по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Зайцева Наталья Владимировна
Культура и искусство, 2022-7
Зайцева Н.В. - Понятие неуловимого «le je ne sais quoi» как категория галантной эстетики. c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.36085

Аннотация: С середины прошлого века ведутся споры вокруг классицистической доктрины, которые размывают, казалось бы, ясную картину искусства XVII века и показывают, что наряду с эстетикой классицизма, эстетикой правил и порядка существовала другая галантная эстетика. В этом споре о классицизме и эстетических теориях XVII века понятию «неуловимого» отведено особое место, поскольку именно она демонстрирует неоднозначность и сложность картины искусства этого периода. Понятие «неуловимого» стоит в основе вечной дилеммы искусства XVII века, выбора между красотой и грацией, рациональным и иррациональным. Однако, в современных исследованиях, при всей актуальности темы стиля и стиля эпохи, данной эстетической категории не уделяется достаточного внимания. Данная статья показывает как широкое обсуждение этого понятия в салонной среде приводит к тому, что принцип «неуловимого» становиться требованием и признаком галантной манеры поведения. На протяжении всего XVII века - во всех дискуссиях и спорах утверждаются две точки зрения на природу «неуловимого» - рационалистическая, согласно которой, если даже мы не знаем законов и природы неуловимого, то это не значит, что их не существует и мистическая, которая возводила это понятие к чему-то сверхъестественному, божественному. В статье показывается как рассуждения о неуловимом и, вытекающее из нее представления о красоте и грации, размывают идеальную теорию классицизма и демонстрируют сложную картину представлений и эстетических вкусов XVII века.
Культура и искусство, 2022-6
Зайцева Н.В. - Роль женщин в формировании галантной эстетики. c. 11-22

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.6.35785

Аннотация: Объектом исследования являются радикальные изменения в гендерных отношениях во Франции в первой половины XVII века, повышение социальной роли женщин. Процесс превращения рыцарского сословия в придворное на фоне усиления королевского двора приводит к тому, что мужчины покидают исторически обжитый и привычный идеал рыцарской доблести, вступая в пространство салонов и двора. В этом пространстве они вынуждены постигать новое для них искусство светского общения и искусство нравиться участникам этого общения. То искусство, которым, по мнению современников, в совершенстве владели женщины. Посредством языка, воспитания, литературы, женщины принимают участие в рождении и утверждении публичного пространства, построенного вокруг новых гендерных норм, новой практики художественной литературы. Признание женщины в моралистической литературе первой половины XVII века равной мужчине в достоинствах и благородстве, делает ее равноправным участником светского общения. Женский авторитет со временем начинает определять направление критики, женщины выступают арбитрами хорошего вкуса в литературе и искусстве. В это время формируется современный взгляд на взаимоотношения полов. Все эти явления характерны для европейской культуры в целом и во многом определяют современную европейскую ментальность. Анализ исторических предпосылок возрастания социальной активности и роли женщин необычайно важен и актуален как для понимания многих исторических реалий, в том числе формирования европейской гендерной традиции, так и для изучения влияния этих процессов на формирование новых эстетических идеалов. Галантная эстетика складывается с участием и под влиянием женщин, поскольку галантная культура - это культура, пронизанная идеей любви.
Культура и искусство, 2022-5
Зайцева Н.В. - Галантный праздник XVII века как интрумент управления c. 45-59

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.36647

Аннотация: В XVII веке во Франции под воздействием галантной эстетики складывается новая светская социально-интегративная модель и новая типология праздника, которая не только распространяется по всей Европы, но и доходит до России. Превращение праздников в инструмент управления происходит под влиянием конкретных социально-политических причин: трансформации рыцарского сословия в придворное под натиском наступающей монархии, окончательного распада старой феодальной системы с ее традиционными связями. Одновременно с этим шло формирование новых связей и новой социальной структуры монархии классического образца. Под влиянием этих процессов королевские праздники превратились из отдыха и увеселения в мощный рычаг политического и социального воздействия, который используется королевской властью. Изучение феномена праздника имеет многоаспектный характер. Однако, никто из исследователей не анализировал праздничную культуру нового времени с точки зрения инструмента управления. В данной статье феномен галантного праздника рассматривается не только как важное социо-культурное явление, но как институт управления элитами, новый инструмент власти, который помогал решить экономические, социальные и психологические проблемы. Под воздействием галантной эстетики во Франции в XVII веке складывается новая сценография праздника - система праздника на нескольких площадках, объединенных одним сюжетом. Это то, что современные специалисты называют методом монтажа и расчленением пространства. Эта сценография отныне войдет в обиход и утвердится в праздничной европейской культуре на столетия.
Философская мысль, 2022-3
Зайцева Н.В. - Ирония как категория галантной эстетики. История вопроса c. 29-41

