по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Анисимова Ольга Владимировна
Litera, 2023-4
Anisimova O.V., Makarova I. - Mythopoetic Images of Irish Mythology in American Fantasy (the Case of Roger Zelazny's "Chronicles of Amber" - Corwin Cycle) c. 92-101

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.4.39999

Abstract: The article is devoted to the study of key images of Irish mythology, widely used in fantasy literature, in particular, in American novels written in the second half of XX-th century. The paper considers the images of ship, tree and raven. Special attention is paid to their artistic interpretation in the novels of a famous American science fiction writer, the representative of New Wave - Roger Zelazny. The paper examines the etymology of these images, their origins in Sumero-Akkadian, Jewish and Greek mythologies, their main symbolic meanings and further interpretation in Zelazny's key novel - "The Chronicles of Amber". As a result, the complex characteristics of the three images both in the ancient mythologies and in the context of first five parts of the novel by the American science fiction writer, namely in the Corwin Cycle, have been provided. The findings achieved show that ship turns out to be connected with the key image of the novel - the Pattern, among other things symbolizing the process of initiation of the main characters. The tree, in its turn, acts as the primary basis of the Amber universe, its multilevel structure. Finally, the raven, the alter ego of the main character - Prince Corwin - stands for his destiny, filled with contradictions and relentless battles.
Litera, 2023-1
Анисимова О.В., Макарова И.С. - Мифопоэтика литературы: символический язык англоязычной фантастики c. 45-56

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.1.39451

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей включения элементов мифопоэтики в англоязычную фантастическую литературу, в частности, специфике обращения британских и американских писателей-фантастов к такими мифопоэтическими образами как дерево, ворон и дракон. Материалом исследования являются произведения известных авторов, пишущих в жанре фэнтези и научной фантастики, к числу которых относятся Толкин, Желязны, Вэнс и Мартин. Обилие произведений, созданных в различных жанрах фантастической литературы, создает определенные трудности при отборе материала исследования. В ходе работы были применены такие критерии, как степень литературного влияния того или иного автора, значимость используемых мифологем в рамках конкретного художественного текста, а также уровень переосмысления мифопоэтического образа в литературных произведениях выбранных писателей. Научная новизна предлагаемого исследования обусловлена рассмотрением отобранных мифологем в контексте конкретных образчиков англоязычной фантастической литературы, прежде не анализируемых в едином контексте. Результаты предпринятого исследования демонстрируют два основных направления обращения англоязычной фантастики к мировому мифопоэтическому наследию древности: с одной стороны, речь идет об эксплуатировании мифологем «дерево», «ворон» и «дракон» с целью создания средневековой атмосферы, с другой, авторы фантастических произведений инкорпорируют архетипические образы в новый текст в качестве элемента собственного мифотворчества. Второе направление представляет собой наибольший интерес, поскольку связано не столько с заимствованием классических образов, сколько с их художественным переосмыслением, в свою очередь способствующим расширению символического содержания того или иного мифопоэтического образа.
Litera, 2019-4
Анисимова О.В., Макарова И.С. - Межпланетный перелет, или одиссея будущего (к вопросу об изучении образного поля "корабль" в мировой фантастической литературе). c. 205-215

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.4.30610

Аннотация: Объектом исследования является образное поле "корабль", рассматриваемое в контексте мировой фантастической литературы на материале произведений таких авторов, как Лукиан Самосатский, Джонатан Свифт, Жюль Верн и Артур Кларк. Основное внимание уделяется анализу символического содержания образного поля "корабль" в литературе в целом и в фантастической литературе в частности. В статье предпринимается попытка изучить особенности художественной интерпретации компонентов ядра образного поля "корабль", предложенной различными авторами, с целью сформировать целостное представление об объекте исследования. Методология исследования опирается на комплексный метод изучения рассматриваемого материала, содержание которого составляют такие виды анализа, как культурологический, литературоведческий, интертекстуальный, историко-литературный, а также литературно-биографический. Научная новизна предлагаемого вниманию исследования заключается в изучении символического содержания мифопоэтического образа корабля, рассматриваемого в качестве образного поля, в контексте мировой фантастической литературы. Выводы, к которым авторы пришли в результате проведенного исследования, могут быть сформулированы следующим образом: 1) мифопоэтический образ корабля широко представлен в произведениях научной фантастики и не теряет своей актуальности по сей день; 2) в произведениях писателей-фантастов представлены все три компонента ядра образного поля "корабль".
Litera, 2017-1
Анисимова О.В. - Аллюзии в «Хрониках Эмбера» Роджера Желязны (цикл Корвина) c. 18-30

DOI:
10.7256/2409-8698.2017.1.22216

Аннотация: В качестве объекта исследования выступает интертекст цикла Корвина. Предметом исследования являются аллюзии в первых пяти частях романа "Хроники Эмбера" Роджера Желязны. В частности, речь идет о многочисленных отсылках к различным художественным и мифологическим текстам, среди которых произведения классиков английской литературы, а также кельтские и библейские легенды. Материал исследования составляют такие части цикла, как: «Девять принцев в Янтаре», «Ружья Авалона», «Знак Единорога», «Рука Оберона» и «Дворы Хаоса». Методологию исследования составляет использование таких методов, как метод интертекстуального анализа, а также метод текстологического и компаративистского анализа. Научная новизна исследования заключается в ранее никем не предпринятой попытке выявить закономерности в использовании Желязны аллюзий и реминисценций в своем творчестве и, в частности, в самом известном произведении - романе "Хроники Эмбера"; понять, как функционирует интертекст в корпусе текстов американского фантаста. Основными выводами проведенного анализа являются следующие положения. Согласно первому, каждая книга цикла Корвина может быть соотнесена с определенным памятником мировой литературы или рассмотрена в контексте той или иной мифологической системы. Согласно второму тезису, используемые Желязны отсылки к мифологии, выполняют сюжетообразующую функцию, помогая автору создать фэнтезийную основу вторичного мира цикла; узнаваемые литературные аллюзии призваны раскрыть внутренний мир центрального персонажа, продемонстрировать его психологическую эволюцию, а также сделать фантастических героев романа понятными современному читателю; в свою очередь, отсылки к Откровению Иоанна Богослова необходимы писателю для создания ключевого образа всего цикла - образа Апокалипсиса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.