по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue є 01/2022
Contents of Issue є 01/2022
History of regions of Russia
Tatarnikova A.I. - The development of sociocultural infrastructure in rural localities of Tobolsk and Tomsk governorates in the early XX century: comparative analysis pp. 1-8

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37291

Abstract: This article carries out a comparative analysis of the development of sociocultural infrastructure of rural localities in the two Western Siberian governorates – Tobolsk and Tomsk. The object of this research is the rural localities of the region, while the subject is their sociocultural infrastructure represented by religious, educational, medical care, and other institutions. The goal lies in comparative characteristics of the development of infrastructure facilities in Tobolsk and Tomsk rural localities, as well as determination of their common and specific features. The “Lists of Populated Localities” of Tobolsk and Tomsk governorates for 1903 – 1904 and 1911 – 1912 served as the key source for this research. Similar data contained in the aforementioned “Lists” allowed analyzing the statistical data on the number of localities that featured different elements of sociocultural infrastructure in two time samples, as well as tracing changes in the development of settlements in historical dynamics. The conclusion is made that in the level of sociocultural development of rural localities, Tomsk governorate was ahead of Tobolsk governorate. The author notes is a significant difference between the sociocultural development of Russian localities and settlements of the indigenous population of the region (Tatars, Khanty, Mansi, and other). The infrastructure of the indigenous population remained poorly developed. Some of them had only religious facilities, such as mosques, and schools under them. The number of religious, educational, medical care, and postal institutions in Siberian settlements was increasing; however, their network remained scarce, and the slow pace of development did not correspond to the growth rate of the settlement network of the region.
Issues of war and peace
Semenov M.A. - Healthcare in Eastern Siberia during the Great Patriotic War pp. 9-23

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37290

Abstract: The subject of this research lies in examination of the key trends in healthcare development of Eastern Siberia and implemented activity during the Great Patriotic War based on the statistical data extracted from the USSR People's Commissariat of Health of the State Archive of the Russian Federation. The author traces the dynamics of development the network of in-patient, outpatient-polyclinic and sanitary anti-epidemic medical care facilities of the region, and the state of its human resourcing. The data is provided on the number of patients admitted to the in-patient medical institutions and the amount of visits in out-patient medical facilities. The article reveals key results of the Eastern Siberian medicine activity, as well as the mechanism for their achievement. This author is first to analyze the summary data on the development of healthcare in Eastern Siberia. The conclusion is made on the slow development of medical network and difficult situation with its human resourcing. It is established that the due to the deployment of a network of evacuation hospitals in Krasnoyarsk Krai, this regions faced the most challenging situation. The reduced healthcare capacity entailed the decline in rendering medical aid in Eastern Siberia. However, due to the accurate determination of priority tasks abd competent utilization of the available human and material resources, the healthcare system of Eastern Siberia maintained the provision of medical care to the population at the minimum essential level, as well as fought the group of gastrointestinal infections. Therefore, despite the severe wartime conditions, the healthcare system of Eastern Siberia managed to reduce the mortality rate of the population significantly.
Historical sources and artifacts
Nadekhina Y.P., Geokchakyan A.G. - Commercial and industrial world of Moscow and periodical press of the pre-revolutionary Russia pp. 24-32

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37272

Abstract: After St. Petersburg was proclaimed the capital of the Russian Empire, Moscow retained status of the first capital, which gave the city some substantial advantages. On the one hand, this is remoteness of the city from the central government, while on the hand – a well-developed infrastructure of the capital city. These peculiarities strongly affected the development of the Moscow periodical press. The author notes a considerable role of Moscow as one of the leading commercial and industrial centers of the Russian Empire. The goal of this article lies in the analysis of the areas of common interests of the Russian pre-revolutionary journalism and Moscow entrepreneurship. For achieving the set goal, the author analyzes the periodical press, memoirs of the contemporaries, and certain other sources. The conclusion is made that the close interaction between the Russian periodical press and Moscow entrepreneurship begins at the time of development capitalist relations in Russia. The three directions of such cooperation are observed by the early XX century: the press as a branch of entrepreneurship; periodical press as the sociopolitical platform for the representatives of commercial and industrial world of Moscow; and Russian entrepreneurs as the object of publications. Overall, the interaction of the press and Moscow entrepreneurship contributes to the formation of a unique image of pre-revolutionary Moscow.
Social history
Vasil'ev M.A. - The establishment of fire service training in Baikal Region during the 1960s Ц 1980s pp. 33-40

