по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Носс Игорь Николаевич
Психология и Психотехника, 2016-9
Носс И.Н., Бородина Т.И. - Личностно-профессиональная спецификация: региональный аспект

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.9.21515

Аннотация: В статье акцентируется внимание на региональном аспекте личностно-профессиональной спецификации. Предлагается общее определение термина «региональная спецификации», отражающего этно-культурные, географические и ландшафтные особенности персонала организаций на уровне конкретного, как некой оптимальной структуры личностно-профессиональных качеств, способствующих работнику эффективно трудиться, соответствовать функциональным требованиям профессии. Рассматривается региональная спецификация, как общие и особенные качества человека в речемыслительной, эмоционально-волевой, коммуникативной, мотивационной сферах, которые составляют модули-предикторы моделей профессионала. Различия наблюдаются как в структуре личностных качеств персонала, так и в системах профессиональных требований. Приводятся эмпирические данные, отражающие формы проявления личностно-профессиональной спецификации в региональных условиях. Специфика региональных признаков подтверждается статистическими процедурами и критериями. Применяются процедуры выявления статистически значимых различий выборок, отражающих основные психологические признаки популяций исследуемых организаций, а также при помощи корреляционного анализа оценивается соотношение характеристик экспериментальных выборок. Научно-экспериментальное обоснование понятия «региональная спецификации», отражающего этно-культурные, географические и ландшафтные особенности персонала организаций. Конкретизируется структура личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному выполнению трудовых функций, соответствию требованиям профессии в конкретном регионе. Обосновываются различия, как в структуре личностных качеств персонала, так и в системах профессиональных требований, выявленных в рамках профессиографического исследования. Рассматривается региональная спецификация, как система общих и особенных качеств персонала в речемыслительной, эмоционально-волевой, коммуникативной, мотивационной сферах, которые составляют предикторы моделей профессионала.
Психология и Психотехника, 2016-1
Носс И.Н. - Соотношение эмоционально-смыслового и логического компонентов познавательной деятельности студентов

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17550

Аннотация: В статье производится анализ трёх составляющих познавательного мыслительного процесса: логики, семантики и аффекта. Соотношение этих частей мышления во многом формируют успешность и адекватность приобретения и усвоения знаний человеком. Логическая и эмоционально-смысловая составляющие познания связаны между собой сложной разнонаправленной нелинейной зависимостью, которая отражает особенности личности, особенности стимула, его содержания и обстоятельств протекания самого процесса мышления. В статье приводятся эмпирические данные, полученные в реальном исследовании на разных экспериментальных выборках, характеризующие некую тенденцию протекания и разворачивания в рамках пяти этапов человеческого мышления, его особенности, а также взаимовлияние операционно-логического, смыслового и эмоционального компонентов интеллекта. Методология исследования основана на поиске соотношений разноплановых аспектов мыслительной деятельности. В качестве средств психологического исследования используются технология психосемантического анализа познавательной деятельности и семантический дифференциал. Основным выводом исследования является то, что эмоционально-смысловой компонент умственной деятельности проявляется и усиливается в сфере отношений между объектами познания. Выявив свойства объекта и родовидовые признаки, определив связи и отношения понятий, формируется его смысловое положение. На процесс развития умственной деятельности накладывается эмоционально-смысловая окраска объекта познания в виде соответствующего мотивационного фона, который ведет к снижению операционно-логической составляющей, когда объект находит своё место в системе отношений с другими объектами, снижая и эмоционально-смысловую составляющую познания.
Психология и Психотехника, 2015-4
Носс И.Н. - Близнецовый метод в личностно-профессиональной диагностике персонала

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14745

Аннотация: В статье акцентируется внимание психологов и профессиологов на возможности использования близнецового метода как средства и модели подтверждения положений концепции личностно-профессиональной спецификации персонала организации. Предполагается, что анализ личностных и поведенческих особенностей членов монозиготной близнецовой пары, подтверждает существование генетически обусловленной устойчивой структуры личности, соответствующей определенной системе профессиональных условий и требований профессиональной деятельности. В качестве иллюстрации приводятся экспериментальные результаты изучения личностных и поведенческих особенностей однояйцовых разлученных и неразлученных близнецов. Указывается на методические ограничения в распространении данных выводов, а также необходимости комплексной диагностики персонала посредством сопоставления, верификации и дополнения получаемых экспериментальных данных и процедур. По итогам теоретического анализа и эмпирических проб делается вывод о наличии природно-наследственных оснований профессиональной ориентированности людей. Результаты исследования являются подтверждением концепции автора о личностно-профессиональной спецификации персонала и необходимости ее моделирования в целях повышения качества психологического отбора и сопровождения работников организации.
Психология и Психотехника, 2014-10
Носс И.Н. - Личностно-профессиональная спецификация: определение и функционирование

