по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Быкова Наталья Ивановна
Философия и культура, 2024-4
Быкова Н.И. - Амбивалентность восприятия цветовой палитры в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и колористического решения в одноименных экранизациях c. 45-62

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70458

Аннотация: Предметом исследования является цветовая символика в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» в аспекте амбивалентного понимания концептуального решения в использовании определенного цвета в создании образов героев, в описании места действия и смыслового наполнения идейного содержания произведения и его экранных интерпретаций. Объект исследования – цвет как смыслообразующий концепт в литературе и кинематографе, символика цвета. Произведение Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» представляет интерес в вопросе изучения влияния цветовой палитры в восприятии и осмыслении образов и идей литературных произведений, так как автор уделяет большое внимание цвету в описании своих героев, места действия и окружающих их интерьеров. Цвет становится одним из важных смыслообразующих концептов в произведении. Аудиовизуальные искусства, в частности кинематограф, представляют особый интерес в данном вопросе, так как предлагают вариант визуализации цветовой палитры, представленной в литературном произведении. Основными методами исследования являются аналитический и сравнительно-исторический. Осмысляются цветовые концепты книги Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и трех одноименных экранизаций романа. Данное произведение Ф. С. Фицджеральда и его экранизации представляют интерес для современного российского читателя и зрителя благодаря тому, что поднимаемые в романе проблемы актуальны и в настоящее время. Писатель затрагивает популярную в литературе и кинематографе тему американской мечты. История главных героев – яркий пример иллюзорности этой мечты, а образ жизни персонажей и их миропонимание демонстрируют духовную опустошенность и холодное равнодушие ко всему, кроме денег и богатства. Именно цветовая палитра наиболее ярко позволяет дополнить характеристику образов героев и осмыслить концептуальное решение произведения. Научная новизна статьи заключается в исследовании амбивалентности восприятия колористического решения образов героев в книге в сопоставлении с ее экранными интерпретациями. Автор приходит к выводу, что Ф. С. Фицджеральд в романе «Великий Гэтсби» использует цветовую палитру в создании образов героев и описании места действия таким образом, чтобы многозначность в восприятии цвета наиболее неожиданно и обостренно остро подчеркнула поднимаемые проблемы и стала основой для переосмысления идейного содержания произведения.
Философия и культура, 2023-6
Быкова Н.И. - Колористическое решение фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император» c. 89-102

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.6.43442

Аннотация: Предметом исследования является фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император», в частности колористическое решение фильма и психологическая наполняемость образа главного героя, которая во многом раскрывается через цветовую палитру и отдельные художественные детали. Объект исследования – язык кинематографа, кинематографические художественные приемы. Б. Бертолуччи – известный итальянский драматург и кинорежиссер. Автор многих эпатажных картин, вызывающих неоднозначную, противоречивую оценку кинокритики и зрителей разных стран мира. Несмотря на порой шокирующие образы и сюжеты, фильмы Б. Бертолуччи получили высокую оценку мирового сообщества и отечественной кинокритики благодаря художественному решению и актуальной проблематике, затрагивающей вопросы классовой борьбы и антифашистские темы. Автором статьи рассматривается образ главного героя фильма Айсингеро Пу И – последнего императора Китая и Маньчжоу-го. В основе фильма реальные исторические события, происходящие в первой половине XX века, поэтому драматические коллизии персонажа не воспринимаются зрителем как некая абстрактная проблема. На фоне сложных исторических перемен, с которыми столкнулся Китай, поднимаются вопросы становления и самоопределения личности. Образ императора Пу И раскрывается постепенно через сопоставление двух сюжетных линий и колористическое решение фильма, так как именно цветовая палитра помогает тонко и многозначно передать психологическое наполнение персонажа. Основные методы исследования – аналитический и сравнительно-исторический. Анализируется композиция фильма, изучается динамика цветовой палитры отдельных эпизодов, что позволяет проследить эволюцию образа. Автор приходит к выводу, что именно колористическое решение фильма позволило создателям передать национальный колорит и историческую атмосферу Китая определенного исторического периода и показать на экране яркий образ главного героя.
Философия и культура, 2023-5
Быкова Н.И. - Цвет как смыслообразующий концепт фильма Чжана Имоу «Герой» c. 74-86

