по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Попова Матрена Петровна
Litera, 2020-12
Попова М.П., Окорокова В.Б. - Поэтический мир Андрея Кривошапкина c. 147-158

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.12.34735

Аннотация: В данной статье предметом исследования является поэтика стихотворений народного писателя Якутии Андрея Васильевича Кривошапкина. А.Кривошапкин является крупным писателем не только эвенской литературы, но и национальных литератур народов Севера. Талант его многогранен: он – поэт, прозаик, публицист. Вершинными достижениями писателя считаются его этнографические поэмы – «Мир эвена», «Священный олень». Авторы статьи подробно рассматривают такие аспекты темы, как, отражение священных образов эвенского народа, национальное видение мира в поэтическом мире А.Кривошапкина. Особое внимание уделяется поэтическое описание писателем подвига родного народа, впервые освоившего Крайний Север и в течение многих столетий ведшего борьбу за выживание в его суровых условиях.   После проведенного исследования авторы статьи пришли к следующему выводу: в своих поэмах «Священный олень», «Мир эвена» Андрей Васильевич Кривошапкин наиболее глубоко раскрыл силу души, непоколебимость северного человека перед суровой природой, его мудрость. Изображая особый мир эвена и его национальный характер, он создает полнокровное изображение всего уклада жизни родного народа. Новизна работы заключается в том, что авторы смогли раскрыть особенный поэтический мир Андрея Кривошапкина, где через реалистичные описания будней эвенов представлены духовно-нравственные ценности всех северных народов. Поэт становится выразителем их чаяний и надежд на будущее.
Филология: научные исследования, 2019-6
Дишкант Е.В., Попова М.П., Чиркоева Д.И., Тобуроков Н.Н., Башарина З.К. - Особенности филологического анализа лирического стихотворения "Прощай" П.А. Ойунского c. 106-118

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.6.31826

Аннотация: В статье предпринята попытка филологического анализа стихотворения “Прощай” П. Ойунского. Системный анализ стихотворения на звуковом, стилистическом и идейно-образном уровнях позволил определить черты новаторства П. Ойунского в использовании силлабической системы стихосложения в якутской поэзии, выявить употребление наиболее частотных в стихотворении глаголов и глагольных форм, придающих произведению медитативность и философичность. Выявлены и исследованы тематические поля: человек и природа, время и пространство, человек и общество, смерть, поэт и бессмертие. Методологические основы филологического анализа поэтического текста в разное время были изложены в ряде научных работ М.М. Гиршмана, М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, Хализева В.Е., Шанского Н.М., Д.М. Магомедовой и др. В художественном произведении значим любой элемент текста, так как он несет в себе определенную идейную нагрузку, и соответственно должен быть учтен при разработке комплексного филологического анализа. Впервые в якутском литературоведении представлен целостный филологический анализ программного стихотворения П.А. Ойунского. На основе проведенного филологического анализа стихотворения «Бырастыы»-«Прощай» мы еще раз убедились в новаторстве и поэтическом мастерстве П. Ойунского. Он впервые в якутской поэзии использовал силлабическую систему, обогатил ее строфику. Поэт в стихотворении отдает предпочтение именам существительным с аффиксом принадлежности, в основном, 1-го лица, что позволяет ему выразить свои сокровенные чувства. В глагольных формах преобладают образные и звукоподражательные слова, благодаря чему стихотворение становится не только лирическим, но и торжественным, драматическим.
Филология: научные исследования, 2019-2
Попова М.П., Дишкант Е.В. - Якутская поэзия конца ХХ века: основные тенденции развития c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.2.28403

Аннотация: Статья посвящена исследованию основных тенденций развития якутской поэзии конца ХХ века: идейно-тематической направленности, жанровых особенностей, поэтики и стиля, изучению женской лирики в гендерном аспекте, рассмотрению русскоязычной поэзии Якутии в общероссийском контексте. Предметом анализа выступили лирические произведения малой и средней формы поэтов 1980-1990-х гг.: Ивана Гоголева, Петра Тобурокова, Саввы Тарасова, Натальи Харлампьевой, Ольги Корякиной-Умсуура, Алексея Михайлова, Айсена Дойду, Софрона Осипова и авторов объединения «Белая лошадь» др. Основу исследования образуют эмпирические (наблюдение, сравнение) и теоретический (сравнительно-исторический) методы. Методологической базой работы послужили труды известных литературоведов Якутии: Н.Н. Тобурокова, В.Б, Окороковой, Л.Н. Романовой и др. В процессе анализа якутской поэзии конца ХХ века были выявлены национальные особенности восприятия окружающей действительности якутскими лириками, что отразилось в их творчестве как в идейно-тематическом плане, так в жанровом отношении (трансформация форм якутского фольклора). В русскоязычной поэзии данного периода проявились основные тенденции развития общероссийской литературы ХХ века – поиск новых средств выражения и жанровых форм, стремление к игровым преобразованиям, элементы авангардизма, абсурдность и парадоксальность видения бытия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.