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.3.37150

Аннотация: Исследование ставит задачу восполнить пробел, который возник в изучении истории категории иронии в галантную эпоху и показать как происходило ее становление и понимание в XVII веке. Осмысление становления одной из важнейших эстетических категорий в начале Нового времени помогает понять развитие эстетической мысли и искусства этого периода. В иронии галантная эстетика противостоит барочной. Веселость и ирония галантности являются антитезой барочной напыщенности и высокопарности. Без этого отрезка времени невозможно понять современную иронию, поскольку она восходит не к античности, а к искусству Нового времени. В этом заключается актуальность данного исследования. Для того, чтобы именно эта эстетическая категория вышла в искусстве на первый план, необходимо было определенное стечение исторических условий и обстоятельств. Первая половина XVII века - это время формирования нового галантного этоса, смены героического эстетического идеала галантным, превращения рыцарского сословия в придворное, возникновение нового социо-культурного пространства - салонов, гендерная революция и активное проникновение в правящие элиты третьего сословия. Все эти факторы вместе и каждый в отдельности оказали влияние на широкое распространение категории иронии. В данной статье рассматриваются различные аспекты этого процесса.
Философия и культура, 2022-3
Зайцева Н.В. - Эстетизация повседневности во Франции XVII века c. 55-72

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.37496

Аннотация: Эстетизация повседневности представляет собой многоаспектный социокультурный феномен. Изучение истории повседневности является сегодня одним из наиболее актуальных направлений современной науки. Данное исследование ставит задачей выявление истоков процесса эстетизации повседневности в Новое время и расширение временных границ за рамки его философского осмысления в XVIII веке. Целью исследования является анализ исторического материала XVII века, демонстрирующиего, что процессы эстетизации и театрализации повседневной жизни происходили именно в это время. Во Франции XVII века присутствуют все условия для процесса эстетизации и театрализации повседневности. Процесс социализации элит завершается к середине XVII века, формируется новый эстетический вкус и эстетический идеал, который возможно перенести на предметно-пространственную среду, происходит институализация искусства и возникает индустрия роскоши. В XVII веке мы видим не только художественно-эстетическое оформление предметно-пространственной среды, но и совершенно очевидное расширение художественной жизни за пределы искусства, когда обыденная жизнь уподобляется искусству, телесные потребности такие как сон, питание, туалет эстетизируются и театрализуются. Происходило так же изменение канонов поведения и внешнего вида под воздействием нового эстетического идеала. Процесс эстетизации в XVII веке не носил массовый характер, оставаясь элитарным и затрагивая лишь социальные верхи. Однако, модель, или механизм эстетизации повседневности, созданная в XVII веке сохраняется на протяжении последующих столетий, распространись по Европе дойдет до России.
Человек и культура, 2022-2
Зайцева Н.В. - Языковые реформы во Франции XVII века и формирование галантной эстетики. c. 91-102

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.36031

Аннотация: Изучение языка как носителя нового эстетического идеала в первой половине XVII века во Франции и языковых реформ как следствие появления нового этоса находятся на пересечении социолингвистики, истории и культурологии. На протяжении почти трех столетий французский язык являлся не только языком межнационального общения, подобно латыни. Он нес в себе новую эстетику, знакомил с новой литературой, давал возможность приобщиться к новой манере поведения и образу жизни в целом. Французский язык стал не столько языком образованных людей, подобно латыни, сколько языком светских воспитанных людей, он выражал идеалы галантности, хороших манер и воспитания, обучаться которым иностранцы приезжали в Париж. Чтобы объяснить феномен распространения французского языка и влияния французской культуры не только на Россию, но и на другие европейские страны, необходимо вернуться к языковым реформам XVII века, когда язык становится отражением новой эстетики. Данное исследование ставит задачей показать почему дискуссия вокруг языка перетекает в дискуссию о стиле, а она, в свою очередь, о превосходстве новой эстетики. Реформы французского языка, с одной стороны, стали следствием утверждения в сознании новых эстетических принципов, с другой стороны, повлияли на эстетические принципы своего времени. Простота, естественность и чистота стиля, ясность выражений, которые передают точно мысли приходят во французскую литературу и позднее переносятся на искусство в целом. Успехи языковых и литературных реформ для современников ассоциируются с политическими успехами Франции, ибо «величие империи и элегантность языка всегда идут рука об руку».
Философская мысль, 2022-2
Зайцева Н.В. - Принципы разнообразия и новизны в галантной эстетике c. 111-124