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37172

Abstract: The subject of this research is the peculiarities of establishment of educational institutions of fire service of the Ministry of Internal Affairs of the USSR over the period from 1960 to1980 in the territory of Baikal Region. The article provides a brief analysis on the transformation of structural units of instructional training, as well as on the role and list of heads of academic divisions at the stage of establishment and development of Irkutsk Fire Service-Technical School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, as well as Irkutsk branch of the Higher Engineering Fire Service-Technical School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR. Research methodology employs a specific historical approach (M. V. Astakhov, I. D. Kovalchenko, V. F. Kolomiytsev, A. P. Pronstein, etc.), as well as summary, comparison, synthesis, classification, concretization; analysis of archival documents, legislation and scientific literature; retrospective analysis; and method of historical analogies. The scientific novelty consists in detection and generalization of the historical sources and archival data that contain detailed information on the establishment and development of the structure of academic divisions in fire service training schools of the Ministry of Internal Affairs of the USSR. The presented material are relevant for wide audience, since the study of academic, structural-organizational and service activity in the fire service educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the USSR is crucial for tracing the establishment and development of the system of departmental education of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in the territory of Baikal Region in the XX century.
History and Economics
Panasuk V.V. - Stolypin land management in Kaluga governorate during the World War I (July 1914 Ц June 1917) pp. 41-52

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37378

Abstract: The object of this research is the implementation of agrarian reforms in Kaluga governorate in the early XX century, while the subject is the analysis of Stolypin land management in the region during the World War I. The chronological framework this research cover the period from the beginning warfare until the end of June 1917, when Stolypin land management has been officially completed. Research methodology leans on the principles of scientific objectivity, historicism, and problematicity, which contributed to establishment of causal links, as well as study of the events, phenomena, and processes in their development. The author concludes that the World War I has interrupted the progressive development of Stolypin land management in Kaluga governorate that was purposed prior to the war. The long-running military conflict led to gradual curtailment of the entire process of land management (formation of homesteads, issuance of loans, etc.), and the Provisional Government that came to power during the February Revolution made the final call on its termination. The scientific novelty consists in the fact that his is the first work within Russian historiography dedicated to this topic. The article introduces new archival materials into the scientific discourse, which allowed reconstructing the course of events, phenomena, and processes, as well as provide their assessment. The acquired results can be valuable for wide audience and historians, used in preparation of lectures on history, textbooks, and practical classes.
History of regions of Russia
Tsyretarova B.B. - The problems of elimination of child homelessness and neglect in Buryatia in the 1920s pp. 53-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34818

Abstract: Homelessness is a long-standing and urgent problem in Russia, which affects the social, moral and cultural aspects of life of the population. The subject of this research is the fight against homelessness and neglect of minors in the 1920s in a particular region. Analysis is conducted on the measures aimed at elimination of child homelessness and neglect in the Buryat-Mongolian Autonomous Soviet Socialist Republic. The relevance of this research lies in examination of both positive and negative experience in the process of elimination of homelessness, which can be valuable for solution of the socially acute problems of child homelessness and social orphanhood in the current context. The use of descriptive method allowed analyzing the activity of state institutions and public organizations on the creation of conditions for social protection of homeless children. The historical-systemic method formed a holistic picture of countering child homelessness in the 1920s, as well as illustrated the functional interrelation of various organizational forms. The conducted research demonstrates that social aid to children aimed at overcoming and preventing homelessness is characterized by scarcity of financial resources, absence of consistent actions in this sphere, as well as insufficient assistance received from the public and organizations.
History and Ideology
Ivanov A.A. - Social Institution of religion in the Ideology of Bolshevism pp. 66-72