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.10.12452

Аннотация: В статье акцентируется внимание на проблематике личностно-профессиональной спецификации. Предлагается общее определение термина «личностно-профессиональной спецификации» на уровне частного (специфического) как некой оптимальной структуры (перечня) личностно-профессиональных качеств, способствующей индивиду эффективно трудиться, то есть в основном соответствовать функциональным требованиям профессии. Рассматриваются сопряженные понятия, такие как «личностная надежность», «профессиональная надежность», «профессиональная пригодность личности» и «личностно-профессиональные особенности». Приводятся эмпирические данные, отражающие формы проявления личностно-профессиональной спецификации в условиях государственной службы. Теоретические концептуальные положения подтверждены эмпирическими данными, полученными путем сравнительного анализа показателей личностно-профессиональных черт работников различных специальностей при помощи статистических процедур корреляционного анализа и методов статистического вывода. Психологические показатели получены посредством объективных, субъективных и проективных тестовых методов. Термин "личностно-профессиональная спецификация" является новым понятием, вводимым в поле психологического исследования в качестве структуры признаков профессионально-психологического феномена, дающего возможность различать типы личности в сопоставлении с профессиями. Данное понятие предполагает построение профессионально-психологических моделей в рамках практического ассессмента персонала в целях профориентации, отбора и сопровождения работников в процессе их профессионализации и личностно-профессионального развития.
Психология и Психотехника, 2014-5
Носс И.Н. - Особенности диагностики познавательной активности как фактора профессионального развития личности

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.5.10915

Аннотация: В статье акцентируется внимание на проблеме познавательной активности персона, как факторе профессионального развития личности. Формулируется важная особенность профессиональной психодиагностики предметно-содержательного плана – взаимозависимость продуктивности профессиональной деятельности от интеллекта как динамической системы личности. Также исследуются особенности психологического измерения интеллектуальной активности человека, достигшего зрелого возраста, влияния расслоения интеллекта в период взросления человека, анализ инструментов диагностики, схем экспериментов, связи интеллектуальных особенностей с акцентуированными личностными чертами, периодами возрастных кризисов зрелости, особенности интеллектуальной активности в рамках региональной и профессиональной специфики. В качестве основного методического подхода выбран лонгитюдный план исследования, проводившееся на протяжении девяти лет. Инструмент исследования многообразен. Он включал как качественные методы: наблюдение, экспертиза, опросы, интервью, так и тестовые процедуры. Научная новизна исследования состоит в применении продольных и поперечных эмпирических "срезов" на обширной реальной выборке государственных служащих в процессе их профессионализации и развитии. Результаты тестовых замеров сопоставлялись с конкретными объективными результатами профессиональной деятельности. Периодичность измерений и постоянная валидизация инструмента исследований дало возможность получить достоверные результаты во многом подтверждающие итоги зарубежных и отечественных диагностических программ. В качестве выводов следует подчеркнуть, что наиболее важной психологической характеристикой личностно-профессионального развития персонала является его познавательная активность, которая в практической психологии наиболее сложна и противоречива.
Психология и Психотехника, 2013-4
Носс И.Н. - РЕФРАКТИВНЫЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.4.7664

Аннотация: Аннотация. В статье представлена характеристика наиболее популярных рефрактивных проективных методик. Проективная рефракция проявляется в особенностях речи (голосовые реакции на стимулы, частота, тембр, ритм произнесения слов, рече-смысловой тезаурус, паузы, особенности произношения слов и пр.), в непроизвольных движениях (ритм и частота дыхания, мимика, пантомимика, почерк, изменения оттенков кожи и пр.) и в строении тела (антропоскопия, метопоскопия и пр.). В основу рефрактивных методов положено систематизированное наблюдение, выявление и оценка динамических и морфологических телесных изменений у испытуемых, в области вербальных, невербальных поведенческих реакций. Проведено исследование зависимости эмоционального напряжения от личностных особенностей испытуемых с использованием голосового анализатора стресса на смешанной выборке. Выявлено, что изменение голосовой компоненты в стрессе, регистрирующееся при помощи изменения частотной модуляции голоса и времени ответа (реакции) на вопрос, значимо соотносится с уровнем импульсивности личности. Психографологический анализ почерка представляет собой проективную динамическую рефрактивную методику психологического анализа рукописного текста, воспроизведённого испытуемым. При помощи методики выявляются характерологические особенности личности испытуемого посредством проекции его индивидуальных особенностей на продукт графической деятельности. Под метопоскопией понимаются эмпирические наработки в области исследования черт и форм лица человека и его изменения, включающие в свою структуру как статические, морфологические признаки строения лица, так и мимические его изменения. Приводятся примеры и обсуждаются другие рефрактивные методы.
Психология и Психотехника, 2010-5
Носс И.Н. - Технология психосемантического анализа деятельности
Аннотация: Статья посвящена проблеме психодиагностики обучаемости и профилированной направленности личности. Разработана технология оценки объема, темпа и направленности усвоения понятий человеком посредством выявления соотношений личностно-смысловых особенностей и социального значения стимульных терминов. Теоретически обоснована концептуальная основа методики психосемантического анализа деятельности и рассчитаны эмпирические показатели ее достоверности. Обращено внимание на соотношение смысловых и эмоциональных аспектов мышления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.