по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шигурова Татьяна Алексеевна
Человек и культура, 2023-3
Шигурова Т.А. - Накосник пулокерь как компонент мокшанского национального костюма: к проблеме генезиса и этнокультурных смыслов c. 69-88

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40553

Аннотация: Данная статья представляет опыт исследования уникального накосника мокшанских женщин пулокерь, бытовавшего с VIII по XVIII вв. в традиционном женском костюме в качестве этнического символа народа. Рассмотрены важнейшие аспекты характеристики накосника, связанные с определением причины появления этого артефакта, выявлением общего отношения к волосам в традиционной культуре, в частности в героическом эпосе мордовского народа «Масторава», где отражены события средневековой истории этноса; характер эпохи, обусловивший появление в народном костюме новых элементов. В исследовании были использованы как общенаучные методы, так и системный, культурно-антропологический подходы. Выявлена роль кризисного фактора в культуре мордовских племен VIII-IX вв. I тыс. н.э., проявившегося в активизации деятельности человека, направленной на адаптацию в условиях стремительных изменений и межкультурных контактов. Установлено, что следствием творческого труда женщин, вынужденно ограниченного пространством семьи и дома (возможно, в связи с появлением малой семьи), стало развитие социально-экономических и культурных процессов, связанных с обрядовой сферой, что потребовало сегрегации социальной группы замужней женщины и нового элемента головного убора, который подчеркивал статус хозяйки дома. Новизна исследования определяется выводами о ценностях культуры, воплощенных в материализации целей коллективной деятельности в виде искусственно созданной формы украшения, а также в обосновании значительного влияния тюркских народов на развитие культуры в рассматриваемый период времени.
Человек и культура, 2022-4
Шигурова Т.А. - Чересплечные украшения в локальном варианте мокшанского женского костюма. c. 21-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.38641

Аннотация: Статья восполняет недостающие в науке знания о чересплечном элементе кавлалкс (подмышки) традиционного женского костюма середины ХIХ века сел Левжа, Перхляй, Сузгарье Инсарского уезда Пензенской губернии, представляет полное описание его конструктивной и декоративной специфики и названий деталей украшения в сравнении с подобными элементами в мордовском костюме и в сопоставлении с соответствиями в костюмах народов Среднего Поволжья. В качестве основных источников исследуются материалы архива Русского географического общества (далее – ВОО «РГО»). Были использованы наряду с общенаучными методами также системный, сравнительно-исторический и искусствоведческий подходы. Новизна работы обусловлена изучением ранее не упоминаемого исследователями оригинального украшения локального варианта мокшанской одежды. Установлено, что бытование чересплечного украшения до середины ХIХ века отражает сложные этногенетические процессы в Окско-Сурском междуречье ХVI – XVIII вв. Технико-технологические и художественно-стилистические особенности элемента мокшанского женского костюма обнаруживают близость с украшением ожа-нучка, сохранившимся до ХХ века в эрзянском женском костюме Темниковского уезда Тамбовской губернии. Научный вклад определяется обогащением классификации украшений мордовского костюма уникальным вариантом декора лямочного типа, известного только мордовскому народу.
Культура и искусство, 2021-7
Шигурова Т.А. - Несъёмные металлические украшения в костюме мордовской женщины в этно-культурологическом освещении c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.7.36111

Аннотация: В статье предпринимается попытка проследить истоки использования несъёмных металлических украшений в традиционной одежде мордовского народа, охарактеризовать роль металлических изделий в культуре. С точки зрения популярности в современной моде парчёвых, сверкающих тканей актуальным представляется обращение к отечественной традиции расшивания костюма блестящими на солнце металлическими подвесками, бисером, бусинами, к анализу особенности эрзянской и мокшанской вышивки ХIХ – начала ХХ в., заключающейся в простых, но очень эффективных приёмах декорирования женского костюма. Актуальность работы определяется и отсутствием специальных работ, посвященных несъёмным металлическим деталям декора мордовской одежды, необходимостью выявления особенностей соотношения природных и искусственных материалов, используемых в вышивке; их связей со сложившимися нормами и эстетическими предпочтениями мордовского народа. Объектом исследования является традиционный мордовский костюм, предметом – специфика включения мелких металлических изделий (подвесок, бисера, бусин) в вышивку элементов праздничной и ритуальной одежды ХIХ – начала ХХ в. Цель работы – анализ традиции использования в вышивке металлических деталей, постижение смыслов данного материала в народной культуре. Новизна исследования заключается в обращении к анализу новых археологических и этнографических источников, архивных материалов по истории культуры и искусства мордовского края. Выводы и наблюдения основываются на применении как общенаучных, так и системного, сравнительно-исторического и искусствоведческого методов. В результате исследования установлено, что уже с эпохи Средневековья существовали традиции декорирования ткани одежды мордовского костюма несъёмными металлическими украшениями. Выделены и охарактеризованы разнообразные приёмы использования блёсток в мокшанской и эрзянской вышивке ХIХ – начала ХХ в., свидетельствующие о сложности этногенеза мордовского народа.
Человек и культура, 2020-2
Шигурова Т.А., Шигуров В.В. - Семантика меха в костюме мордвы c. 24-36

