по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Маньковская Надежда Борисовна
Философия и культура, 2024-1
Маньковская Н.Б. - Двуликий Янус раннего французского романтизма: Пьер Симон Балланш как эстетик и литератор c. 45-63

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.1.68938

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная философско-эстетическая проблематика в эстетике Пьера Симона Балланша, стоявшего у истоков французского романтизма. Выявлены и проанализированы два разновеликих по содержанию и объему пласта его творчества – эксплицитный и имплицитный. Показано, что в первом в духе характерного для ранних французских романтиков акцента на чувствительности, меланхолии, национальном колорите в строгом академическом стиле вербализуются его представления об искусстве романтизма, поэтическом даре, специфике творческого процесса. После длительной эпохи сосредоточенности французов на Античности Балланш призывает их обратиться к национальным традициям – прежде всего христианству, героическому Средневековью, хотя при этом и не отказывает античным авторам в проявлениях чувствительности. Второй, имплицитный пласт, связан с художественной прозой Балланша. Он включает в себя философско-эстетические поэмы общим объемом около полутора тысяч страниц, свидетельствующие как о литературном даре автора, так и об оригинальности его эстетической позиции, существенном пересмотре идей собственных теоретических трактатов. В отличие от большинства французских романтиков, дистанцирующихся от античной культуры как языческой в пользу христианства и средневекового искусства, Балланш в своих талантливых парафразах мифологических сюжетов романтизирует Античность, находя в ней начала будущих христианских идей возвышенной любви, милосердия, жертвенности, красоты и добра. Это своего рода попытка нового ренессанса античного искусства в романтическом ключе. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что искусство в космогонически-историческом процессе играет, согласно Балланшу, ведущую цивилизационную роль, что и предопределяет приоритетное значение эстетики в его творческих исканиях.Выявлено ядро имплицитной философской эстетики Балланша – оригинальная концепция палингенезии, трактуемая автором как радикальное перерождение мира ради его грядущего возрождения; именно такой этап культурно-исторического развития и знаменует, по его мнению, романтизм. В текстах философских эпопей прослежено как влияние мистической доктрины, так и крепнущая приверженность раннего французского романтика идеям христианского утопического социализма. Особый вклад автора заключается в том, что изучение эстетической теории и художественной практики Балланша основано на оригинальном материале. Автором статьи введены в отечественный научный оборот, впервые переведены на русский языки и проанализированы философско-эстетические поэмы «Антигона», «Человек без имени», «Опыт социальной палингенезии. Орфей». Такое исследование в отечественной науке предпринято впервые.
Культура и искусство, 2023-8
Маньковская Н.Б. - Человек действия французского романтизма. Эстетические взгляды Виктора Гюго и их воплощение в поэзии и драматургии c. 50-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.39409

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная философско-эстетическая проблематика в романтической эстетике одного из ее лидеров во Франции – Виктора Гюго. Прослежена эволюция его эстетических воззрений – от приверженности эстетике классицизма и роялистским взглядам до сложившейся теории и художественной практики романтизма, окрашенных демократическим пафосом. Выявлено ядро эстетики Гюго – оригинальная концепция гротеска, нашедшая убедительное воплощение в его поэзии, драматургии, исторических романах. Рассмотрены такие магистральные темы как соотношение трагического и комического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, содержания и формы, свободы и упорядоченности, исторической правды и вымысла в искусстве, романтической символизации в контексте становления концепции художественной сущности романтизма у Гюго. Проанализированы особенности его художественно-эстетической концепции, связанные с национальной спецификой искусства, местным колоритом, проблематикой художественного вкуса, вдохновения, воображения, эстетического наслаждения, художественного стиля, гения, таланта. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что вся эта тематика составляет основу суждений Гюго о характере романтической драмы как вершины поэзии XIX века и ее отличий от классицистической трагедии. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Особый вклад автора заключается в том, что изучение эстетической теории и художественной практики Гюго основано на оригинальном материале. В статье проведен сравнительный анализ воплощения эстетических взглядов Гюго в различных видах и жанрах искусства. Такое исследование в отечественной науке предпринято впервые.
Культура и искусство, 2020-4
Маньковская Н.Б. - Нарцисс в зеркальных отражениях. Символистская эстетика Андре Жида c. 71-84

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.4.31968

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная эстетическая проблематика в символистской философии искусства Андре Жида. Рассматриваются такие магистральных темы, как сущность художественного символа, категории прекрасного, трагического и героического, соотношение искусства и природы, специфика театральной эстетики. Жид реализует в своем творчестве идеи субъективного, солипсистского символизма, в котором символ сближается с иероглифом, являющим в художественной форме внутренний мир художника, его субъективные переживания, мечты и грезы, тогда как внешний чувственный мир трактуется как иллюзорный, предстает либо комплексом ощущений, либо выносится за скобки как не существующий. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что в символистский период творчества Андре Жид был убежден, что искусству чужд иллюзионистский характер. Презрев внешнее, преходящее, искусство должно быть обращено к глубинной истине, героическому началу человеческой личности. Акцент делается на проникновении в сферы эзотерического, таинственного, потустороннего. Анализируется «Трактат о Нарциссе (Теория символа)» А. Жида, в котором такое миросозерцание нашло программное выражение.
Филология: научные исследования, 2018-1
Маньковская Н.Б. - Трансформации вербальных и визуальных экзистенциалистских портретов в искусстве XX-XXI веков c. 108-121

