по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Синицына Тамара Андреевна
Культура и искусство, 2020-12
Буданов В.Г., Синицына Т.А. - Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности (III): психосемантический язык театра, антропологический джаз c. 138-159

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34793

Аннотация: В работе продолжена тема приложений методологии обобщенной телесности, восходящей к концепции квантово-синергетической антропологии, подробно разработанной в предыдущих частях триптиха. Онтологии состояний (функциональные тела и подтела обобщенной телесности) и темпоральные онтологии рассмотрены на материале театральной игры актеров. Построен изоморфизм хорошо известной музыкальной нотации и представления меняющегося антропологического профиля в виде аккорда одновременно активированных «звучащих» состояний актера. Обсуждается уместность такой музыкальной метафоры, аналогии свободы актерской импровизации, как антропологического джаза, присущего любому исполнителю, правда в различной степени. Классическая манера имеет меньшую вариативность, чем, собственно, джазовая импровизация.   Проводятся параллели таких представлений с работами классиков театральной режиссуры, философии игры и коммуникации музыковедов: К. С. Станиславского, А. А. Васильева, Б Латура, Й. Хейзинги, И. Э. Берендта.Фактически предложен некий язык интерпретации актерской игры с помощью динамичных схем описания происходящего в процессе игры. Если эти схемы адекватны сценической реальности, что мы пытались доказать, то они вполне могут использоваться при подготовке актеров, постановке спектаклей и.т.д. Фактически, создается новая психотехника, позволяющая изменять наличные возможности актерской техники, пополняя ее инструментарий. Кроме того, такого рода нотационное представление актерских партий позволяет архивировать и расшифровывать замысел режиссера достаточно универсальным способом.
Культура и искусство, 2020-7
Буданов В.Г., Синицына Т.А. - Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности: От антропологии театра к очеловечиванию искусственного интеллекта, проблема границ c. 13-28

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.7.33362

Аннотация: Проблема понимания телесности в философии, науке, медицине, культуре насчитывает не одно тысячелетие, и в наше время интерес к ней только усиливается. Это связано, в первую очередь, с антропологическими вызовами кризисной техногенной цивилизации, пытающейся улучшать человеческую природу, без понимания ее целостности, с экзистенциальными проблемами гибридных человекомашинных систем и соций, виртуальных и киберфизических умвельтов, в которых наша телесность становится скорее атавизмом и тормозом для стремительных миров, управляемых мощным искусственным интеллектом. В философии ХХ века осмысление обобщенной телесности связывается, в первую очередь, с феноменологическим проектом Э. Гуссерля и его развитием в работах Мерло-Понти, с работами французских постструктуралистов А.Арто, Ж.Делеза, Ф.Гватари, которые концептуализировали представление обобщенной телесности, скорее в терминах культуры, чем естествознания. Мы же предлагаем введение онтологий обобщенной телесности на основе дифференциации ее функциональных проявлений в актах коммуникации, деятельности и театрального искусства, обращаясь к современным представлениям о механизмах их возможной реализации, как на уровне физиологии и психо-ментальной сферы личности, так и на уровне субстанциональных причин биологии, психофизики и робототехники. Для этих целей привлекаются представления синергетики и квантовой теории как модельных оснований таких функциональных онтологий, причем, полная онтология обобщенной телесности представлена прямым произведением онтологий состояний и темпоральных онтологий физических и психоментальных процессов человека, что позволяет, например, создать семиотику телесности игры актера или антропоморфного аватара-робота. Рассмотрены границы эмуляции человеческой телесности современными методами IT-технологий и вопрос принципиальной недостижимости многих творческих и духовных подтел личности техническими средствами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.