ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Бортникова Юлия Александровна
Genesis: исторические исследования, 2021-12
|
Бортникова Ю.А., Науменко О.Н. - «Мусульманские шайтаны» в истории финно-угорских народов Урала и Западной Сибири XVII века |
|
c. 310-317
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2021.12.34704
Аннотация: Предмет исследования: письменные исторические источники, содержащие термин «шайтан» и указывающие на неправославный характер его появления в истории и культуре финно-угорского населения Урала и Сибири. Метод и методология исследования. В качестве методологической базы авторы использовали Теорию фронтира Ф. Тернера. Исторически на традиционную культуру финно-угорских народов Урала и Сибири оказывали воздействие мусульманские и христианские миссионеры. В XVII в. еще сохранялось влияние мусульман – потомков Казанского и Сибирского ханств, но в то же время шло воздействие со стороны Русской православной церкви, - такое сочетание обусловило двойственные процессы в истории финно-угров. В исследовании использован сравнительно-исторический метод, помогающий выявить степень христианского и мусульманского влияния на формирование образа «шайтан» и его использование в культуре финно-угров. Источниковой базой исследования послужили этнографические материалы, собранные и опубликованные до 1917 г., авторства Н. Витзена, Г. И. Новицкого, К. Ф. Карьялайнен, И. Н. Смирнова. Закрепление в финно-угорских культурах Сибири и Урала термина «шайтан» пока не связывалось с мусульманским влиянием, - этот подход применяется впервые. Также впервые авторы публикуют данные полевых материалов, где Нуми-Торум упоминается как «прежний мусульманский бог». Авторы пришли к выводу, что относительно XVII в. нельзя утверждать о существовании единственного (христианского) пути проникновения термина «шайтан» в местные культуры, т.к. длительное время финно-угорские народы Урала и Западной Сибири находились под влиянием мусульман. Следы этого влияния в течение веков вытеснялись христианством, а нормы ислама в культуре финно-угров постепенно затухали.
|