ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Коростелёва Ольга Тимофеевна
Философия и культура, 2019-3
|
Плахин В.Т., Коростелёва О.Т. - Казус Синицкого (поликодовый «ребус» как средство рекламного креатива) |
|
c. 1-12
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.3.29314
Аннотация: Предметом исследования в данной статье является использование формально-структурных механизмов порождения оригинальных рекламных текстов в тех случаях, когда инспирирующий потенциал представленных в рекламе товаров практически стремится к нулю. Как известно, реклама в тенденции имеет дело с изначально отчужденными от креатора мелочами массового товарного производства, причем мелочами, похожими друг на друга вплоть до неразличимости. Среди мотивов и приемов, позволяющих рекламисту преодолеть сопротивление материала, можно назвать и такой специфический способ репрезентации товара, как создание головоломок. Методом, применяемым в работе, является метод дискурсивного анализа, позволяющий сосредоточить внимание на экстралингвистических (прежде всего, прагматических и психологических) факторах, которые сопровождают производство и актуализацию рекламного сообщения.Находясь в общем теоретико-методологическом поле изучения креолизованных текстов, мы использовали компаративистский подход к выявлению поликодовых рекламных паттернов, перманентно воспроизводящих вопросно-ответную ситуацию. Новизной исследования можно считать положение о том, что одним из возможных модусов вдохновения для находящегося в такой ситуации рекламиста становится модус ребусника, соединяющего в себе функции шифровальщика и дешифровщика. Основной герменевтический вывод статьи состоит в том, что этот «ребусник» вынужден интериоризировать когнитивную модель идеального представителя целевой рекламной аудитории, для которого решение изобретенной головоломки будет гармонично сочетать интригу и комфорт.
Философия и культура, 2019-3
|
Плахин В.Т., Коростелёва О.Т., Пчелинцева М.В. - «Хозяин тайги» (архетипы и практика экологического поведения аборигенов Сибири и Севера) |
|
c. 27-35
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.3.29400
Аннотация: Предметом исследования в данной статье выступают долговременные стратегии взаимодействия аборигенов Сибири и Севера с природным окружением. Особое внимание в работе уделяется рефлексии архаической культуры этого региона по поводу многообразных форм взаимодействия с такой подсистемой природного окружения, как мир животных. Сама эта рефлексия подвергается нами аксиологической исследовательской проблематизации, уместной в обстановке структуралистского возрождения идеалов Руссо. Осознавая опасность ритуального самообмана, жертвой которого в практике взаимодействия с природой оказывается «человек естественный», мы фокусируем взгляд на заведомо амбивалентной «философии намерений» аборигенов Сибири и Севера, привлекательной (как минимум) в качестве пробной версии идеологии разумного эгоизма. Рассматривая деятельностный подход (с его современным пристальным интересом к проблеме деятельностных смыслов) как теоретико-методологическое основание работы, в процессе анализа конкретного этнографического материала авторы использовали метод типологизации, позволивший за всем многообразием эмпирического материала увидеть инварианты мифологических представлений и ритуальных практик. В результате исследования был системно представлен ряд моделей (мотивов) первобытного сознания, постулирующих одну из фундаментальных его идей – понимание многих объектов животного мира как своеобразных “alter ego” человека. Экспликация такой установки позволила сформулировать новое положение о том, что аборигены Сибири и Севера практикуют двуединую ориентацию на «управление» и «сотрудничество» с живой природой, которые современным сознанием часто трактуются как альтернативные стратегии.
Философия и культура, 2014-11
|
Плахин В.Т., Коростелёва О.Т. - «КОМУ СКАЗАТЬ СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ?» (жизненные силы в мифологической и рекламной картинах мира) |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.11.13388
Аннотация: Данная статья, выполненная в рамках философско-культурологического подхода, является частью исследовательской программы, направленной на экспликацию содержательного антагонизма архаического мифа как «раннего зеркала мира» и современной рекламы, теперь уже почти безрефлективно считающейся феноменом мифологического свойства. Тема жизненных сил, их сохранения и преумножения является одной из центральных как для классической мифологии, так и для рекламного дискурса, что и позволяет сделать специфику первобытного и «новейшего» рыночного витализма предметной областью детального изучения. Исследование проводится на основе компаративного метода, предполагающего сопоставление первобытной концепции жизненных сил, моделируемой посредством этнографического кросс-культурного анализа, с наиболее характерными, типическими, чертами рекламного витализма. В статье показано, что архаические воззрения и практики моделируют человека как ключевое звено вселенского круговорота витальной силы, как субъект ее владения, распределения и потребления. Напротив, рекламная концепция жизненных сил превращает рекламного героя в простого приобретателя очередной расфасованной стимулирующей дозы. Крайние формы такого редукционистского подхода приводят к тому, что субъектное бытие становится эксклюзивным атрибутом товарной субстанции, тогда как ее потребитель, лишенный собственного витального потенциала, репрезентирует воплощенное субъектное ничто.
Философская мысль, 2012-5
|
Плахин В.Т., Коростелёва О.Т. - «ДАВАЙТЕ СРАВНИМ МИФОЛОГИИ» (о «трудоемкости» метаморфоз в классическом мифе и современной рекламе) |
|
c. 138-160
|
Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу архаической мифологии и современной рекламы. Компаративный взгляд фокусируется на проблеме трудоемкости преобразований, находящихся в центре данных дискурсов. Показано, что процесс превращения Хаоса в Космос, являющийся содержательным ядром «мифа как такового», требует от субъектов демиургии жертвенности и предельного напряжения сил. Рекламные тексты, напротив, последовательно транслируют идеологему максимально легкой экзистенциальной и социокультурной динамики.
|