по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Попова Матрена Петровна
Litera, 2020-12
Попова М.П., Окорокова В.Б. - Поэтический мир Андрея Кривошапкина c. 147-158

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.12.34735

Аннотация: В данной статье предметом исследования является поэтика стихотворений народного писателя Якутии Андрея Васильевича Кривошапкина. А.Кривошапкин является крупным писателем не только эвенской литературы, но и национальных литератур народов Севера. Талант его многогранен: он – поэт, прозаик, публицист. Вершинными достижениями писателя считаются его этнографические поэмы – «Мир эвена», «Священный олень». Авторы статьи подробно рассматривают такие аспекты темы, как, отражение священных образов эвенского народа, национальное видение мира в поэтическом мире А.Кривошапкина. Особое внимание уделяется поэтическое описание писателем подвига родного народа, впервые освоившего Крайний Север и в течение многих столетий ведшего борьбу за выживание в его суровых условиях.   После проведенного исследования авторы статьи пришли к следующему выводу: в своих поэмах «Священный олень», «Мир эвена» Андрей Васильевич Кривошапкин наиболее глубоко раскрыл силу души, непоколебимость северного человека перед суровой природой, его мудрость. Изображая особый мир эвена и его национальный характер, он создает полнокровное изображение всего уклада жизни родного народа. Новизна работы заключается в том, что авторы смогли раскрыть особенный поэтический мир Андрея Кривошапкина, где через реалистичные описания будней эвенов представлены духовно-нравственные ценности всех северных народов. Поэт становится выразителем их чаяний и надежд на будущее.
Филология: научные исследования, 2019-6
Дишкант Е.В., Попова М.П., Чиркоева Д.И., Тобуроков Н.Н., Башарина З.К. - Особенности филологического анализа лирического стихотворения "Прощай" П.А. Ойунского c. 106-118

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.6.31826

Аннотация: В статье предпринята попытка филологического анализа стихотворения “Прощай” П. Ойунского. Системный анализ стихотворения на звуковом, стилистическом и идейно-образном уровнях позволил определить черты новаторства П. Ойунского в использовании силлабической системы стихосложения в якутской поэзии, выявить употребление наиболее частотных в стихотворении глаголов и глагольных форм, придающих произведению медитативность и философичность. Выявлены и исследованы тематические поля: человек и природа, время и пространство, человек и общество, смерть, поэт и бессмертие. Методологические основы филологического анализа поэтического текста в разное время были изложены в ряде научных работ М.М. Гиршмана, М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, Хализева В.Е., Шанского Н.М., Д.М. Магомедовой и др. В художественном произведении значим любой элемент текста, так как он несет в себе определенную идейную нагрузку, и соответственно должен быть учтен при разработке комплексного филологического анализа. Впервые в якутском литературоведении представлен целостный филологический анализ программного стихотворения П.А. Ойунского. На основе проведенного филологического анализа стихотворения «Бырастыы»-«Прощай» мы еще раз убедились в новаторстве и поэтическом мастерстве П. Ойунского. Он впервые в якутской поэзии использовал силлабическую систему, обогатил ее строфику. Поэт в стихотворении отдает предпочтение именам существительным с аффиксом принадлежности, в основном, 1-го лица, что позволяет ему выразить свои сокровенные чувства. В глагольных формах преобладают образные и звукоподражательные слова, благодаря чему стихотворение становится не только лирическим, но и торжественным, драматическим.
Филология: научные исследования, 2019-1
Попова М.П., Окорокова В.Б., Тобуроков Н.Н. - Софрон Данилов: личность писателя на стыке времен и эпох c. 13-19

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.1.28314

Аннотация: В статье анализируется вклад народного писателя Якутии Софрона Петровича Данилова в развитие прозы и в целом всей якутской художественной литературы. Новаторством писателя стал выработанный им лирико-психологический стиль. Как писатель-мастер психологического анализа, он создал неповторимые образы современников. Софрон Данилов обладал талантом литературного критика. Он обстоятельно, на научной основе исследовал произведения классиков якутской литературы, выявляя своеобразие их писательского мастерства. Софрон Данилов публицистике уделял особое внимание, через открытое слово стремился довести до читателей наболевшие проблемы современности, потому воспринимался не только писателем-философом, но и мыслителем. Методологической основой статьи послужили труды М. М. Бахтина, М. Н. Ломуновой, А. Н. Мыреевой, Д. Е. Васильевой, Г. Г. Филиппова В ходе исследования поставленных задач применяются следующие методы: методы эмпирического исследования , методы теоретического исследования (сравнительно-исторический, теоретический анализы). Основные выводы: Софрон Данилов впервые ввел в повествование якутской прозы «многоголосие» и монологичность. Стал автором первого в якутской литературе социально-психологического романа «Бьется сердце», в котором изобразил жизнь общества эпохального времени на рубеже – 1950-60-гг. ХХ века, т. н. времени «оттепели». Стал крупным прозаиком, автором романов и повестей. Софрон Данилов стоял на истоке создания нового стиля, новой прозы, потому оказал огромное влияние на развитие современной якутской литературы, многие писатели называли его своим учителем. Творчество Софрона Данилова было высоко оценено критиками и литературоведами, он был любимым писателем читателей всей страны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.