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.2.37242

Аннотация: В данной работе ставится целью исследовать в силу каких причин появляется требование разнообразия и новизны в галантном социуме, как из сферы светских и гендерных отношений эти требования приходят в литературу и искусство, становясь одним из главных эстетических принципов галантной эстетики. Представляется важным рассмотреть феномен искусства XVII века, когда разнообразие и новизна становятся признаком не авангардного искусства, не уделом узкой группы художников, порывающих со старой традицией и пробивающих слой косности и неприятия своего новаторства, а хорошо сформулированным и осознанным принципиальным требованием искусства Нового времени. Можно выделить несколько аспектов проблемы - философско-мировоззренческий, социальный, гендерный и художественный. Моралисты, литераторы, философы, историки искусства XVII века едины во мнении, что разнообразие и новизна являются основополагающими принципами новой эстетики. Галантная эстетика XVII века, опираясь на картезианство и рационализм, не пасует перед бесконечным разнообразием мира, который находится в постоянном движении. Искусство Нового времени рассматривает принцип разнообразия и новизны как отражение богатства и разнообразия окружающего мира, непостоянной природы самого человека и, следовательно, как главное условие того, что нравиться. Разнообразие воспринимается как удовольствие для глаз и разума. Оно противопоставляется монотонности и утомительной статике.
Философия и культура, 2022-2
Зайцева Н.В. - Полемика вокруг французского классицизма XVII века. Историография вопроса. c. 101-114

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37321

Аннотация: Вопросы стиля в искусстве являются основополагающими вопросами современной эстетики, поскольку стиль выдвигается в ряд главных категорий искусства, выступая в качестве принципа организации эстетической формы. Не случайно на протяжении последнего столетия внимание многочисленных исследователей было обращено к XVII веку - началу истории эстетики нового времени, в котором, возможно, заключен корень современных проблем. XVII век представляется в этом отношении самым благодарным материалом для дискуссии о стиле, поскольку в XVII веке возникают великие стили, которые будут развиваться и трансформироваться в последующие века и определят развитие искусства на многие десятилетия - классицизм и барокко. C 30-х годов XX века в исследованиях, посвященных изучению литературы и искусства XVII века намечается отход от теории классицизма XIX века. Первый этап такого поворота - исследование творчества «столпов классицизма», которое продемонстрировало, что оно не имеет ничего общего с иерархизированным академизмом и благоговением перед нормами. Желание нравиться публике, воспринимавшееся вначале как главный парадокс в теории классицизма, в дальнейшем формулируется исследователями, как присутствие иной эстетики. Следующий этап - подвергается критике сам термин «классицизм», как поздний, оценочный, придающий этой эпохе значение абсолюта. В силу чего, многие исследователи приходят к выводу, что во Франции XVII века не было литературной и эстетической доктрины в качестве единой и «классической». Наконец, третий этап изучения - обращение к единой антропо-социо-культурной концепции истории, использование социологических методов для выделения галантного этоса позволяет сделать заключение, что классицизм - это явление в сфере искусства, галантность – это не только феномен художественный, но и социальный.
Философия и культура, 2021-11
Зайцева Н.В. - «Естественное» в философской и моралистической литературе XVII века c. 33-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.11.36779

Аннотация: «Естественное» рассматривается в философии как онтологическая характеристика объектов внутренней и внешней реальности наряду с понятием «искусственного». Однако, в XVII веке в философской и моралистической литературе происходит ее эстетизация. Многочисленные обращения писателей, моралистов и философов, диалоги и рассуждения на тему «естественного» говорят о том, что это было необычайно важно для эстетической мысли XVII века. Ответ на вопрос «что такое естественное?» был краеугольным камнем новой галантной эстетики и ассоциировался в поведении с непринужденностью, аристократической небрежностью и легкостью, которые противостоят напыщенности и аффектации. В искусстве «естественное» воспринималось как стремление очиститься от барочной нарочитости и перегруженности. В литературе - это итог сложной работы над языком, который позволяет достичь легкости и непосредственности. И, наконец, «естественное» утверждается в философской мысли как соответствие истине. До настоящего времени вопрос эстетизации «естественного» в XVII веке не привлекал внимания отечественных исследователей. Объясняется это отчасти исторической традицией. Россия входит в европейскую философскую мысль лишь в эпоху Просвещения в XVIII веке, поэтому XVII век, на фоне существующих актуальных проблем, представлялся чем-то архаичным. Однако, XVII век открывает историю философской и эстетической мысли нового времени и закладывает основы современной европейской ментальности. В это время происходит формирование нового эстетического идеала и, как следствие, новых эстетических норм и системы оценок произведений искусства, в которых «естественному» уделяется важное место.
Философия и культура, 2021-6
Зайцева Н.В. - "Вкус" как эстетическая категория в моралистической и философской литературе XVII века c. 54-66