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34852

Abstract: In the current conditions of a shift in the moral values and ideological focus, the questions of interaction of various social institutions that ensure the integration of society based on the achievements of national culture are gaining relevance. Thus, there is heightened interest in the Church theme, namely the history of relations between the Russian Orthodox Church and the government. Lately, many political leaders alongside the church hierarchs, stand for integrating efforts aimed at countering national and global challenges, as well as developing a consistent system of social norms to overcome legal nihilism and build an effective civil society. In view of this, the study of the historical forms of relations between the Church and the government in Russia would facilitate the indicated processes by taking into account the experience of previous political regimes. The content of social experiments of the Bolsheviks in the territory of the former Russian Empire is explicitly described in the scientific and historical literature; however, the reasons and ideological prerequisites of confrontations between the Church and the government require clarification. This article aims to answer the question on inevitability of this conflict. For solving this problem, analysis was conducted on the works of the founders of Marxism-Leninism, which reveal the specificity of representations of the adherents of this ideology on the religious institutions prior to coming to power in Russia.
Culture and cultures in historical context
Bortnikova Y.A., Naumenko O.N. - Muslim "White Horse" and Ob-Ugric "White Deer": points of intersection in religious culture of the indigenous peoples of the North pp. 73-79

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34712

Abstract: The subject of this research is the written and visual sources on the history of Ob Ugrics, which reflect the images of White Horse and White Deer. The sources include the ethnographic materials and artifacts from the shamanic temples of Ugra with the depiction of horse and deer. The goal of this article lies in drawing parallel between the images of the White Horse in Islamic and Ob Ugric cultures. Research methodology leans on the " Theory of Impoverished living environment" substantiated by the authors in previous research, according to which the severe (impoverished) natural and climatic conditions of Siberia create a psychological foundation for cultural borrowings for the indigenous peoples, when the elements of foreign cultures are being perceived as native. The article employs the comparative-historical method to collate the perception of White Horse among Siberian Tatars and Ob Ugrics. Establishment of the traces of Islam in Ob Ugric culture through examination of the visual sources is new to historical science. The topic of studying the "Tatar-Muslim period" in the history of Finno-Ugric population of Western Siberia, when in the process of religious impact upon the indigenous population, the representatives of Islam did not have competitors in the face of Orthodox missionaries, is poorly studied in Russian history. The conclusion is made that the image of White Horse in Ob Ugric culture is associated with the Tatar-Muslim influence, and reflects the Quranic plotline of ascension of the Prophet Muhammad into heaven on the White Horse Burak.
Auxiliary historical disciplines
Nilogov A.S. - Documentary reconstruction of patrilineal genealogy of V. M. Torosov pp. 80-88

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34938

Abstract: This article explores the topic of documentary reconstruction of patrilineal genealogy of the Khakass public figure Vladislav Mikhailovich Torosov (1937–2018) based on such genealogical sources as church metric books and census lists of Minusinsk district of Yenisei province for the XIX – early XX centuries. The object of this research is the genealogy of Torosov family, while the subject is the archival and documentary reconstruction of their genealogy until the XVIII century. The source base consists of the collections of the State Archive of Krasnoyarsk Region, National Archive of the Republic of Khakassia, archive of the city of Minusinsk, as well as personal papers of V. M. Torosov and his descendants. The scientific novelty lies in the fact that this work is first within Khakass genealogy to reconstruct the patrilineal genealogy of the prominent political figure V. M. Torosov, whose father M. G. Torosov was repressed in 1937 and could not pass on the information on his ancestors to descendants. The interrupted bridge between generations severely affected the family in the desire to restore their history. As a result of genealogical reconstruction of the Torosov family belonging to the Khakass seok "piltyr" that was part of the Beltyrsky Ulus of the Sagay Steppe, the author acquires the scientifically verified data on the direct male ancestors of Torosov family until the mid XVIII century. Recommendation id made on the genetic-genealogical analysis of Torosov family by Y chromosome.
Beliefs, religions, churches
Lugavtsova A.P. - Japanese preachers of Chinese Buddhism during the Edo period (1603Ц1868) - Sen no Rikyū and Tetsugyu Doki pp. 89-98