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40814

Аннотация: Предметом исследования является цветовое решение фильма известного китайского режиссера Чжана Имоу «Герой», концептуальное понимание цвета как основного смыслообразующего элемента художественного решения. Объект исследования — приемы изобразительного решения в кинематографе. Восприятие цвета в культуре разных народов отличается определенными нюансами и зависит от множества факторов, в том числе от национальных традиций и исторически сложившихся стереотипов. Фильмы китайских, корейских, японских кинорежиссеров интересны с точки зрения цветового решения, так как отличаются художественным своеобразием и нередко предлагают российскому зрителю неординарное решение замысла не только на уровне осмысления содержания, но и на уровне специфической цветовой палитры.   Автором подробно рассматривается цветовая символика фильма Чжана Имоу «Герой». Осмысляется концептуальное наполнение визуально-образного ряда, своеобразие колористического решения фильма. Основными методами исследования являются аналитический и сравнительно-исторический. Анализируются концептуальные аспекты цветовой палитры фильма как важнейшего смыслообразующего компонента. Рассматривается исторически сложившееся восприятие цветовых образов в китайской культуре. Научная новизна статьи заключается в исследовании цветовой символики фильма Чжана Имоу «Герой» в аспекте соотношения восприятия колористического решения визуального ряда и концептуального содержания фильма. Автор приходит к выводу, что несмотря на амбивалентность восприятия того или иного цвета в визуальном искусстве, колористическое решение предопределено концептуальным содержанием каждого эпизода, поэтому цвет становится ведущим смыслообразующим концептом фильма Чжана Имоу «Герой».
Современное образование, 2021-3
Быкова Н.И. - К вопросу об индикаторах достижения компетенций для УГСН 51.00.00 "Культуроведение и социокультурные проекты" c. 21-33

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.3.34541

Аннотация: Предметом исследования являются компетенции и индикаторы достижения компетенций в образовательных стандартах в сфере культуры и искусства. Объектом исследования является группа специальностей 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты. В частности, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура. Рассматриваются компетенции и индикаторы достижения компетенций по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества». Основным методом данного исследования является анализ литературы и нормативно-правовых документов, в частности государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в аспекте компетентностного подхода. Используется метод описания собственного опыта, основанный на практике работы факультета культуры и искусств и реальной педагогической практике Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Научная новизна статьи заключается в разработке индикаторов общепрофессиональных компетенций для названной группы специальностей. В настоящий момент нет единого понимания индикаторов достижения компетенций, и процесс их разработки находится в стадии активного поиска и научного обсуждения. Актуальность осмысления компетенций и их индикаторов обосновывается тем, что федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения не регламентируют данный аспект, оставляя за разработчиками определенную свободу в данном вопросе. Компетенции и индикаторы компетенций рассматриваются на примере опыты работы факультета культуры и искусств и реальной педагогической практике Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского
Философская мысль, 2017-4
Быкова Н.И. - Деталь как художественный прием в фильме Ф. Кауфмана «Невыносимая легкость бытия» и одноименном романе М. Кундеры c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.4.22443

Аннотация: Предметом исследования является деталь как художественный прием. Объект исследования - роман современного прозаика Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия» и одноименный фильм Ф. Кауфмана. Автором детально исследуется две художественные детали, которые используются в книге и фильме, это черный котелок и зеркало. Изучается вопрос создания образов главных героев через язык художественной литературы и язык кино, средствами экранной образности. Особое внимание уделяется анализу двух персонажей, Томаша и Сабины, жизненные судьбы которых являются движущей силой сюжета. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Анализируются концептуальные аспекты художественной детали как важнейшего смыслообразующего компонента. Научная новизна статьи заключается в исследовании средств художественной выразительности в романе М. Кундеры «Невыносимая легкость бытия» и в фильме Ф. Кауфмана. В работе проанализированы духовно-нравственные искания героев и приведен сопоставительный анализ художественных приемов, иллюстрирующих особенности языка художественной литературы и языка кино.
Человек и культура, 2017-2
Быкова Н.И. - Игра как сюжетообразующий и эстетический феномен игрового кинематографа c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.2.22680