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.6.36130

Аннотация: В данном исследовании мы ставим целью показать, что появление эстетической категории вкуса относится к 1620-1630 годам и рассмотреть причины ее появления. Представляется важным связать эстетическую категорию «вкуса» с одной из категорий галантной эстетики «утонченностью», которая становится главным требованием как к манере поведения светского человека, так и к образу жизни в целом французской аристократии XVII века, подчеркивая, таким образом, социальную обусловленность понятия вкуса. Из сферы светского общения и повседневности категории «утонченность» и «утонченный вкус» перетекают в сферу искусства, где и разворачивается дискуссия о субъективности вкуса и тирании правил. В настоящее время проблема вкуса по-прежнему является актуальной, поскольку мы видим размывание границ этого понятия, отрицание иерархии эстетических ценностей, которое происходит в современном искусстве. Столь же остро, как и в XVII веке стоит вопрос выработки критериев оценки произведений искусства. При этом невозможно говорить о развитии и трансформации эстетической категории «вкуса», если мы не понимаем истоков ее появления. Во второй половине XVII века во Франции разгорается спор вокруг важнейшей для эстетики дихотомии «вкус» и «правила». В этой дискуссии «утончённому вкусу» противопоставляют не понятия «отсутствия вкуса» или «плохого вкуса», они сродни вкусу, поскольку субъективны. Понятию «вкуса» были противопоставлены правила и именно вокруг этого эстетическая мысль XVII века ведет спор.
Философия и культура, 2021-4
Зайцева Н.В. - Рене Декарт и светские салоны XVII века c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.4.35905

Аннотация: Зачастую масштаб личности Декарта, заложившего основы нескольких направлений философской мысли, заслоняет собой эпоху, оставляя в тени интеллектуальную жизнь и ту среду, которая породила картезианство. Вместе с тем, мы имеем единственную в своем роде ситуацию, когда философское учение подхватывается не столько интеллектуальной элитой, сколько светской образованной публикой. Главным условиям подобного воздействия философской системы является то, что философия должна отвечать потребностям эпохи и той среды, в которой она получает распространение. Поэтому мы постараемся поставить Рене Декарта и некоторые аспекты его философии в конкретный исторический контекст, сопоставив с умонастроениями и идеями его современников. Этот метод позволяет увидеть, как философия Декарта завершает и структурирует те ментальные изменения, которые уже произошли или происходили в французском обществе. Ощущение Декартом своей миссии, его обращение в будущее к потомкам не должно нас обмануть и позволить забыть, что Декарт не только философ, с которым лучшие умы последующих столетий вступают в диалог и ведут спор, а еще человек и дворянин XVII века, который отвечал на запросы своего времени. Не сложные философские задачи, которые пытался он решать, а эти конкретные ответы повлияли на европейское сознание и сформировали менталитет нового времени без того, чтобы восприятие его философии современниками полностью соответствовало ее сути, а воздействие соответствовало букве. Под влиянием философии Декарта общество вырабатывает новые нормы поведения, которые ушли в подсознание современной культуры и из этого пространства неосознанного влияют на жизнь современного общества.
Исторический журнал: научные исследования, 2021-4
Зайцева Н.В. - Понятие «l’honnêteté» (благородства) как категория нравственной и духовной жизни французского общества XVII века. c. 106-116

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.4.36282

Аннотация: Предметом исследования является понятие благородства «l’honnêteté» как категория нравственной и духовной жизни французского общества XVII века. Благодаря идеям «l’honnêteté» происходило формирование новой культурно-интеллектуальной элиты, нового этоса, относительно надклассового и наднационального адаптированного к придворной и светской жизни. Главный вопрос дискуссии, которая разгорается в первой половине XVII века, заключался в том возможно ли стать благородным человеком, воспитав в себе определенные внутренние и внешние качества идеала или же благородство присуще человеку от рождения и определяется социальным положением в существующей иерархии. Ответу на этот важнейший вопрос эпохи предстояло окончательно разрушить остатки средневекового сознания. Философия «l’honnêteté» лигитимизировала проникновение в правящий класс людей третьего сословия, дворянство мантии и мелкого дворянства. Дискуссия о благородстве и новый идеал благородного человека выполняли функцию адаптации элит к изменяющимся социальным условиям - усилению абсолютизма. Споры о том что такое благородный человек не затихают весь XVII век. Ко второй половине XVII века ореол благородства уже потерял свою привлекательность, будучи полностью вытесненным галантным идеалом. Изучению «теории благородства» уделялось недостаточно внимания в отечественной исторической литературе, что и обусловило актуальность данного исследования. В центре внимания новый идеал, определяющий поведение, манеру общения, систему образования, который генерирует французское общество в первой половине XVII века. Идеал, который вместе с французским языком и галантной культурой распространяется по всей Европе и приходит в Россию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.