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.36308

Abstract: The Ōbaku School that represents the third major sect of Zen Buddhism along with Rinzai and Sōtō, emerged in Japan during the Edo period due to the arrival of Buddhist monks from China. The article examines the biography of the prominent Japanese Ōbaku monks – Sen no Rikyū and Tetsugyu Doki, which gives a better perspective on the peculiarities of establishment of this school. In light of the Chinese origin and novelty, the Ōbaku teaching initially gained significant popularity in Japan, that adhered to the policy of self-isolation; however, its success is largely the merit of the Japanese followers of the teaching, since the Chinese monks hand neither a command of the language nor permit to travel the country, and this incapable of fully interacting with the local authorities and population. The scientific novelty is substantiated by the absence of special research within the Russian Japanese Studies dedicated to Ōbaku School; therefore, particular attention is given to the works of foreign authors. The conclusion is made that the role of personality greatly contributes to the success of the Ōbaku teaching, since the effective interaction with the government, their financial support, and the growing number of new converts largely depended on reputation and charisma of the prominent Japanese Ōbaku monks Sen no Rikyū and Tetsugyu Doki. They saw a chance to cognize the true Buddhism traditions, which at that time were neglected in Japan. The versatile activity of the monks contributed to surge in the popularity of Ōbaku in Japan, as well as harmonious interaction of the Chinese and Japanese traditions and cultures that left a mark on the unique multifaceted image of the Edo period.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 01, 2022
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 01-02-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2022
История отдельных регионов России
Татарникова А.И. - Развитие социокультурной инфраструктуры в сельских поселениях Тобольской и Томской губерний в начале XX в.: сравнительный анализ c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37291

Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу развития учреждений социокультурной инфраструктуры сельских населенных пунктов в двух губерниях Западной Сибири – Тобольской и Томской. Объектом исследования выступают сельские поселения региона, предметом – социокультурная инфраструктура названных населенных пунктов, представленная религиозными, образовательными, медицинскими и иными учреждениями. Целью работы стала сравнительная характеристика развития учреждений инфраструктуры в тобольских и томских селениях, выявление их общих и специфических черт. В основу методологии исследования положены принципы историзма, сравнительности, проблемности, объективности. Ключевым источником для написания работы выступили «Списки населенных мест» Тобольской и Томской губерний за 1903–1904 и 1911–1912 гг. Однотипные сведения, содержащиеся в «Списках», позволили провести анализ статистических данных о числе поселений, имевших разные элементы социокультурной инфраструктуры, по двум временным срезам, проследить изменения в развитии населенных пунктов в исторической динамике   Сделан вывод о более высоком уровне социокультурного развития селений Томской губернии по сравнению с Тобольской. Отмечена существенная разница между социокультурным развитием русских населенных пунктов и поселений коренных жителей региона (татар, ханты, манси и др.). Инфраструктура селений аборигенов оставалась слабой. В некоторых из них имелись лишь духовные учреждения (мечети) и школы при них. В целом, количество религиозных, школьных, медицинских, почтовых учреждений в сибирских поселениях увеличивалось, но их сеть еще оставалась разреженной, а темпы развития были медленными и не соответствовали темпам роста поселенческой сети региона.
Проблемы войны и мира
Семенов М.А. - Здравоохранение Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. c. 9-23

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37290

Аннотация: Предметом исследования статьи является рассмотрение, на основе сводных статистических данных, извлеченных из фонда наркомата здравоохранения СССР Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), ключевых тенденций развития здравоохранения Восточной Сибири и осуществлявшейся им деятельности в годы Великой Отечественной войны. Рассмотрена динамика развития сети врачебно-стационарных, амбулаторно-поликлинических и санитарно-противоэпидемических учреждений региона, освещено состояние его кадрового обеспечения. Приведены данные о количестве больных поступивших во врачебно-стационарные учреждения, количестве посещений в амбулаторно-поликлинических учреждений. Показаны основные итоги деятельности медицины Восточной Сибири, проанализирован механизм их достижения.   Анализ сводных данных о развитии здравоохранения Восточной Сибири осуществляется в статье впервые. В качестве основных выводов о развитии системы здравоохранения в Восточной Сибири в статье заявлено медленное развитие медицинской сети, тяжелая ситуация с ее кадровым обеспечением. Установлено, что в наиболее сложном положении оказался Красноярский край, что было связано с развертыванием в регионе широкой сети эвакогоспиталей. Уменьшение возможностей здравоохранения привело к сокращению оказываемой в Восточной Сибири медицинской помощи населению. Однако, благодаря четкому и правильному определению приоритетных задач, грамотному использованию имеющихся кадровых и материальных ресурсов здравоохранение Восточной Сибири сумело поддерживать оказание медицинской помощи населению на минимально необходимом уровне, а также сумело нанести серьезный удар по группе желудочно-кишечных инфекций. Благодаря этому, несмотря на тяжелейшие условия военного времени, ему удалось значительно снизить смертность населения.
Исторические источники и артефакты
Надехина Ю.П., Геокчакян А.Г. - Торгово-промышленный мир Москвы и периодическая печать дореволюционной России c. 24-32

