по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Прищепа Александр Сергеевич
Genesis: исторические исследования, 2024-1
Прищепа А.С., Хазов В.К. - Организация учебного процесса в постблокадное время в Ленинграде c. 148-160

DOI:
10.25136/2409-868X.2024.1.68716

Аннотация: Настоящая статья посвящена организации образовательного процесса в послевоенном Ленинграде. Работа основывалась на принципах объективизма и историзма, в рамках данного исследования был реализован системный подход, использовались синхронно-диахронный, историко-типологический и историко-генетический методы. Авторы рассматривают организацию образовательного процесса как один из важнейших факторов быстрого и устойчивого восстановления промышленности в Ленинграде во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Прямым следствием войны и блокады стало масштабное разрушение помещений заводов, оборудования, разрушение логистических цепочек, но главное массовая гибель людей, в том числе и многих высококлассных специалистов. Само по себе восстановление материально-технической составляющей промышленного производства города с опорой на задействование ресурсов других регионов было возможно, но обеспечение устойчивого развития Ленинграда требовало восстановления систем подготовки трудовых и научных кадров. В настоящем исследовании применялись принципы объективизма, историзма, и системности научного подхода. Системный подход, помог авторам изучить основные компоненты, влияющие на процесс восстановления системы подготовки кадров высшей квалификации и профессионального развития специалиста в рамках ВУЗа в Ленинграде, изучив качественный профессорско-преподавательский состав. Кроме того, блокада нанесла огромный ущерб (прежде всего материальный) ленинградским университетам. Устранение этого ущерба в послевоенный период осуществлялось во многом трудом сотрудников, студентов и преподавателей ВУЗов Ленинграда. Еще более значим вклад ленинградских учебных заведений в дело восстановления научно-образовательного потенциала города. Сочетание педагогической и научно-практической мысли позволило создать многие послевоенные промышленные предприятия. Работа студентов и молодых ученых способствовала возобновлению производства практически всей номенклатуры довоенной, а также разработке новых видов продукции (современных машин, станков, приборов). Авторы приходят к выводу, что в результате деятельности учебных и научных заведений Ленинграда в конце 1940-х – начале 1950-х гг., ленинградская промышленность смогла восстановить свой научно-технический потенциал. Общим следствием этого стало достижение объема валовой выпускаемой продукции довоенного уровня (в конце 1940-х годов) и превышение довоенных показателей к 1950 году.
Genesis: исторические исследования, 2023-3
Красноженова Е.Е., Кулик С.В., Прищепа А.С. - Научно-производственная деятельность ленинградских вузов в годы блокады (на примере Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина) c. 40-46

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.3.39907

Аннотация: Статья посвящена анализу научно-практической и производственной деятельности сотрудников Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина в период блокады. Цель научной публикации заключается в исследовании примеров реальной практической помощи сотрудников Политехнического института в годы блокады через научно-исследовательскую работу. В процессе исследования автором применялся метод компаративного анализа, а представленные виды и особенности технологического улучшения выполнения производственных операций показаны с помощью описательного приема. Принципы историзма и научной объективности помогли авторам раскрыть объективные факторы, влиявшие на помощь промышленно-трудовому коллективу города на производстве. В работе впервые представлены случаи участия научного коллектива вуза в организации ряда мероприятий, связанных с перепрофилированием мирного производства под военные нужды, участии в разработке и строительстве ледовой трассы «Дорога жизни». В заключении стоит отметить, что научно-педагогические сотрудники Ленинградского политехнического института внесли огромный вклад в организацию работы промышленных предприятий в годы блокады. Большинство научных работ ученых вуза носило практический характер. Находясь в экстремальных условиях, несмотря на все трудности, профессорско-преподавательский состав вуза продолжал работать, издавать труды, проводить эксперименты, позволившие обеспечить работу предприятий ленинградской промышленности, внося тем самым огромный вклад в Победу над фашизмом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.