по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Русаков Сергей Сергеевич
Социодинамика, 2022-7
Русаков С.С. - Микрофашизм и десубъективация. Истоки проблематики c. 57-66

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.7.38266

Аннотация: Данная статья посвящена поиску первичных идей, касающихся теоретических истоков концепции микрофашизма и определению ее связи с темой субъективации и десубъективации. Автором предлагается взглянуть на эти проблемы с позиции французского философа Ж. Делеза и немецкого социолога Т. Адорно. Особое внимание автор уделяет сопоставлению идей обоих мыслителей, анализируя не только упоминаемые ими понятия для прояснения проблемного поля микрофашизма, но и те социальные явления, которые стали объектом критики обоих авторов. В статье рассматривается как исторически развивались и трансформировались взгляды Ж. Делеза и Т. Адорно и чем отличаются их предложения по преобразованию общества. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: 1) у обоих авторов проблематика микрофашизма связана с их критикой современного капиталистического общества, которое переняла принципиальные черты исторического фашизма; 2 ) десубъективация в интерпретации Ж. Делеза определяется как доминирование антигуманнной "логики капитала" над всеми возможными способами утверждения желания субъекта, а у Т. Адорно определяется как вытеснение культурой всяческих возможностей проявлять нестереотипные и нешаблонные способы самовыражения индивида; 3) оба автора не могут дать точного рецепта преодоления сложившихся социальных проблем и последующего распада человеческой субъективности и настаивают на необходимости менять способы осмысления и восприятия культуры.
Философская мысль, 2021-5
Русаков С.С. - Концепция субъекта и субъективации в философии Спинозы: прочтение Ж. Делеза c. 62-71

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.5.34145

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме рассмотрения концепции субъекта работах Баруха Спинозы. Особенностью исследования является то, что анализ исходит из противопоставления картезианской концепции субъекта и концепции субъективации, которое было заложено в поздних исследованиях М. Фуко. Цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть специфику концепции субъекта в работах Спинозы, сформулировать основные понятия, используемые им для раскрытия этой темы и провести сравнительный анализ с концепцией субъекта у Р. Декарта. В работе рассматриваются такие аспекты спинозизма как соотношение высшего субъекта и модуса бытия, концепт индивидуальности и аффектов в интерпретации Ж. Делеза и т.д. Новизна исследования заключается в том, что дается подробный анализ некоторых положений учения Спинозы, касающихся основных аспектов концепции субъекта, а также выявляются некоторые элементы концепции субъективации. К основным выводам статьи относится заключение, согласно которому спинозизм делает значительный отход в сторону от картезианской традиции. Первым отличием от Декарта является онтологическая установка голландского философа, согласно которой человек может рассматриваться как субъект, но не как субстанция, а только как модус. Вторым отличием является введение принципа динамизма, согласно которому индивидуальный модус может иметь большее или меньшее совершенство, что не могло согласовываться с постоянством картезианского cogito.
Философская мысль, 2021-3
Русаков С.С. - Коперниканский поворот И. Канта в контексте концепции субъективации c. 42-50

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.33650

Аннотация: Данная статья посвящена взаимосвязи концепта субъективации М. Фуко и концепта субъекта И. Канта. Поскольку проект исследования форм субъективности не был доведен до конца, творческое наследие французского исследователя оставило множество вопросов. Одним из таких вопросов является трансформация субъекта, происшедшая в эпоху Нового времени и причины ликвидации духовных практик субъективации. Работа носит историко-философский характер и включает использование аналитического, критического и сравнительного методов применительно к текстам Мишеля Фуко и Иммануила Канта, а также к ряду зарубежных (Ж. Делез, А. Рено, И. Адорно) и отечественных (М. Мамардашвили, Ф. Гиренок, С. Хоружий) аналитических работ.   Новизна подхода исследования состоит в попытке продумать философскую концепцию М. Фуко в особенном контексте трансцендентальной философии И. Канта. Кроме того, в работе производится разделение между тем, что французский исследователь называл метафизическим субъектом Декарта и трансцендентальным субъектом Канта. К основными выводами проведенного исследования относится: признание окончательной утраты элементов субъективации в кантианской концепции субъекта, которые еще имели место в учении Картезия; утверждение автономности кантианского субъекта, основывающееся на отказе от метафизики и исключением гетерономии как признака субъективности; подтверждение ключевой роли практического разума как причины дальнейшего развития концепции субъекта в сторону усиления автономии и гносеоцентризма.
Философия и культура, 2020-10
Русаков С.С. - Модель субъективации в философии пифагорейцев c. 50-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.10.33263