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37272

Аннотация: С момента переноса столицы в Санкт-Петербург Москва оставалась в статусе первопрестольной столицы. Это давало городу определенные преимущества, которые нельзя было не замечать. С одной стороны, это значительное удаление города от власти, а с другой стороны это развитая инфраструктура столичного города. Эти особенности оказали большое влияние на формирование московской периодической печати. Отдельно стоит отметить очевидную роль Москвы как одного из ведущих торгово-промышленных центров Российской империи. Основной целью данной статьи является анализ точек соприкосновения отечественной дореволюционной журналистики и московского предпринимательства. Для осуществления поставленной цели автор анализирует периодическую печать, мемуары современников и некоторые другие источники. В результате автор приходит к выводу, что отечественная периодическая печать и московское предпринимательство начинают тесное взаимодействие в период развития капиталистических отношений в России. К началу ХХ века это взаимодействие происходит в трех направлениях: пресса как отрасль предпринимательства; периодическая печать как общественно-политическая платформа для представителей торгово-промышленного мира Москвы и российские предприниматели как объект для публикаций. В целом, взаимодействие прессы и московского предпринимательства способствует формированию особого, уникального облика дореволюционной Москвы.
Социальная история
Васильев М.А. - Становление пожарного образования в Прибайкалье в 1960-1980-е гг. c. 33-40

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37172

Аннотация: Предметом исследования научной статьи, являются особенности процесса формирования учебных заведений пожарной охраны МВД СССР в 1960-1980 гг. на территории Прибайкалья. Даётся краткий анализ трансформации структурных подразделений учебно-педагогической направленности, а также указывается роль и перечень руководителей учебных циклов и кафедр, на этапе становления и развития Иркутского пожарно-технического училища МВД СССР, а также Иркутского филиала высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР.Методология исследования включает в себя конкретно-исторический подход (М.В. Астахов, И.Д. Ковальченко, В.Ф. Коломийцев, А.П. Пронштейн и Т.Д.), а также обобщение, сравнение, синтез, классификацию, конкретизацию; анализ архивных документов, законодательства и научной литературы; ретроспективный анализ; метод исторических аналогий. Новизна данной научной статьи заключается в том, что при проведении научного исследования выявлены и обобщены исторические источники, архивные данные, подробно описывающие историю становления и развития структуры учебно-методической базы в учебных заведениях пожарной охраны МВД СССР. Проведённое исследование представляет интерес для широкого круга читателей, так как изучение учебно-педагогической, структурно-организационной и служебной деятельности в учебных заведениях пожарной охраны МВД СССР является очень важной составляющей в изучении становления и развития ведомственного образования системы МВД СССР на территории Прибайкалья в 20 веке.
История и экономика
Панасюк В.В. - Столыпинское землеустройство в Калужской губернии в годы Первой мировой войны (июль 1914 - июнь 1917 гг.) c. 41-52

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37378

Аннотация: Объектом исследования является реализация аграрных преобразований в Калужской губернии в начале XX в., предмет изучения – анализ столыпинского землеустройства в исследуемом регионе в годы Первой мировой войны. Хронологические рамки исследования охватывают период от начала военных действий и до конца июня 1917 г., когда столыпинское землеустройство официально было завершено. Методологическую основу исследования составляют принципы научной объективности, историзма, проблемности, что способствовало выявлению причинно-следственных связей, изучению событий, явлений и процессов в их развитии. При написании статьи использовались две группы методов: общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и специальные исторические (проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-статистический, историко-типологический). Автор работы пришел к выводу о том, что Первая мировая война прервала поступательное развитие столыпинского землеустройства в Калужской губернии, заложенное еще в довоенные годы. Затянувшийся военный конфликт привел к постепенному сворачиванию всего процесса землеустройства (образование хуторов и отрубов, выдача ссуд и пр.), а пришедшее в ходе Февральской революции Временное правительство, занявшее негативную позицию к землеустроительной реформе, приняло окончательное решение о ее прекращении. Научная новизна исследования заключается в том, что это первое в отечественной историографии работа, посвященная данной проблематике. В статье впервые также введены в научный оборот архивные материалы, что позволило реконструировать ход развития событий, явлений, процессов, дать им оценку. Результаты исследования могут быть интересны как для широкого круга читателей, так и специалистов-историков. В частности, использованы для подготовки лекционных курсов по истории, учебно-методических пособий, проведении практических занятий.
История отдельных регионов России
Цыретарова Б.Б. - Проблемы ликвидации детской беспризорности и безнадзорности в Бурятии в 1920-х гг. c. 53-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34818

