по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Швецова Ольга Юрьевна
Человек и культура, 2019-1
Швецова О.Ю., Дмитриев В.А. - Ораториальное творчество Генделя на примере оратории «Иуда Маккавей» c. 11-22

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28205

Аннотация: В статье предлагается рассмотреть ораторию «Иуда Маккавей» Г.Ф. Генделя с точки зрения традиции и претворения характерных черт жанра в западноевропейском искусстве. Объектом исследования является ораториальное творчество Г.Ф. Генделя, предметом изучения – выявление системы музыкальных элементов, из которых слагается музыкальное действие в рассматриваемом жанре на примере оратории «Иуда Маккавей». Целью настоящего исследования является изучение и анализ проблемы воплощения выразительных и изобразительных приемов письма композитора, характеристики действующих лиц, показ особенностей музыкальной драматургии оратории. Оратории Генделя – это феномен, генетически связанный с различными явлениями искусства и философии, вследствие чего в работе применен комплексный метод исследования, сочетающий исторический и теоретический подходы к изучаемому материалу в изучении семантики сюжета, пространственно-временных процессов, жанровых приоритетов, взаимодействия коллективного и индивидуального начал. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней приведен анализ композиционно-драматургических особенностей оратории «Иуда Маккавей», анализ музыкально-выразительных средств, выявлены особенности воплощения образа народа. Результаты анализа, выводы могут учитываться в дальнейших исследованиях музыки эпохи барокко и в исполнительской практике.
Культура и искусство, 2017-8
Швецова О.Ю. - Взаимодействие музыкального и поэтического ритма в хоровой музыке: проблема анализа c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23756

Аннотация: Статья посвящена выявлению характерных черт хоровой музыки во взаимосвязи с поэзией. Цель статьи заключается в рассмотрении специфики синтетической вокально-поэтической формы, в выявлении констант взаимоотношений слова с музыкальным материалом, в анализе смыслового присутствия текста в музыкальном контексте и их влияния на содержание музыкального опуса. Предметом исследования является специфика построения и организации вокально-хоровой музыки. Исследование базируется на методе сравнительного анализа принципов музыкальной и поэтической организации ритма. Автором анализируются общие механизмы синтеза музыки и поэзии в хоровых сочинениях. На примере стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком» рассматриваются особенности приемов ритмического воплощения поэтического текста, образной значимости формул, проявляющихся в контексте выразительных средств в хорах С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова. Методология исследования – структурный и ритмический анализ нотного текста, в котором поэтический текст анализируется с точки зрения смыслообразующей и дифференцирующей роли музыки. В статье анализируются понятия «выразительные средства», «музыкальная форма», утверждается тезис – диалектическая взаимосвязь слова и музыки на композиционном уровне определяет целостный художественный образ хоровой музыки. Выводами проведенного исследования являются практические рекомендации по содержанию работы в части музыкально-поэтического анализа хорового произведения.
Человек и культура, 2017-4
Швецова О.Ю. - Воспитание музыкального слуха: стилистический аспект c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23755

Аннотация: Статья посвящена вопросам воспитания профессионального музыкального слуха на интонационно-стилевой основе на занятиях сольфеджио. Предметом исследования является стилевое воспитание слуха как способности воспринимать музыкальный стиль на основе проявлений его признаков, оценки соответствия стилевых элементов и осмысления содержания музыкального произведения в стилевом контексте. Стиль в музыке представляет собой иерархическую систему, включающую множество составляющих, выступает на различных уровнях обобщения, характеризуется многоаспектностью своего существования и может быть познан через изучение его детерминант-факторов, обуславливающих конкретно-исторические проявления, материализованные в его категориальном аппарате. Статья посвящена вопросам воспитания профессионального музыкального слуха на интонационно-стилевой основе на занятиях сольфеджио. Предметом исследования является стилевое воспитание слуха как способности воспринимать музыкальный стиль на основе проявлений его признаков, оценки соответствия стилевых элементов и осмысления содержания музыкального произведения в стилевом контексте. Стиль в музыке представляет собой иерархическую систему, включающую множество составляющих, выступает на различных уровнях обобщения, характеризуется многоаспектностью своего существования и может быть познан через изучение его детерминант-факторов, обуславливающих конкретно-исторические проявления, материализованные в его категориальном аппарате. Автор приводит перечень аспектов слухового восприятия, необходимых для формирования стилевого отношения к музыкальному материалу, основанного на изучении исторических, национальных и авторских стилей. Предложенные методы интонационно-стилевого постижения музыки предполагают обеспечение представлений различных пластов музыкальной культуры, выявление традиций и новаторства композиторов, произведений, форм, методов и формирование целостного восприятия всей музыкальной ткани, что способствует обогащению интонационно-слухового опыта музыканта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.