Аннотация: В данной статье представлен анализ философии пифагорейцев, посвященный поиску и концептуализации идей субъективации. Цель этого небольшого исследования - дать общую характеристику пифагорейской модели субъективации, которая только частично была описана М. Фуко в исследованиях древнегреческой "заботы о себе". В работе используются как переводные источники, в виде отдельных фрагментов сочинений, написанных пифагорейцами, так и ряд аналитических работ отечественных и зарубежных исследователей. Понимая ограниченность материала, автор не претендует на всецелое обозрение идей пифагорейской школы, но стремится зафиксировать наличие у пифагорейцев особого отношения к субъективности и становлению личности через ряд духовных практик.   Новизна исследования заключается в попытке не только обрисовать общие идеи пифагорейцев в сфере этики, но и сформулировать пифагорейскую модель субъективации, чтобы заполнить существующие пробелы в поздних исследованиях М. Фуко. В качестве выводов можно отметить следующее. Во-первых, было установлено, что не только этическое, но и политическое наполнение истории пифагореизма не уступает сократо-платонической модели, которую М. Фуко характеризовал как политико-ориентированную модель (например, благодаря анализу "Алкивиада"). Во-вторых, были систематизированы и выведены четыре основные техники заботы о себе. В-третьих, было показано, что неопифагореизм, в отличие от стоицизма, не адаптировал свое учение в области этики и поэтому не получил значительного отражения в эллинистический период развития "культуры себя".
Философская мысль, 2020-8
Русаков С.С. - Проблема субъективации в философии киников c. 60-69

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.8.32616

Аннотация: В статье представлен анализ философии киников, посвященный поиску и концептуализации идей субъективации. Концепция субъективации, которую можно обнаружить у М. Фуко в ряде работ последних лет, до сих пор лишена системного и концептуального оформления. Одним из пробелов, обнаруживаемых в анализе французского ученого, является разрозненное использование идей философ-киников. Автор данной работы пытается сформулировать идеи этого философского направления так, чтобы вычленить полноценную модель субъективации и обозначить основные техники "заботы о себе". В работе используются как переводные источники, в виде отдельных фрагментов сочинений, написанных киниками, так и ряд аналитических работ отечественных и зарубежных исследователей. Помимо метода историко-философской реконструкции, в работе используется сравнительный и аналитический подход. Новизна исследования заключается в попытке не только обрисовать общие идеи киников в сфере этики, но и сформулировать киническую модель субъективации, чтобы заполнить существующие пробелы в соответствующих разработках М. Фуко. Особое внимание уделяется: 1) выявлению основных принципов, лежащих в основе образа жизни киников; 2) формулированию техник субъективации, позволяющих конструировать свою "самость"; 3) сопоставлению и прослеживанию заимствований кинических идей в платонизме и христианстве.
Философская мысль, 2020-2
Русаков С.С. - Идеи Ф. Ницще в контексте концепции субъективации c. 65-72

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.2.32199

Аннотация: Предметом исследования является связь между концепцией человека в работах Ф. Ницше и концепции субъективации, предлагаемой М. Фуко. Автор подробно раскрывает проблему поиска элементов концепции субъективации в работах немецкого мыслителя и показывает причины, по которым Ф. Ницше следует отнести к главным критикам и реформаторам классической концепции субъекта. Особое внимание уделяется соотношению ранних и поздних работ немецкого критика, интертекстуальность которых приводит к пониманию органичности учения Ницше и неизменности его взглядов на проблему человека. Подчеркивается, что в некоторых его работах можно обнаружить практики себя, схожие с античной и христианской культурой заботы о себе. В статье используется критический, сравнительный и интертекстуальный метод анализа работ Ф. Ницше и некоторых его интерпретаторов. Основными выводами проведенного исследования является установление связи между критикой платонизма, христианства и гносеологии Нового времени через выявление строгого понимания Фридрихом Ницше природы человека как субъекта и его связи с миром. Несмотря на его несогласие с позициями многих античных и христианских философов, он принимает некоторые этические и индивидуальные практики, предлагаемыми ими в рамках концепции субъективации.
Философия и культура, 2019-10
Русаков С.С. - Христианская модель субъективации в работах М. Фуко c. 58-65