Аннотация: Беспризорность в России - острая и наболевшая государственная проблема, затрагивающая общественную, нравственную и культурную стороны жизни населения. Предметом исследования является борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в 1920-х гг. на территории отдельного региона. В статье проведен анализ мероприятий, направленный на ликвидацию беспризорности и безнадзорности в Бурят-Монгольской АССР. Актуальность исследования обусловлена изучением как позитивного, так и негативного опыта по ликвидации беспризорности, который может быть полезен и интересен для решения социально острых проблем детской беспризорности и социального сиротства в современных условиях. Методологической основой исследования стали общепринятые методы исторической науки. Описательный метод позволил рассмотреть деятельность государственных учреждений и общественных организаций по созданию условий для социальной защиты детей, ставших беспризорными. Историко-системный метод позволил сформировать целостную и комплексную картину борьбы с детской беспризорностью в 1920-е гг., проиллюстрировать функциональную взаимосвязь различных организационных форм. Исследование показало, что социальная помощь детям, направленная на преодоление и предупреждение беспризорности, характеризовалась недостатоком финансовых средств, отсутствием систематической работы в данном направлении, а также недостаточной помощью со стороны общественности и организаций.
История и идеология
Иванов А.А. - Социальный институт религии в идеологии большевизма c. 66-72

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34852

Аннотация: В современных условиях изменения нравственных ценностей и идеологических ориентиров все более актуальными становятся вопросы взаимодействия различных социальных институтов, обеспечивающих интеграцию общества на базе достижений отечественной культуры. Как следствие, сегодня существенно возрос интерес к церковной тематике, в частности, к истории взаимоотношений Русской православной церкви и государства. Многие политические лидеры, а вместе с ними и церковные иерархи, в последнее время выступают за объединение усилий не только в борьбе с общенациональными и даже глобальными проблемами, но и в области формулировки непротиворечивой системы социальных норм в целях преодоления правового нигилизма и построения эффективного гражданского общества. В этой связи исследование исторических форм взаимоотношений между церковью и государственной властью в России в перспективе позволит облегчить данные процессы за счет учета опыта прежних политических режимов.   Содержание социальных экспериментов большевиков на территории бывшей Российской Империи на сегодняшний день достаточно рельефно отражено в научно-исторической литературе, однако причины и идеологические предпосылки конфронтации между церковью и органами государственной власти нуждаются в уточнении. В рамках настоящего исследования предпринята попытка ответить на вопрос о том, в какой степени данный конфликт был неизбежен. Для решения этой задачи были проанализированы работы основоположников марксизма-ленинизма, содержание которых позволяет установить специфику представлений носителей данной идеологии о религиозных институтах до прихода к власти в России.
Культура и культуры в историческом контексте
Бортникова Ю.А., Науменко О.Н. - Мусульманский «Белый конь» и обско-угорский «Белый олень»: точки соприкосновения в религиозной культуре коренных народов Севера c. 73-79

