в критике В. Вулф и Л. Стречи. Интерес блумсберийцев к творчеству Достоевского, во многом предопределенный общеевропейским увлечением русской культурой и носивший ощутимый отпечаток колониального ориентализма, знаменовал при этом этап подлинного знакомства британской интеллигенции с русской литературой. При том, что в основных своих оценках поэтики Достоевского Вулф и Стречи были солидарны, они значительно расходились в характеристиках комедийной составляющей его произведений. Методология исследования включает в себя как обзор ряда произведений В. Вулф и Л. Стречи, так и герменевтический анализ данных текстов с учетом историко-культурного контекста восприятия творчества Достоевского в среде блумсберийцев. Научная новизна данной темы обусловлена малоисследованностью юмористического аспекта творчества Достоевского в европейской критике начала XX в. На основании обзора статей В. Вулф и Л. Стречи делаются выводы о сходствах и различиях их трактовок юмористической составляющей творчества Достоевского, а также выявляются истоки их критических позиций.
Филология: научные исследования, 2012-3
Хасиева М.А. - Социокультурный контекст творчества Вирджинии Вульф
Аннотация: В статье рассматриваются основные социокультурные факторы, повлиявшие на становление творческого метода В. Вульф. Проблематика исследования весьма актуальна и перспективна в контексте культурологического осмысления процесса идейного взаимодействия в различных сферах культуры. В ходе исследования проводится анализ как критической, так и художественной прозы В. Вульф, на основании чего делается вывод о том, что используемые ей способы повествования (техника потока сознания, внутренний монолог, интертекстуальность) формировались под влиянием целого комплекса социокультурных тенденций и художественных направлений, распространившихся в Европе начала XX в. Среди наиболее значимых факторов формирования творческой концепции Вульф выделяется литературный спор эдвардианцев и георгианцев, увлечение русской культурой в Европе, идеи феминизма первой волны, теория психоанализа, некоторые установки философии жизни. Сделанные в ходе работы выводы концентрируют внимание на преемственной связи идей в культуре и предполагают перспективу исследования влияния творчества В. Вульф на литературу эпохи постмодернизма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.