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.1.25363

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная философско-эстетическая проблема экзистенциалистских концепций человека в искусстве XX-XXI веков и их вербальное и визуальное выражение. Особое внимание уделяется их трансформациям в экзистенциализме, театре абсурда, театре жестокости, боди-арте, кинетическом искусстве, авторском кинематографе, театральных перформансах, хэппенингах, арт-практиках. Специфика экзистенциалистских портретов анализируется на материале отечественной и зарубежной литературы, драматургии, живописи, кино, театра, актуального искусства. Для анализа избраны наиболее репрезентативные для XX-XXI веков художественные течения, персоналии и произведения. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что на протяжении последнего столетия модификации экзистенциалистского портрета воплощались в соответствующих его философско-эстетической наполненности художественных формах: от мифа, символа, художественного образа в модернизме – к постмодернистским симулякрам, и далее – к неомифологемам, перформативным абрисам арт-арактик. Проблематика экзистенциалистского портрета сегодня по-прежнему актуальна. Она далека от завершения в связи с возможностью создания экзистенциалистского портрета и автопортрета-аватара в виртуальной реальности Интернета. Особый вклад автора в исследование темы заключается в том, что оно выполнено на оригинальном материале. В статье проведен сравнительный анализ словесных и визуальных экзистенциалистских портретов в различных видах и жанрах искусства. Такое исследование в отечественной науке предпринято впервые.
Филология: научные исследования, 2017-1
Маньковская Н.Б. - Живопись и поэзия: проблема приоритетов. Спор Жозефена Пеладана с Леонардо да Винчи c. 40-49

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.21473

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная эстетическая проблема классификации искусств. Особое внимание уделяется полемике о соотношении живописи и поэзии Жозефена Пеладана, видного представителя мистической ветви французского объективного символизма, с Леонардо да Винчи. Рассматриваются такие магистральных темы, как искусство и наука, искусство и природа, эстетическое созерцание, мимесис, синтез искусств, художник, творчество, талант, гений, канон, прекрасное, возвышенное, безобразное, эстетическое восприятие, которые служат Пеладану для кардинального опровержения основной идеи «Книги о живописи» Леонардо: Пеладан отстаивает приоритет поэзии и литературы в целом перед изобразительными искусствами, для доказательства чего последовательно оспаривает основные тезисы знаменитого автора. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что пеладановское видение художественной жизни отмечено убежденностью в метафизической сущности искусства и его анагогической миссии, определяющих мистико-символическую герменевтику как метод искусствоведческих штудий. Что же касается спора о соотношении видов искусства и принципах их классификации, то сегодня он не только по-прежнему актуален, но и далек от завершения. Ведь появились и развиваются новые искусства, прежде всего технические – фотография, кинематограф, видео-арт, виртуал-арт – их список открыт. Как соотносятся они между собой и с классическими видами искусства в ситуации современного увлечения видовыми и жанровыми миксами? Эта проблема заслуживает специального изучения. Особый вклад автора в исследование темы заключается в том, что оно выполнено на полностью оригинальном материале. Автор вводит в отечественный научный оборот ранее не изучавшиеся аспекты французского символизма. Эстетические взгляды и метафизика искусства Ж. Пеладана в отечественной науке исследуются впервые.
Филология: научные исследования, 2016-2
Маньковская Н.Б. - Мистико-символическая метафизика искусства Жозефена Пеладана

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.19026

Аннотация: Предметом исследования является метафизика искусства Жозефена Пеладана как видного представителя мистической ветви французского объективного символизма, его неоплатонико-христианской линии. Особое внимание уделяется его полемике со Львом Толстым, его анализу творчества Данте, античной и современной драматургии и театра. Рассматривается пеладановская концепции соотношения искусства и религии, художественного творчества, эстетического созерцания и наслаждения, прекрасного, возвышенного, трагического, комического, эстетического идеала, эстетического наслаждения, художественности, сущности художественного образа, символизации в искусстве, его анагогической миссии. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: искусствоведческий анализ, философско-эстетический подход, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что три ипостаси Пеладана – символиста, неоклассика и эзотерика – образуют парадоксальное, но достаточно органическое единство. Его размышления о сущности эстетического, специфике разных видов и жанров искусства объединены пафосом отстаивания вечно прекрасного, абсолютного идеала, нетленных идей, духовной наполненности, художественности искусства. Особым вкладом автора в исследование темы заключается в том, что оно выполнено на полностью оригинальном материале. Автор вводит в отечественный научный оборот ранее не исследовавшиеся аспекты французского символизма. Метафизика искусства Ж. Пеладана в отечественной науке исследуется впервые.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.