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32553

Аннотация: Предметом исследования выступает традиционная верхняя одежда мордовского народа из меха. Авторы рассматривают проблему формирования семантики меха как материала, способствующего выживанию, адаптации человека в пространстве. Цель исследования заключается в выявлении факторов, обусловливающих смысловые значения процессов преобразования природного материала в культурное изделие, близких многим народам Среднего Поволжья и Приуралья. Задачами исследования было обобщение материалов письменных источников, включая архив Русского географического общества, анализ этнографических коллекций музеев Республики Мордовия (МРОКМ им. И.Д. Воронина) и результатов полевых исследований. Наряду с общенаучными (анализ, синтез, типологизация) и сравнительно-историческим методом, в работе используется комплексный культурологический подход, что позволило выявить особенности восприятия мордовским народом предметов из меха, введения их в сферу духовной культуры и осознание в целом материала в качестве знака. Новизна работы состоит в культурологическом подходе к осмыслению семантики одежды и аксессуаров из меха в повседневной культуре и семейной обрядности мордовского народа. Обосновывается положение об особой значимости меха в материальной культуре эрзи и мокши: выполняя утилитарную функцию и став второй, искусственной кожей человека, мех надежно защищал от неблагоприятных воздействий окружающей среды, создавал понятный всем образ человека. Установлено, что в эрзянском языке до сих пор сохранилась близость понятий шуба (изделие из меха, шкуры животного) и одежда.
Genesis: исторические исследования, 2019-2
Шигурова Т.А. - М. Т. Маркелов: к юбилею ученого c. 88-99

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.2.28920

Аннотация: Объектом изучения является научная деятельность известного финно-угроведа, ученого-этнографа М. Т. Маркелова (1899–1937гг.), насильственно прерванная в годы культа личности. Предмет исследования – малоизученный томский период жизни и творчества мордовского ученого. Цель работы – ввести в научный оборот новые материалы из фондов МРОКМ им. И.Д. Воронина, что позволяет в полной мере осмыслить теоретико-практическую значимость деятельности М. Т. Маркелова для современного этапа развития финно-угроведения. Результаты могут быть использованы при подготовке курсов источниковедения, музееведения, истории культуры финно-угорских народов. В работе реализованы принципы как общенаучных методов (анализ, синтез, описательный метод, метод классификации), так и междисциплинарных методик источниковедения и музееведения. Установлено, что М. Т. Маркелов стоял у истоков мордовской этнографической науки. Сила неунывающего характера позволила ученому до конца жизни оставаться социально-активным, жизнерадостным человеком, увлеченным исследователем: находясь под надзором, он продолжал научную деятельность в должности доцента Томского государственного университета, выполнял обязанности директора этнолого-археологического музея, читал курсы лекций «История народов СССР», «Этнография СССР» и др., собирал материалы по теме «История колонизации Сибири», писал диссертацию. Исследование материалов личного архива М. Т. Маркелова свидетельствует об их высокой источниковедческой ценности; вскрывает новые факты творческой, научной и педагогической деятельности ученого в ссылке. Обращается внимание на роль Е. В. Дервиз и Н. Я. Симонович-Ефимовой в жизни М. Т. Маркелова.
Культура и искусство, 2018-12
Шигурова Т.А. - Народная одежда в жизни общества c. 62-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28482

Аннотация: Предметом исследования статьи является функционирование традиционного мордовского костюма в повседневной культуре этноса. Рассматриваются этапы приближения костюма не только к телу, но и к душе человека, постепенное формирование дополнительного значения, обогащение функций, выполняемых в культуре. В качестве основного источника работы использованы материалы Русского географического общества, а также устного народного творчества мордовского народа. Изучение традиционной одежды мордвы че¬рез призму ее социального бытования концентрирует внимание на человеке – создателе и носителе костюма, позволяет рассмотреть его отношение к одежде и отдельным элементам. В работе использованы общенаучные методы на базе информационно-семиотического подхода к анализу культурного феномена, что дает возможность наблюдать, как элементы традиционного костюма получают смысловое наполнение уже в процессе их создания. Новизна исследования заключается в определении традиционного костюма мордвы как результата творческой активности мастерицы, преобразуемой в предмете благодаря внимательному наблюдению и оценке общества. Сложные социокультурные процессы отражены в ментальности народа, в пословицах и поговорках, сохранивших представления о наиболее ценных свойствах человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.