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34712

Аннотация: Предмет исследования: письменные и визуальные источники по истории обских угров, отражающие образы Белого коня и Белого оленя. Среди источников – этнографические материалы и предметы с шаманских капищ Югры с изображением коней и оленей. Цель исследования: провести аналог между образами Белого коня в исламе и в культуре обских угров. В качестве методологии исследования применена «Теория обедненной жизненной среды», обоснованная авторами в предыдущих исследованиях, согласно которой сложные (обедненные) природно-климатические условия Сибири создают для коренных народов психологическую базу для культурных заимствований, когда элементы чужих культур начинают восприниматься как свои. В статье использован сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить восприятие Белого коня у сибирских татар и обских угров. Определение следов ислама в культуре обских угров через изучение визуальных источников является новым в исторической науке. Кроме этого, сама тема, ориентированная на изучение «татаро-мусульманского этапа» истории финно-угорского населения Западной Сибири, когда в процессе религиозного влияния на коренные народы у представителей ислама еще не было конкурентов в лице православных миссионеров, также не изучена и является «белым пятном» отечественной истории. В качестве вывода авторы статьи утверждают, что образ «Белого коня» в обско-угорской культуре связан с татаро-мусульманским влиянием и отражает коранический сюжет, когда Пророк Мухаммед вознесся на небеса на Белом коне Бураке.
Вспомогательные исторические дисциплины
Нилогов А.С. - Документальная реконструкция патрилинейной родословной В. М. Торосова c. 80-88

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34938

Аннотация: В статье рассматривается вопрос документальной реконструкции патрилинейной родословной хакасского общественного деятеля Владислава Михайловича Торосова (1937 – 2018) на материале таких массовых генеалогических источников, как церковные метрические книги и ревизские сказки (переписи населения) Минусинского уезда Енисейской губернии XIX - начала XX веков. Объектом изучения является биологическая родословная Торосовых, а предметом - архивно-документальная реконструкция родословной Торосовых до XVIII века. Источниковедческую базу работы составили фонды таких архивов, как: Государственный архив Красноярского края, Национальный архив Республики Хакасия и архив города Минусинска. Также использован личный фонд В. М. Торосова и его потомков.   Новизна исследования заключается в том, что впервые в хакасской генеалогии реконструирована патрилинейная родословная видного политического деятеля В. М. Торосова, чей отец М. Г. Торосов в 1937 году был репрессирован, а потому не смог передать потомкам информацию о своих предках. Прервавшаяся связь поколений очень остро сказалась на семье, мечтавшей восстановить корни. В результате генеалогической реконструкции рода Торосовых, относящегося к хакасскому сеоку «пилтiр» и входившего в состав Бельтырского улуса Сагайской Степной думы, получены научно верифицированные данные о прямых мужских предках Торосовых до середины XVIII века. Высказана рекомендация по генетико-генеалогическому анализу рода Торосовых по Y-хромосоме.
Верования, религии, Церкви
Лугавцова А.П. - Японские проповедники китайского буддизма О:баку в период Эдо (1603–1868) – Рю:кэй Сё:сэн и Тэцугю: До:ки c. 89-98

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.36308

Аннотация: Школа О:баку, представляющая собой третье крупное направление дзэн-буддизма наряду с Риндзай и Со:то:, появилась в Японии в период Эдо благодаря прибытию из Китая буддийских монахов-эмигрантов. В статье рассматривается жизнеописание выдающихся японских монахов О:баку - Рю:кэя Сё:сэна и Тэцугю: До:ки, поскольку анализ их биографий способствует пониманию особенностей формирования этой школы. В силу своего китайского происхождения и новизны учение О:баку поначалу приобрело значительную популярность в Японии, придерживающейся политики самоизоляции, однако его успех во многом является заслугой именно японских последователей учения, поскольку китайские монахи, не владеющие языком и не имеющие разрешения на путешествия по стране, не могли полноценно взаимодействовать ни с местными властями, ни с населением. Научная новизна исследования обусловлена тем, что в данный момент в отечественном японоведении отсутствуют специальные исследования, посвящённые школе О:баку, поэтому особое внимание уделялось работам зарубежных авторов. Основной вывод статьи заключается в том, что в истории успеха учения О:баку роль личности вносит огромный вклад, поскольку продуктивное взаимодействие с властями, обретение материальной поддержки и прирост новообращенных сильно зависели от авторитета и личной харизмы выдающихся японских монахов О:баку, к которым можно отнести и Рю:кэя Сё:сэна, и Тэцугю: До:ки. В О:баку из-за его китайского происхождения они видели шанс постичь подлинные традиции буддизма, заброшенные, по их мнению, в Японии того времени. Их разносторонняя деятельность во многом обеспечила всплеск популярности О:баку в Японии и способствовала удивительному взаимодействию китайской и японской религиозных традиций и культур, которое наложило свой отпечаток на уникальный многогранный облик периода Эдо.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"