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.10.31175

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является проблема определения природы и особенностей христианской модели субъективации, которая получила свое первое теоретическое обоснование в позднем творчестве М. Фуко. В статье даны основные проблемы источников и методов, которые свойственны исследованиям Фуко в данной области. Раскрыты основные принципы и исторический контекст практик субъективации эпохи раннего христианства. Христианская модель вписывается в контекст размышлений М. Фуко о возможности дополнить теорию субъекта теорий субъективации. В данной статье автор использует аналитический, критический и сравнительный методы, применяя их к ряду работ М. Фуко и к некоторым античным философам. Новизна этой работы заключается в том, что впервые в отечественной литературе дается обзор христианской модели субъективации, который базируется на анализе непереведенных работ М. Фуко. Дается систематическое и развернутое описание модусов и практик субъективации, свойственных раннехристианскому периоду. На материале М. Фуко, а также на основе введенных им критериев и методов, предложена структура этой модели субъективации.
Философская мысль, 2019-1
Русаков С.С. - Понятийно–категориальный аппарат в социальной философии М. К. Мамардашвили c. 44-49

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.1.27477

Аннотация: Статья посвящена проблеме рассмотрения и систематизации отдельных концептов, понятий и категорий, которые фигурируют в социальной философии М. К. Мамардашвили. Автор ставит перед собой задачу выстраивания анализа социальной философии Мамардашвили на трех уровнях, которые отражают разные темы в философствовании данного мыслителя: на первом уровне располагаются понятия связанные с оригинальной интерпретацией различных социальных институтов (артефакты); на втором уровне – категории, которые связаны с типа социальных культур или типами общества, выстраивающиеся в зависимости от конфигурации элементов из первого уровня; третий уровень рассматривает несколько концептов, связанных с возникновением определенного типа людей, которые являются продуктов различных типов общества. В данной работе автор опирается на метод моделирования, но также можно отметить такие виды анализа как аналитический, критический и компаративистский. Новизна этой работы заключается в том, что было выявлено не только систематическое представление об основных категориях М. К. Мамардашвили, которые можно применить для социально-философского анализа любого современного общества, но и были раскрыты особенности его представлений о обществе. Опираясь на трехуровневую систему его категориального аппарата, выяснилось, что во многом его идеи напоминают феноменологический анализ общества, но гораздо более оригинальный, без каких-либо заимствований из социальной философии Гуссерля или Хайдеггера.
Социодинамика, 2019-1
Русаков С.С. - Социолог и государство. К проблеме изучения государства в условиях символической власти c. 138-145

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.1.28401

Аннотация: В данной статье автор анализирует проблему, связанную с объективностью и возможностью современной гуманитарной мысли раскрывать теоретические аспекты государства. Опираясь на идеи целого ряда мыслителей, автор показывает, что существующие конвенциональные методы исследования в разных социальных дисциплинах постоянно находятся под мощным воздействием государства, как института, который обладает метакапиталом. Помимо концепции символической власти, которую разработал П. Бурдье, существует и ряд других идей, в которых уже ранее обосновывалась невозможность или крайне высокая степень вероятности того, что любое исследование, которое бы ставило своей целью детально объяснить влияние государства на человека и пределы государственных властных полномочий, будет обречено на провал. Для исследования работ Бурдье, Фуко, Адорно и других мыслителей, связанных с обсуждаемой темой, в работе используются методы, принятые в социологии знания и социальной философии: сравнительно-сопоставительный метод, гипотетико-дедуктивный метод, критический метод. Основная база исследования - текстологическая. Новизна исследования заключается в том, что автор производит попытку не только подчеркнуть сильные стороны некоторых методов исследования государства, которые претендуют на возможность нивелирования "эффектов власти" или влияния государства, но и указать, что применение даже столь изобретательных методов не позволяет исследователям наделить свои работы достаточной аналитической и предсказательной силой, так как действия государства постоянно опережают действия ученых-гуманитариев.
Политика и Общество, 2018-10
Русаков С.С. - Сравнительный анализ понятия власти в философии А. Кожева и К. Шмитта c. 18-25

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.10.27690

Аннотация: Предметом исследования данной статья является проблема соотношения сущности и типов власти в работах двух мыслителей - Александра Кожева и Карла Шмитта. Вскрывается методологическая разница в работах этих политических теоретиков. Автор предлагает не только перечень разработанных данными авторами типов власти, но и предлагает найти точки пересечения в их представлениях о власти с целью объединения их подходов и получения некой синтетической типологии власти. Особое внимания уделено историческим и современным примерам, которые демонстрируют разницу в понимании разных типов властвования. В данной статье автор применяет сравнительный и критический анализ, которые используются для исследования работ обоих авторов, касающихся проблем власти. Новизна этой работы заключается в том, что впервые дается развернутый сравнительный анализ двух разных по своей методологической составляющей мыслителей. Предлагая сопоставление четырех типов власти, автор также предлагает и некую синтетическую теоретическую конструкцию, в рамках который чистые типы власти А. Кожева подкрепляются представлениями об основных стилях государственного управления у К. Шмитта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.