Аннотация: Предметом исследования является игра как художественный прием в современном кинематографе. Объект исследования – современное киноискусство. Изучается вопрос о том, что такое игра с точки зрения философии и искусствоведения. В исследовании анализируются экранизации известных произведений мировой литературы, в основе сюжета которых используется игра в различных ее проявлениях. Интерес представляют в этом аспекте несколько кинематографических произведений, среди них отечественная экранизация повести Ф. Дюрренматта «Авария», режиссер В. Жалакявичюс, и экранизации пьесы Э. Шеффера «Сыщик». Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Сопоставительный анализ кинематографического материала разных лет позволяет проследить динамику изменения кинематографических художественных приемов. В исследовании впервые анализируются фильмы, в которых игра становится одним из главных сюжетообразующих, эстетических или смысловых компонентов, через осмысление которых происходит понимание смысла художественного произведения. Игра интересна как художественный прием в киноискусстве, так как позволяет включать в пространство фильма множество кинематографических приемов, которые позволяют разнообразить и усовершенствовать язык кино.
Человек и культура, 2016-6
Быкова Н.И. - Искусство кино и музеи кино: мировая практика и современные проблемы c. 84-93

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21255

Аннотация: Предметом исследования являются музеи кино. Объект исследования – искусство кино. Автором рассматривается мировой опыт в области создания музеев кино. Изучается история отечественного Музея Кино и перспективы его дальнейшего развития, особое внимание уделяется современному состоянию музея кино и проблемам, связанным с определением функций подобных музеев, которые в настоящий момент однозначно не определены. Осмысление мирового опыта в данном вопросе необходимо для разрешения проблемы создания и функционирования музея кино в России. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Анализируются основные концепции видения музеев кино, их социокультурная значимость. Научная новизна статьи заключается в том, что культурный феномен музея киноискусства детально не исследовался и требует серьезного изучения. Музеи кино существуют во многих странах мира, однако вопрос о том, что понимается именно под музеем кино – это вопрос достаточно сложный в силу синкретичности экранных искусств.
Litera, 2016-4
Быкова Н.И. - Проблема мировосприятия и социальной адаптации в романе Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия» c. 52-63

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.4.21063

Аннотация: Предметом исследования является роман современного прозаика Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия». Объектом исследования являются проблемы, поднимаемые писателем, в частности проблема мировосприятия героями произведения и социальной адаптации. Автором детально исследуется образы главных героев, особенности композиции и основные идеи романа, позволяющие осмыслить проблематику. Изучается вопрос взаимоотношения повествователя, героев и автора произведения. Особое внимание уделяется реминисценциям, среди них – миф о царе Эдипе, интерпретация которого важна для понимания мировоззрения героев. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Анализируются предложенные писателем концепции философского и нравственно-этического плана. Научная новизна статьи заключается в том, что вопрос о мировосприятии героями романа «Невыносимая легкость бытия» в соотношении с образом повествователя, философскими и нравственно-этическими концептами детально не исследовался. Именно этот роман очень важен для понимания всего творчества М. Кундеры, так как, с одной стороны, здесь обозначены важнейшие общечеловеческие проблемы, связанные с выбором жизненного пути, «душой и телом»; с другой стороны, это произведение одно из самых читаемых в творчестве писателя, потому что в нем серьезные проблемы философского мировосприятия раскрываются через общечеловеческие ценности.
Современное образование, 2016-3
Быкова Н.И. - Модернизация образовательных стандартов в сфере культуры и искусства: современная динамика, проблемы и перспективы c. 11-21

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19407

Аннотация: Предметом исследования являются образовательные стандарты в сфере культуры и искусства. Объектом исследования являются этапы модернизации образовательных стандартов, которые осуществлялись за последние 15 лет, проблемы и перспективы развития. Автором подробно анализируется структура трех образовательных стандартов, осуществляется сопоставительный анализ содержания и компетенций. Изучается государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Народное художественное творчество» (2003) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров «Народная художественная культура», которые вступили в действие в 2009 и в 2015 гг. Основным методом данного исследования является анализ действующих на протяжении последних лет государственных образовательных стандартов, основанный на теоретическом осмыслении содержания стандартов и реальной педагогической практике использования данных государственных стандартов в опыте работы Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Научная новизна статьи заключается в том, что глубокий сопоставительный анализ содержания и компетенций стандартов разного поколения в сфере культуры и искусств не осуществлялся. Актуальность осмысления современной динамики обосновывается сложившейся ситуацией в системе высшего образования в связи с подготовкой к утверждению стандартов нового поколения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.